Болгарская кинематография это:

Болгарская кинематография
«Песня о человеке».

«Песня о человеке».
Режиссёр Б. Шаралиев.
1954.

болга́рская кинематогра́фия. Первый публичный сеанс состоялся в марте 1897 в г. Русе. Десять лет спустя началось производство документальных и хроникальных фильмов (операторы Г. Велчев, И. Жеков, И. Димитров, Крепиев и др.). В 1907 и 1908 были открыты первые кинотеатр. в Софии, затем в Русе, Варне, Пловдиве, Стара-Загоре и др. В 1915 был поставлен национальный художественный фильм — комедия «Галантный болгарин», в котором театральный актёр В. Гендов снялся в главной роли и выступил в качестве режиссёра. В 1910-е гг. было создано несколько художественных, много документальных и хроникальных фильмов. В 1919 возникло акционерное общество «Лунафильм», на средства которого снимались короткометражные, а затем и художественные фильмы, в том числе экранизации литературных произведений болгарских писателей: «Под старым небом» (по Ц. Церковскому, 1922, поставил русский режиссер Н. Ларина) и др. До 1930-х гг. выпускались главным образом комедии и любовные мелодрамы из жизни мелкобуржуазных городских слоев. Элементы социальной направленности появились в фильме «После пожара над Россией» (1930). В 1933 выпущен первый звуковой фильм «Бунт рабов» (режиссер Гендов) о национальном герое В. Левском. Среди фильмов: «Могилы без крестов» (1931, режиссер Б. Борозанов), «Громада» (по И. Вазову, 1936, режиссер А. Вазов), фильм о национально-освободительной борьбе болгарского народа «Страхил-воевода» (1938, режиссер И. Новак). В 1939 создана первая государственная киноорганизация «Болгарское дело», снимавшая в годы 2-й мировой войны преимущественно хроникальные и документальные фильмы.

