- АЛЬТЕРНАТИВНОЕ КИНО
альтернати́вное кино́, принятое в западном киноведении собирательное понятие, обозначающее совокупность произведений, которые создаются и распространяются вне системы буржуазной кинопромышленности и коммерческого проката. Термин «альтернативное кино», как и его менее распространённые синонимы маргинальное, или параллельное, кино, появился в конце 60-х гг., когда стало очевидно, что формы творчества, в той или иной мере противостоящие коммерческой ориентации киномонополий, не ограничиваются сугубо эстетическими экспериментами, а охватывают значительно более широкий спектр кинематографических явлений. Альтернативное кино представляет собой конгломерат тенденций, различных по своей идейно-художественной направленности и источникам финансирования (от благотворительных фондов крупнейших монополий до средств политических партий, профессиональных объединений или вкладов частных лиц).
Альтернативное кино восходит к «Авангарду» 20-х гг. со свойственным его представителям стремлением найти киноварианты новейших исканий в изобразительном искусстве и поэзии капиталистических стран. Абстрактные ленты, опыты цветомузыки, экспериментальная мультипликация, неповествовательные ассоциативно-поэтические игровые картины важнейшие направления развития альтернативного кино. Близки к названным явлениям и предполагаемые пути разработки художественных возможностей новой техники: фильмы, создаваемые с помощью ЭВМ, голограммы, «видеоискусство», а также «развёрнутое кино», сочетающее различные формы экранного творчества со сценическим действием. Эти и им подобные эксперименты получили особенно широкое распространение в американском «подпольном кино». С конца 40-х гг. «подпольное кино» давало примеры вызывающих, непристойных лент. Но вместе с тем альтернативное кино, и в частности «подпольное кино» США, включало и ленты социально-критической направленности, как игровые, так и документальные. Эта тенденция, получившая название «борющегося кино», стала ведущей на рубеже 6070-х гг. в непосредственной связи с расширением масштабов массового антиимпериалистического движения. «Внесистемные» политические фильмы создавались преимущественно кинообъединениями при политических партиях (в том числе коммунистических), крупнейших профсоюзах, а также при различного рода экстремистских группировках. Поэтому исходные антибуржуазные установки выражались в них далеко не всегда последовательно. «Борющееся кино» получило распространение и в странах Латинской Америки, где оно было направлено в первую очередь против экспансии империализма США.
Литература:
Мельвиль Л., Подводя итоги «параллельного» кино на Западе, «ИК», 1980, № 4.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.