РЕНУАР Жан это:

РЕНУАР Жан

Ренуа́р Жан (Renoir) (15.9.1894—12.2.1979), французский режиссёр. Сын художника-импрессиониста О. Ренуара. В 1924 написал сценарий фильма «Безрадостная жизнь» (режиссёр А. Дьёдонне). В том же году поставил по собственному сценарию фильм «Дочь воды», в котором наибольший интерес представляли картины французской природы (фильм почти целиком снят на натуре). Эпизод сна героини, снятый с применением рапид-съёмки и метода многократного экспонирования, дал основание критике отнести этот фильм к произведениям «Авангарда». Затем поставил в Германии фильм «Нана» (по Э. Золя, 1926). Экспериментальный фильм «Маленькая продавщица спичек» (по X. К. Андерсену, 1928) привлёк внимание своей поэтичностью и принёс режиссёру признание авангардистских кругов. Ряд фильмов Ренуара носил преимущественно развлекательный характер: «Лодырь» (по водевилю Муэзи-Эона и Сильвана, 1928), «Турнир» и «Блед» (1929), «Ребёнку дают слабительное» (по Ж. Фейдо, 1931, 1-й звуковой фильм Ренуара). Талант Ренуара проявился с новой силой в фильме «Сука» (1931), драме из жизни мелкой буржуазии и парижского «дна», где натуралистическое описание нравов сочеталось с изысканностью киноязыка. Соединение жизненного правдоподобия, бытовых деталей с поэтическим восприятием мира и элементами гротеска характеризует такие его фильмы, как «Ночь на перекрёстке» (по Ж. Сименону) и «Будю, спасённый из воды» (1932), «Шотар и К°» (1933). Фильм «Мадам Бовари» (по Г. Флоберу, 1934) знаменовал обращение режиссёра к традициям французской классической литературы. В фильме «Тони» (1934), изображавшем жизнь рабочих-иммигрантов на юге Франции, большинство эпизодов снималось на натуре, при естественном освещении; фильм сопровождался итальянскими и испанскими народными песнями. Правдивые картины народного быта и простота сюжетного построения дали основание считать Ренуара одним из предшественников неореализма в Италии. Народную городскую среду воспроизводил фильм «Преступление господина Ланжа» (1935), затрагивавший тему солидарности рабочих, противостоящих хозяину-капиталисту, хотя эта тема и трактована в фильме в несколько наивном, авантюрно-мелодраматическом духе. Социальной остротой отмечен фильм Ренуара «На дне» (по М. Горькому, 1936), действие которого было перенесено в современную Францию. В это время Ренуар сблизился с движением Народного фронта и руководил постановкой пропагандистского фильма «Жизнь принадлежит нам» (1936, сценаристы Ренуар и П. Вайян-Кутюрье), сделанного по заказу Французской компартии. Идеи Народного фронта получили выражение и в самой значительной ленте Ренуара 30-х гг. «Великая иллюзия» (1937, сценаристы Ренуар и Ш. Спаак, премия международного кинофестиваля в Венеции). Герои фильма — французские офицеры, попавшие в немецкий плен во время 1-й мировой войны. В фильме сильны антимилитаристские и антибуржуазные мотивы. Через образ лейтенанта Марешаля (Ж. Габен), принадлежащего к демократическим слоям общества, выражена вера в то, что народ может и должен взять в свои руки судьбу страны. Психологическая и социальная точность в обрисовке характеров, сила реалистического проникновения в жизнь, демократичность и гуманизм делают этот фильм одной из вершин прогрессивного французского кино. Фильм «Марсельеза» (1938) воспроизводит один из эпизодов Великой французской революции, трактуя его в духе идей Народного фронта о всенародном единении для борьбы с реакцией. Распад Народного фронта и тревожные события конца 30-х гг. усиливают в творчестве Ренуара суровые, пессимистические ноты («Человек-зверь» по Золя, 1938). В причудливой и тревожной трагикомедии «Правила игры» (1939), проникнутой предчувствием военной катастрофы, звучит приговор режиссёра буржуазно-аристократическому обществу. Особое место в творчестве Ренуара 30-х гг. занимает незаконченный фильм «Загородная прогулка» (по Г. Мопассану, 1936, вышел на экран в 1946), пронизанный радостно-горьким восприятием природы, жизни и любви. В начале 2-й мировой войны Ренуар уехал в США. Поставил там фильмы «Южанин» (1945, 1-я премия международного кинофестиваля в Венеции, 1946) и «Дневник горничной» (по О. Мирбо, 1946). В 1951 вернулся в Западную Европу. В 50—60-е гг. основное место в его творчестве заняли поиски пластической гармонии и театральной зрелищности («Золотая карета» по пьесе П. Мериме «Карета святых даров», 1953, Италия), иронически-ностальгическое стремление к поэтизации прошлого («Французский канкан», 1954, «Елена и мужчины», 1956), пантеистические мотивы («Завтрак на траве», 1959). В изобразительных и цветовых решениях Ренуар ориентировался на традиции импрессионистской живописи. В 1962 поставил фильм «Пришпиленный капрал» — комедийный вариант «Великой иллюзии» (действие происходит во время 2-й мировой войны; стремление к свободе трактуется как стихийная потребность человека). Телефильм «Маленький театр Жана Ренуара» (1969) завершил его режиссёрскую карьеру. Фильм состоит из четырёх театрализованных скетчей, являющихся вариациями на тему об относительности различий между искусством и жизнью, реальностью и иллюзией. Ренуар — автор сценариев большинства своих фильмов, во многих снимался как актёр. В 60-е гг. писал пьесы, выпустил книгу воспоминаний о своём отце О. Ренуаре (1962) и др. С 1960 преподавал режиссуру в Калифорнийском университете в США. До конца жизни Ренуар сохранил свои демократические симпатии и гуманистические идеалы. Специальная премия «Оскар» (1975).