Новый этап в развитии болгарской кинематографии начался после установления народно-демократической власти в 1944. В 1946 «Болгарское дело» получило монопольное право импорта и проката фильма в стране. В 1948 была национализирована отечеств, кинематография. В конце 40-х гг. снято много документальных фильмов: «Один день в Софии», «Дорога республики», «Люди в облаках», «Мир под чадрой», «Пятый съезд БКП» и др., в содружестве с советскими кинематографистами — полнометражный документальный фильм «Болгария». В первой половине 50-х гг. вместе со старшим поколением кинематографистов (режиссеры А. Маринович, З. Жандов, операторы Е. Рашев, В. Холиолчев, Б. Карастоянов) начали работать выпускники ВГИКа: сценаристы А. Вагенштайн, X. Ганев, Б. Енчев, X Сайтов; режиссеры Д. Даковский, Б. Шаралиев, X. Писков, Н. Корабов, В. Янчев, Я. Янков; операторы В. Радев, мультипликатор Т. Динов, киновед А. Александров; выпускники софийского ВИТИСа — режиссеры Р. Вылчанов, Б. Желязкова, Л. Шарланджиев, Л. Кирков и др. Было создано объединение «Болгарская кинематография» (руководитель С. Рашев). Первый игровой фильм социалистической болгарской кинематографии — историко-революционная лента «Калин Орёл» (1950, режиссер Борозанов, в советском прокате «Побег из неволи»). Фильмы «Тревога» (1951) и «Герои сентября» (1954) — оба режиссера Жандова отразили различные этапы социальной борьбы болгарского народа. Проникнутые революционной романтикой и гражданским пафосом, они отличались, однако, некоторым схематизмом. Появились фильмы на современные темы: «Утро над Родиной» (1951, режиссеры Маринович, С. Сырчаджиев), «Неспокойный путь» (1955) и «Тайная вечеря седмаков» (1957, в советском прокате «Закон разрешает») — оба режиссера Даковского, «Это случилось на улице» (режиссер Янков), «Пункт первый повестки дня» (режиссер Даковский) и «Адамово ребро» (режиссер Маринович) — все 1956. Историко-биографический фильм «Песня о человеке» (1954, режиссер Шаралиев) о героически погибшем поэте-коммунисте Н. Вапцарове, приключенческий фильм «Следы остаются» (1956, режиссер П. Василев), комедии «Две победы» (1956, режиссер Шаралиев), «Любимец № 13» (1958, режиссер Янчев) определили появление новых жанров в болгарской кинематографии. Было много экранизаций, среди лучших фильмов: «Под игом» (по Вазову; 1952, режиссер Даковский), «Сноха» (по Г. Караславову, 1954, режиссер Маринович), «Семья Герака» (1958, режиссер Маринович) и «Земля» (1957, режиссер Жандов, в советском прокате «Брак по расчёту») — оба по Елину Пелину. Были созданы фильмы «Герои Шипки» (1955, с СССР, режиссер С. Д. Васильев) и «Звёзды» (1959, с ГДР, режиссер К. Вольф). Фильмы конца 50-х и 60-х гг. свидетельствовали о поисках новых художественных решений, внимании к внутреннему миру человека, стремлении к глубокому раскрытию его психологии и характера: «На маленьком острове» (1958, режиссер Вылчанов), «Бедная улица» (режиссер Писков) и «Первый урок» (режиссер Вылчанов) — оба 1960, «Как молоды мы были» (1961, режиссер Желязкова), «Солнце и тень» (1962, режиссер Вылчанов) и др. Об антифашистской борьбе, верности коммунистическим идеалам рассказывал фильм «Пленённая стая» (1962, режиссер Мундров). В 1962 на экраны вышел отмеченный эпическим размахом фильм «Табак» (по Д. Димову, режиссер Корабов, в советском прокате «Конец “Никотианы”»), в 1964—«Похититель персиков» (по Е. Станеву, режиссер Радев). В обоих фильмах снялась Н. Коканова, ставшая одной из самых популярных актрис болгарского кино. В новаторском фильме Вылчанова «Инспектор и ночь» (по Б. Райнову, 1963) детективно-приключенческий жанр обогатился новой лирико-комедийной трактовкой. Об успехах жанра комедии свидетельствовал фильм «Невероятная история» (1964, режиссер Янчев). С середины 60-х гг. возросла идейно-художественная зрелость болгарской кинематографии. Были поставлены исторические фильмы: «Цепь» (1964, режиссер Шарланджиев), «Царь и генерал» (1966, режиссер Радев), «Самая длинная ночь» (1967, режиссер Шаралиев) и др. Новое мироощущение современников, их попытки найти себя и своё место в жизни отразились в фильмах «Разрешение на брак» («Вула», режиссер Корабов) и «В понедельник утром» (режиссер Писков, Акташева) — оба 1965, «Карамболь» (режиссер Шарланджиев), «Мужчины» (режиссер В. Мирчев) и «Рыцарь без доспехов» (режиссер Шаралиев) — все 1966, «Отклонение» (режиссер Г. Островский, Т. Стоянов) и «Запах миндаля» (режиссер Шарланджиев)— оба 1967, «Шведские короли» (1968, режиссер Кирков), «Белая комната» (1969, режиссер М. Андонов). Были созданы фильмы: «Случай в Пенлеве» (1968) и «Птицы и гончие» (1969) — оба режиссера Г. Стоянова, «Иконостас» (1969, режиссеры Динов, X. Христов).

