Visconti, Luchino

Visconti, Luchino
• ВИСКО`НТИ (Visconti) Лукино (наст. фам. Висконти ди Модроне, Visconti di Modrone)
(2.11.1906 - 17.3.1976)
   итал.режиссёр. Кинематографич. деятельность начал в 1936 во Франции как ассист. Ж. Ренуара в ф. "Загородная прогулка".
   В 1940 участвовал в съёмках ф. "Тоска", начатых Ренуаром и прерванных из-за войны (закончены итал. реж. К. Кохом). Первый его ф. "Одержимость" (по роману Дж. Кейна "Почтальон всегда звонит два раза", 1942) явился провозвестником неореализма и резко противостоял парадному муссолиниевскому кинематографу жёстким, неприкрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом, накалом людских страстей.
   Как активный антифашист и участник антифаш. борьбы В. был арестован гестаповцами и спасся от расстрела лишь благодаря случайности. Его эстетич. взгляды окончательно сформировались в кружке передовых кинематографистов и литераторов, объединившихся вокруг ж. "Cinema". В 1945 участвовал в создании док. ф. "Дни славы".
   Одной из вершин неореализма стал ф. "Земля дрожит" (по роману Дж. Верти "Семья Малаволья", 1948), снятый в сицилийском рыбачьем посёлке Ачи-Трецца с участием непроф. исполнителей, говорящих на местном диалекте. Пристальное наблюдение за повседневной жизнью рыбаков, импровизированные диалоги, съёмки в подлинных интерьерах и на натуре - всё это сближало картину с документализмом. Вместе с тем ф. "Земля дрожит" обнаружил свойственную В. высокую и изощрённую пластич. культуру. В кругу неореализма - комедия "Самая красивая" (1951) и к/м новелла в ф. "Мы, женщины" (1953) - обе с участием А. Маньяни, полные живых зарисовок послевоен. быта, римской улицы, психологии городского среднего слоя. В 1954 В. снял ф. "Чувство" (по К. Бойто), ознаменовавший поворот в его исканиях. В этом ф. наметились важные для творчества В. темы губительного эгоизма страсти, конфликт между индивидуализмом и гуманистич. нормами нравственности, морали. В экранизации повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1957), действие к-рой было перенесено в совр. Ливорно, возобладала иная стихия его иск-ва - лиризм, вольная игра кинематографич. фантазии, вбирающей в себя элемент театрализации. В. регулярно работал в драм, и муз. т-ре, равно владея языком сцены и экрана, ставил пьесы У. Шекспира, А. П. Чехова, Ж. Кокто, Ж. Ануя, Т. Уильямса, оперы Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Штрауса. Тенденция к синтезу двух иск-в часто сказывалась в фильмах В.
   Музыка всегда служила для В. одним из важнейших формообразующих элементов фильма. Обширные цитаты из произв. Дж. Верди и А. Брукнера включены им в ф. "Чувство"; "Прелюдия, хорал и фуга" для фортепьяно С. Франка и "Адажиетто" из 5-й симфонии Г. Малера внутренне организуют и подчиняют своему ритму и настроению отдельные эпизоды, а порой и композицию целого - в ф. "Туманные звёзды Большой Медведицы" или "Смерть в Венеции"; в ф. "Леопард" звучит неизданный и малоизвестный вальс Верди и др. В сложносоставное иск-во В. входит и лит-ра - прочная база его фильмов. Большинство из них - экранизации прозы 19 - 20 вв. Возвращаясь в 1960 к совр. материалу, В. в ф. "Рокко и его братья" (по роману (Дж. Тестори "Мост Гизольфы", спец. пр. Мкф в Венеции) открыл для итальянского кино острейшую социальную проблему миграции населения нищих крестьянских провинций Юга в промышленные центры Севера. В форме многопланового семейного романа ф. запечатлел конец патриархального крестьянского рода. По собств. признанию В., в своём анализе совр. обществ, процессов он руководствовался принципами марксистской социальной критики. Форма семейного эпоса, а также темы "конца", "заката" (рода, класса, обществ, формации) приобретают большое значение и для дальнейших фильмов. В "Леопарде" (по Дж. Томази ди Лампедуза, 1962, гл. пр. Мкф в Канне, 1963) - романтич. фреске из эпохи Ри-сорджименто, повествование об упадке старинного сицилийского поместья имеет чёткий социальный контекст: уход аристократии с историч. арены, наступление царства буржуазии. Кинороман "Гибель богов" (1969), рассказывая о семье крупных герм, промышленников, представителей правящей верхушки гос-ва, вмещает в себя картину нравств. одичания - почвы и атмосферы гитлеровского переворота. Центр. эпизод ф.- почти док. реконструкция историч. события - "ночи длинных ножей", когда в июне 1934 эсэсовцы уничтожили главарей СА, помогавших прийти Гитлеру к власти. Эта сцена принадлежит к наиболее сильным антифаш. страницам мирового кино. Ещё один вариант темы гибели рода, финала истории семьи дан В. в ф. "Туманные звёзды Большой Медведицы" (1965, гл. пр. Мкф в Венеции), где явственны мифологич. реминисценции и символика. Разработку жанра к/м новеллы В. продолжил в ф. "Боккаччо-70" (эпизод "Работа" по новелле Г. Мопассана "На постели", 1961) и "Колдуньи" (новелла "Колдунья, сожжённая заживо", 1966). В 1967 экранизировал роман А. Камю " Посторонний ".
   Картины В., снятые в 70-е гг., могут рассматриваться как единый цикл, связанный внутренней общностью тем и нравственно-филос. проблематики, единством стиля. Судьбы гуманизма, художник и культура, человек и его время - гл. темы этого периода. Трагедия индивидуализма, отъединённости - основной нравств. сюжет. Панорама "заката Европы", пышного, величавого и болезненного декаданса, служит активным эмоц. фоном гибели одиноких героев, пытающихся спастись от грубого и пошлого мира в поклонении идеальной красоте, подобно герою ф. "Смерть в Венеции" (по Т. Манну, 1971, юбил. пр. Мкф в Канне) композитору Г. Ашенбаху или королю-меценату Людвигу II Баварскому в ф. "Людвиг" (1972), чьё одиночество и безумие есть логич. точка в развитии темы. Напряжёнными поисками выхода, жаждой света проникнут ф. "Семейный портрет в интерьере" (1974), где эгоистич. высокомерному невмешательству в тревоги и скорби предложена альтернатива контакта, сочувствия, осознания причаст ности к миру, каков он ни есть, общей ответственности за его болезни и зло. В ф. "Невинный" (1976), вышедшем после смерти В., режиссёром вынесен окончат, приговор аморализму, культу наслаждения, античеловечному "всё дозволено" и с небывалым лирич. волнением говорится о вечных ценностях любви, материнства, самоотвержения во имя ближнего. Шитова В., Лукино Висконти, М., 1965; Юткевич С, Лукино Великолепный, или Похвала режиссуре, "ИК", 1979. № 12; Blasetti A. ed., Cinema italiano oggi, Roma, 1950; Ferrara G., Luchino Visconti, P., 1970; Вaldelli P., Luchino Visconti, Mil., 1973; Cabourg J., Luchino Visconti, 1906 - 1976, "L'Avantscine. Cinema", 1977, 183 - 184; Luchino Visconti. Ilmio teatro, v. I, 1936 - 1953, v. II. 1954 - 1976, Bologna, 1979.
   H. M. Зоркая.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Visconti, Luchino" в других словарях:

