- САУРА Карлос
Са́ура Карлос (Saura) (р. 4.1.1932), испанский режиссёр. Работал фотографом. С 1955 снимал документальные фильмы. В 195764, по окончании мадридского Института изучения и практики кинематографии, преподавал на кафедре режиссуры (в 1964 был уволен за демократические убеждения). Герои фильмов Сауры, духовно богатые люди, не принимая франкистский режим, отгораживаются от окружающей действительности. Вслед за короткометражными фильмами «Воскресный вечер» (1957) и «Куэнка» (1958) вышли ленты «Бродяги» (1960) и «Плач по бандиту» (1963). Широкую известность принёс режиссёру фильм «Охота» (1965, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине) о роковых противоречиях общества, таящихся за видимым благополучием. В этой ленте Саура выводит галерею людей, живущих в мире, рождённом их сознанием и причудливо преломляющем реальность. Несчастья, причинённые людям гражданской войной, заставляют замкнуться в себе героев фильмов «Замороженная мятная лепёшка» (1967, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине) и «Кузина Анхелика» (1973, премия международного кинофестиваля в Канне, 1974). В фильме «Сад наслаждений» (1970) главный герой Антонио (в главных ролях этих фильмов X. Л. Лопес Васкес) уходит в мир фантазии, поняв никчёмность погони за наживой. В ленте «Выкорми ворона» (1975, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, 1976) девочка Анна предаётся видениям, в которых она борется за справедливость в лживом и жестоком мире взрослых. В фильме «Анна и волки» (1972) героиню (играет Дж. Чаплин) губят чудовища, представляющие собой воплощение сил, господствующих в тираническом обществе. Эти же чудовища, воскреснув в фильме «Маме исполняется сто лет» (1979, специальная премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), после падения франкистского режима кажутся скорее смешными. Картина «С завязанными глазами» (1978) рассказывает о пытках испанских политзаключённых, ставит вопрос о социальной ответственности художника. Молодые герои фильма «Быстрей, быстрей...» (1980, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1981), став грабителями, гибнут. В ленте «Кровавая свадьба» (по Ф. Гарсии Лорке, 1981, специальная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1982) Саура показывает, как балетная труппа под руководством балетмейстера А. Гадеса репетирует и исполняет драму Лорки. Искусство балета и искусство кино, сливаясь в поэтических образах, передают глубину народной трагедии, устремлённость героев к любви и свободе. Подобное решение Саура находит и для фильма «Кармен» (1983, премия международного кинофестиваля в Канне). В 1982 поставил фильмы «Сладкие моменты прошлого» и «Антоньета».
Другие фильмы:
«Стресс: три, три» (1968), «Нора» (1969), «Элиза, жизнь моя» (1977).Литература:
Braso Е., Carlos Saura, Madrid, 1974.В. Ю. Силюнас.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.