Другие фильмы:
«Чарльстон» и «Маркитта» (1927); в США — «Болотная вода» (1941), «Эта земля моя» (1943), «Привет Франции» (1944, документальный), «Женщина на берегу» (1946); «Река» (1950, премия международного кинофестиваля в Венеции, 1951, Индия), «Тигр в городе» (1957, короткометражный), «Завещание доктора Корделье» (1958, телефильм, киновариант — 1961).

Сочинения:
Ecrits 1926—1971, Р., 1974;
В русском переводе — Моя жизнь и мои фильмы, М., 1981.

Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960;
Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарии, пер. с франц., М., 1972;
Bazin A., Jean Renoir, P., 1971;
Cauliez A. J., Jean Renoir, P., 1962;
Venegoni C. F., Jean Renoir, Firenze, 1975;
Sesonske A., Jean Renoir, Camb.—L., 1980.

В. И. Божович.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "РЕНУАР Жан" в других словарях:

  • Ренуар, Жан — Жан Ренуар Jean Renoir …   Википедия

  • Ренуар Жан — Жан Ренуар Jean Renoir Дата рождения: 15 сентября 1894 Место рождения: Париж Франция …   Википедия

  • Ренуар, Жан — Жан Ренуар. РЕНУАР (Renoir) Жан (1894 1979), французский кинорежиссер. Сын О. Ренуара. Пройдя в 20 х гг. через увлечение авангардизмом, обратился в 30 х гг. к реалистическому изображению социальных конфликтов: фильмы “Тони” (1935), “Великая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ренуар Жан — (Renoir) (1894 1979), французский кинорежиссёр. Сын О. Ренуара. Фильмы: «Жизнь принадлежит нам», «На дне» (оба 1936), «Великая иллюзия» (1937), «Марсельеза» (1938), «Французский канкан» (1954), «Завтрак на траве» (1959), «Пришпиленный капрал»… …   Энциклопедический словарь

  • Ренуар Жан — Ренуар (Renoir) Жан (р. 15.9.1894, Париж), французский кинорежиссёр. Сын художника П. О. Ренуара. С 1924 работает в кино. Первые фильмы: «Дочь вод» (1924), «Нана» (1926, по Э. Золя), «Маленькая продавщица спичек» (1928, по Х. К. Андерсену).… …   Большая советская энциклопедия

  • РЕНУАР Жан — РЕНУАР (Renoir) Жан (15 сентября 1894 12 февраля 1979), французский режиссер. Второй сын художника импрессиониста Огюста Ренуара. Участник первой мировой войны (пехота, авиация). Затем занимался керамикой, но интерес к кино и желание видеть на… …   Энциклопедия кино

  • РЕНУАР Жан — (Renoir, Jean) (1894 1979), французский кинорежиссер. Родился 15 сентября 1894 в Париже. Закончил университет в Эксе, во время Первой мировой войны был летчиком наблюдателем. Вернувшись с фронта, стал художником по керамике. В 1924, получив… …   Энциклопедия Кольера

  • Жан Ренуар — Jean Renoir Дата рождения: 15 сентября 1894 Место рождения: Париж Франция …   Википедия

  • Ренуар Ж. — Жан Ренуар Jean Renoir Дата рождения: 15 сентября 1894 Место рождения: Париж Франция …   Википедия

  • Ренуар (значения) — Ренуар  французская фамилия Известные носители Ренуар, Пьер Огюст  выдающийся французский художник импрессионист Ренуар, Жан  выдающийся французский кинорежиссёр, сын Огюста Ренуара Ренуар, Пьер  французский актёр, сын Огюста… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «РЕНУАР Жан» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»