  • Visconti,Luchino — Visconti, Luchino. Duke of Modrone. 1906 1976. Italian stage and film director considered a founder of the Italian neo realist style, which focused on ordinary people and postwar social issues. His films include La Terra Trema (1948) and Death in …   Universalium

  • Visconti, Luchino — orig. Don Luchino Visconti, count di Modrone born Nov. 2, 1906, Milan died March 17, 1976, Rome Italian film and theatre director. Born into the nobility, he became an assistant to Jean Renoir in 1935. He directed his first film, Ossessione… …   Universalium

  • Visconti, Luchino — (1906 1976)    Screenwriter and director of opera, theater, and film. Acknowledged as one of the foremost directors of the Italian cinema, Visconti was born into a rich and noble family that traced its ancestry to the rulers of Milan during the… …   Guide to cinema

  • Visconti, Luchino — (1906 1976)    Screenwriter and director of opera, theater, and film. Acknowledged as one of the foremost directors of the Italian cinema, Visconti was born into a rich and noble family that traced its ancestry to the rulers of Milan during the… …   Historical dictionary of Italian cinema

  • Visconti, Luchino — (1906–1976)    The scion of one of Italy’s oldest and most aristocratic families, Visconti entered the cinema relatively late and was nearly 30 when a chance social contact enabled him to work with the great French director Jean Renoir.… …   Historical Dictionary of modern Italy

  • Visconti, Luchino — ► (1906 76) Director cinematográfico italiano. Fue premiado en el Festival de Venecia de 1948 por La tierra tiembla, en 1957 por Noches blancas, en 1960 por Rocco y sus hermanos y en el de Cannes de 1973 por El Gatopardo. Ha dirigido también:… …   Enciclopedia Universal

  • Visconti, Luchino — pseud. di Visconti di Modrone, Luchino …   Sinonimi e Contrari. Terza edizione

  • Visconti — Visconti, Luchino ► Nombre de una célebre familia gibelina de Milán, que gobernó en esta ciudad desde el s. XIII al XV, fundada por el arzobispo Otón (1207 95), primer señor de Milán (1277 95); entre sus sucesores destacan Matteo (1250 1322),… …   Enciclopedia Universal

  • Visconti — (Louis Tullius Joachim) (1791 1853) architecte français: fontaines Molière (Paris), mausolée de Napoléon Ier aux Invalides. Visconti (Luchino) (1906 1976) cinéaste italien. Pionnier du néo réalisme (Ossessione, 1942), il réalisa des films de… …   Encyclopédie Universelle

  • Luchino Visconti — For the Milanese ruler, see Luchino Visconti (died 1349). Luchino Visconti Born Luchino Visconti di Modrone November 2, 1906(1906 11 02) Milan, Lo …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»