- БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо
Бертолу́ччи Бернардо (Bertolucci) (p. 16.3.1941), итальянский режиссёр. Снискал признание как поэт. В 1961 стал работать помощником режиссёра у П. П. Пазолини. Под его влиянием поставил в 1962 с участием непрофессиональных актёров фильм «Костлявая кума» из жизни римских низов, проникнутый лиризмом и содержавший мотивы социальной критики. В фильме «Перед революцией» (1964) также сказалось влияние Пазолини. Это исповедь юноши из буржуазной семьи, не решающегося принять марксизм и встать на путь борьбы в застывшем итальянском обществе. Фильм «Партнёр» (по повести Ф. М. Достоевского «Двойник», 1968) осмеивал нравы буржуазного «общества потребления», отражал настроения молодёжного бунта конца 60-х гг. Поставил в 1969 эпизод «Бесплодная смоковница» («Агония») в фильме «Любовь и ярость», созданном несколькими режиссёрами.
Заявил о себе как один из представителей прогрессивного направления политического кино, сняв фильм «Конформист» (по А. Моравиа, 1970). Антифашистская тема продолжена Бертолуччи и в телефильме «Стратегия паука» (1970, и киновариант), однако лежащая в его основе абстрактная морально-этическая схема (заимствованная из эссе «О предательстве и герое» аргентинского писателя X. Л. Борхеса) ослабляла звучание фильма. Одновременно Бертолуччи снял остросоциальный документальный фильм-репортаж «Бедные умирают раньше». Разнообразие проблематики и формы свидетельствовали о постоянных творческих поисках режиссёра, однако нередко его фильмы были не свободны от пороков буржуазного кино, против которого он выступал. Так, скандальный характер носил успех его фильма «Последнее танго в Париже» (1972), проникнутого эротикой и фрейдистскими мотивами. Эти же мотивы прозвучали и в фильме «Луна» (1979), трактовавшем отношения между матерью и подростком-сыном. Наиболее зрелое и значительное произведение Бертолуччи лента «Двадцатый век» (1976) широкая фреска итальянской народной жизни на протяжении полувека (продолжительность фильма в 2 «актах» 5 часов 20 минут). Действие этого фильма, как и большинства других фильмов Бертолуччи, происходит в области Эмилия на родине режиссёра. Бертолуччи показал становление сначала крестьянского, потом социалистического и коммунистического движения, партизанскую борьбу и победу над фашистами. Фильм построен по классической схеме семейного романа-саги: в центре сюжета судьбы помещика и батрака, родившихся в одном поместье в один день и логикой классовой борьбы поставленных по разные стороны баррикады. В 1981 Бертолуччи поставил фильм «Трагедия смешного человека», в котором затронул мотивы современной итальянской действительности (безудержная тяга к обогащению, похищение людей с целью получения выкупа и др.).
Бертолуччи автор сценариев нескольких фильмов других режиссёров. В работе над своими фильмами сотрудничает с братом Дж. Бертолуччи режиссёром, сценаристом и продюсером, который, в частности, снял две документальные ленты об истории создания фильма «Двадцатый век» (1976).
Г. Д. Богемский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.