- ЛИДЗАНИ Карло
Лидза́ни Карло (Lizzani) (р. 3.4.1917), итальянский режиссёр, сценарист, историк кино. Учился в Экспериментальном киноцентре в Риме. В начале 40-х гг. примкнул к группе антифашистски настроенных критиков, заложивших идейно-художественные основы неореализма. В кино с 1945 как сценарист, ассистент режиссёра и актёр в фильмах А. Вергано, Дж. Де Сантиса, Р. Росселлини, А. Латтуады. В 1950 снял документальную ленту «На Юге кое-что переменилось», в 1951 «Модена город Красной Эмилии». Создав независимый от продюсеров кинокооператив, поставил художественный фильм «Опасно: бандиты!» (1951, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1952), посвященный борьбе итальянских партизан. Антифашистский по своему звучанию, фильм подвергся цензурным преследованиям. В 1953 экранизировал роман В. Пратолини «Повесть о бедных влюблённых» (премия международного кинофестиваля в Канне, 1954, и др.). В 1955 поставил комедию «Развинченный», в 1957 вернулся в документальное кино, сняв в Китае полнометражный документальный фильм «Великая Китайская стена». Поставил остросюжетные, снятые в документальной манере антифашистские исторические фильмы «Горбун» (1961), «Золото Рима» (1961) и «Веронский процесс» (1963). Ленты «Бандиты в Милане» (1968), «Барбаджа» (1969) и др. были сделаны в жанре «полицейского» или гангстерского фильма, однако в них преобладали мотивы социальной критики и элементы социального исследования. Под псевдонимом Ли Бивер поставил несколько «вестернов по-итальянски». В 1968 экранизировал повесть Дж. Верги «Любовница Граминьи» (в главных ролях Дж. М. Волонте и С. Сандрелли, с НРБ). В русле итальянского политического кино Лидзани поставил фильм о бесславном конце дуче «Муссолини: последний акт» (1974), как бы продолжавший фильм «Веронский процесс». В 1976 на материале газетной хроники поставил фильм «Площадь Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство», обличавший преступления молодых итальянских неофашистов. В 197677 снял полнометражный документальный фильм об ангольской революции «Африка чёрная, Африка красная». В 1980 экранизировал роман И. Силоне «Фонтамара» о нищете и отсталости южноитальянской деревни в 2030-е гг., в 1982 поставил фильм «Дом с жёлтым ковром».
Другие фильмы:
«На окраине большого города» и эпизод «Любовь, за которую платят» в фильме «Любовь в городе» (1953), «Эстерина» (1959), «Конный карабинер» (1961), «Горькая жизнь» и «Челестина» (1964), новелла «Автострада под солнцем» в фильме «Нервная дрожь» («Триллинг», 1965), «Проснись и убей» и «Доллары текут рекой» (1966), «Да почиет!» («Requiescant», 1967), «Примерный Рим» (1971), «Чёрный Турин» (1972), «Клейнхоф-Отель» (1977).Литература:
Il cinema italiano. 18951979, v. 12, Roma, 1980;
В русском переводе Итальянское кино, М., 1956.Г. Д. Богемский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.