- ПЕТРИ Элио
Пе́три Элио (Petri) (29.1.192910.11.1982), итальянский режиссёр. Начинал как сценарист и кинокритик. Дебютировал в 1959 документальным фильмом «Семь крестьян». В 1961 поставил художественный фильм «Убийца» детектив, затрагивающий и моральные проблемы. В экранизации повести Л. Мастронарди «Учитель из Виджевано» (1963) Петри высмеивал искусственный характер «экономического чуда» в Италии 60-х гг. и незадачливых провинциальных бизнесменов. В 1966 поставил фильм «Десятая жертва» (по Р. Шекли). Перенеся действие в Италию будущего, режиссёр сатирически показал нравы современного итальянского буржуазного общества. Наиболее зрелое произведение Петри 60-х гг. фильм «Каждому своё» (по Л. Шаше, 1967, премия международного кинофестиваля в Канне), разоблачавший преступную деятельность сицилийской мафии, её связи с правящими и клерикальными кругами. В этом «социальном детективе», а также в последующих фильмах «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (1969, в советском прокате «Дело гражданина вне всяких подозрений», специальная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне; премия «Оскар», 1970), «Рабочий класс идёт в рай» (1971, главная премия международного кинофестиваля в Канне, 1972), «Собственность больше не кража» (1973), «Тодо модо» (по Шаше, 1976) отчётливо проявилась склонность Петри к напряжённой сюжетности, чётко очерченным характерам, стремительному развитию действия, к острой сатире. В 1980 поставил фильм «Хорошие известия».
Другие фильмы:
«Считанные дни» (1962), «Тихое место в деревне» (1968, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1969).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.