Бельгийская кинематография это:

Бельгийская кинематография
«Чайки умирают в гавани».

«Чайки умирают в гавани».
Режиссёры Р. Верхаверт, Р. Кёйперс, И. Михилс.
1955.

бельги́йская кинематогра́фия. В 1896 в Брюсселе состоялся первый публичный киносеанс. Выходец из Франции А. Машен в 1908 создал киностудию в Харревелде, где в 1909—14 поставил короткометражные художественные фильмы «Дочь Делфта», «Чёрный бриллиант», «Будь проклята, война!» и др. Попытки поднять национальный кинематограф после 1-й мировой войны (новая киностудия открылась в Машлене) из-за конкуренции американских, немецких и французских фирм и начавшегося переезда актёров и сценаристов во Францию свелись в основном к съёмкам документальных, научно-популярных, этнографических картин: «К центру Южной Америки» (1924), «Индейцы Гран-Чако» (1925), «В стране скальпов» (1930) — все режиссёра Р. де Ваврена. Звуковые фильмы выпускались на французском языке (в Валлонии) и фламандском (во Фландрии). Первые из них — «Семья Клентанс» (1929) и «Самый прекрасный сон» (1930) — оба режиссёра Г. Шукенса. Под влиянием достижений английского, немецкого, советского киноискусства бельгийские режиссёры вели поиски новых средств выразительности при съёмке видовых, этнографических, искусствоведческих фильмов. Вклад в развитие бельгийского кино внесли режиссёры Ш. Декёкелер и А. Сторк. Производство художественных фильмов в Бельгии было эпизодическим. Наиболее значительные фильмы «Кудель» (1934, режиссёр Я. Вандерхейден) и «Дурной глаз» (1936, режиссёр Декёкелер) тяготели к изображению кажущегося таинственным и необъяснимым. С конца 30-х гг. успешно ставились фильмы об искусстве. Ряд лент посвящён анализу произведений классического фламандского искусства («Взгляд на старую Бельгию», 1936, режиссёр Сторк; «Мистический агнец», 1939, и «Мемлинг», 1940, — оба режиссёра А. Ковена). Декёкелер ввёл в фильм «Источники вдохновения» (1938) параллельный монтаж снятых им людей и пейзажей, написанных старыми фламандскими мастерами. Развитие бельгийской кинематографии, прерванное 2-й мировой войной и немецко-фашистской оккупацией, возобновилось в начале 50-х гг. с участием иностранного капитала. Первым опытом такого сотрудничества стал фильм «Банкет контрабандистов» (1951, режиссёр Сторк). В 1953—62 в Бельгии было выпущено 48 полнометражных художественных фильмов, преимущественно совместно с Францией, ФРГ, Нидерландами. К лучшим фильмам этого периода, отмеченным интересом к жизни простых людей, относится фильм «Чайки умирают в гавани» (1955, режиссёры Р. Верхаверт, Р. Кёйперс, И. Михилс). В 1963 было введено государственное субсидирование кинопроизводства. Во Фландрии (1964) и в Валлонии (1967) организованы киноуправления. В 60—70-е гг. появились фильмы, перегруженные символикой, мистическим содержанием. В картинах режиссёра А. Дельво наряду с тонкими психологическими мотивировками постоянны чередования реального и ирреального («Человек с бритой головой», 1965, «Однажды вечером в поезде», 1968, «Свидание в Бре», 1971). Символикой и натурализмом наполнены фильмы «Клан» (1969, режиссёр П. Леду), «Мальпертуис» (1971) и «Красные губы» (1972) — оба режиссёра Г. Кюмеля, «Объятия» (1968, режиссёры П. Колле, П. Друо), «Возлюбленная» (1972, режиссёр К. Мениль), «Свадебная ваза» (1974, режиссёр Т. Зено). В бельгийской кинематографии создаются и реалистические произведения, окрашенные поэзией простых человеческих отношений, гуманизмом. Среди них: «Дом, милый дом» (1973, режиссёр Б. Лами) — грустная комедия о жизни обитателей домов для престарелых, «Новобранец» (1973) и «Палитер» (1975) — оба режиссёра Верхаверта. Стремлением расширить тематику бельгийской кинематографии, приблизить её к проблемам современной жизни проникнуты фильмы «С меня довольно» (1972, режиссёр М. Юисман), «Сын Амра умер» (1974) и «Большой пейзаж Алексиса Древена» (1981) — оба режиссёра Ж. Андриена, «Женщина между собакой и волком» (1979, режиссёр Дельво), «Жанна Дильман» (1975) и «Встречи с Анной» (1978) — оба режиссёра Ш. Акерман.

Значительное место в кинопроизводстве бельгийской кинематографии занимают фильмы об искусстве: «Мир Поля Дельво» (1946, режиссёр Сторк), «Рубенс» (1948, режиссёры Сторк, П. Хасартс), «Маски и лица Джеймса Энсора» (1950, режиссёр Хасартс), «Магрит» (1960, режиссёр Л. де Эш), «Иероним Босх» (1963, режиссёр Ф. Вейерганс). Документальные бельгийские фильмы отличаются умелым монтажом, оперативным мастерством, поэтичностью («Док», 1955, режиссёр Дежлен; «Бельгийская сюита», 1958, режиссёр Л. Деруази; «Властители леса», 1958, режиссёры Г. Сильман, А. Брандт; «Бельгийские праздники», 1972, режиссёр Сторк). Ряд документальных фильмов обращён к общеполитическим проблемам современности: «Бороться за наши права» (1961), «Открытый диалог» (1971) — оба режиссёра Ф. Бюэнса, «Валлония» (1971, режиссёр Ж. Громбер).

Регулярное производство мультипликационных фильмов началось в Бельгии в конце 40-х гг. Ведущие мультипликаторы — Э. Риссак («Зубы-деньги», 1962, «Человек из кино», 1964), Р. Серве («Огни залива», 1960, «Фальшивая нота», 1964, «Хромофобия», 1965). Среди актёров — Р. ван Хол, И. Мертенс, И. Лейзен, Г. ван Лангендонг, И. Вербист, К. Влерик. Кинематографистов готовят в семи высших учебных заведениях, в 1938 была открыта Бельгийская королевская синематека, при которой в 1962 создан Музей кино. Имеются Ассоциация авторов кино- и телепостановок, Союз бельгийских кинокритиков. В 1953 учреждена международная премия «Фемина». С 1954 раз в два года в Бельгии проводятся национальные кинофестивали. С 1974 в Брюсселе ежегодно устраиваются кинофестивали. Материалы по истории и теории бельгийского кино печатаются в журнале «Cine-dossiers» (с 1967). В стране (1980) около 540 кинотеатров. Ежегодно производится 8—10 полнометражных фильмов.

также: Указатель фильмов по странам. Бельгия

Литература:
Воlen F., Histoire authentique, anecdotique, folklorique et critique du cinéma belge depuis ses plus lointaines origines, Brux., 1978;
Davay P., Cinéma de Belgique, Gembloux, 1973.

Г. А. Паповян.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»