В начале 70-х гг. значительные фильмы поставил режиссер Шаралиев («Прощайте, друзья», 1970), Христов («Наковальня или молот», 1972), Кирков («Мальчик уходит», 1972, в советском прокате «Вольная птица»), Желязкова («Последнее слово», 1973). В кино пришло новое поколение режиссёров: Г. Дюлгеров («Экзамен», 1971, «И грянул день», 1973), Л. Стайков («Любовь», 1972), И. Терзиев («Мужчины без дела», 1973), И. Ничев («Воспоминание», 1974), М. Николов («Дневной свет», 1973). Большой успех имел фильм «Козий рог» (1972, режиссер Андонов), созданный на историческом материале. Современной трактовкой темы Сопротивления отмечены фильмы Радева «Чёрные ангелы» (1970) и З. Хеския «Восьмой» (1969). О расширении возможностей комедийного жанра свидетельствовали аллегорическая комедия «Кит» (1970, режиссер Василев) и фильм «Трое из запаса» (1971, режиссер Хеския). В середине 70-х гг. возникло новое направление в болгарской кинематографии, связанное с социально-психологическим исследованием одной из актуальнейших проблем страны — миграции населения. В фильмах, созданных на эту тему, оригинальных по форме, отражены радикальные перемены в психологии народа как следствие научно-технической революции, урбанизации, разрыва вековых связей с патриархальной культурой села: «Последнее лето» (1974, режиссер Христов), а также фильмы по сценариям Г. Мишева, основоположника этого тематического направления: «Пересчёт диких зайцев» (1973, режиссер Э. Захариев), «Крестьянин на велосипеде» (1974, режиссер Кирков), «Дачная зона» (1975, режиссер Захариев), «Матриархат» (1977, Кирков). Тема миграции — также в фильмах «Дерево без корней» (1974, режиссер Христов), «Вечные времена» (1975, режиссер А. Шопов), «Сверчок в ухе» (1976, режиссер Г. Стоянов), «Крыша» (1978) и «Черешневый сад» (1979) — оба режиссера И. Андонова, и др. Интерес к рабочему человеку, представителям интеллигенции, их проблемы и конфликты отражены в ф. «Сильная вода» (режиссер Терзиев) и «Следователь и лес» (режиссер Вылчанов) — оба 1975, «Не уходи» (1976, режиссер Кирков), «Бассейн» (1977, режиссер Желязкова), «Подмена» (режиссер Дюлгеров) и «С любовью и нежностью» (режиссер Вылчанов) — оба 1978, «Короткое солнце» (1979, режиссер Кирков), «Большое ночное купание» (1980, режиссер Желязкова), «Равновесие» (1982, режиссер Кирков). Среди лент второй половины 70-х гг. выделяются фильмы «Авантаж» (1977, режиссер Дюлгеров) и «Барьер» (1979, режиссер Христов). Успехом у зрителей пользовались фильмы на современную тему «Всё — любовь» Шаралиева и «Адаптация» Радева (1979). Большую популярность завоевал ярко зрелищный фильм на историческую тему, посвященный празднованию 1300-летия болгарского государства, «Хан Аспарух» (1981, режиссер Стайков). На историческом материале созданы также фильмы: «Свадьбы Иоанна Асена» (1975, режиссер В. Цанков), «Дополнение к закону о защите государства» (1976, режиссер Стайков, в советском прокате «Взрыв в Софийском соборе»), «По следам пропавших без вести» (1978, телефильм, режиссер Николов). Самобытные, проникнутые национальным духом фильмы созданы Шарланджиевым («Воспоминание о двойняшке», 1976, в советском прокате «Помню всегда»), Ничевым («Звёзды в волосах, слезы в глазах», 1977), Захариевым («Молодецкие времена», 1977), С. Димитровым («Услышь петуха», 1978), Вылчановым («Лакированные ботинки неизвестного солдата», 1979), Стайковым («Иллюзия», 1980). Значительных успехов достигли в 70-х — начале 80-х гг. болгарское детское кино и фильмы, затрагивающие проблемы детей: «Ежи рождаются без колючек» (1971, режиссер Д. Петров), «Тигрёнок» (1973) и «Мгновения в спичечной коробке» (1979) — оба режиссера М. Евстатиевой, «Экзамены некстати» (1974), «Ни с кем» (1975) и «Дети играют на улице» (1978, телефильм.) — все режиссера Грыбчевой, «Йо-хо-хо!» (1981, режиссер Хеския) и др. Созданы: комедийные фильмы — «Тепло» (1978, режиссер Янчев), «Рояль» (режиссер Пунчев, в советском прокате «В поисках музыки») и «Что-то из ничего» (режиссер Н. Рударов) — оба 1979, «Двойник» (режиссер Н. Волев) и «Белый танец» (И. Андонов) — оба 1980; экранизации — «Иван Кондарев» (по Станеву, 1973, режиссер Корабов, в советском прокате «Встревоженная тишина»), «Осуждённые души» (по Димову, 1975, режиссер Радев). Интересные работы осуществили молодые режиссеры Волев (документальный фильм «Цемент», 1978), К. Коларов («Служебное положение — ординарец», 1978), И. Павлов («Массовое чудо», 1981), И. Йосифова и М. Петрова («Путешествие», 1980), Е. Михайлов («Дом для нежных душ», 1981) и др. Продолжалось сотрудничество болгарских и советских кинематографистов. Были сняты фильмы: «Первый курьер» (1968, режиссер Янчев), «Братушка» (1976, режиссер И. М. Добролюбов), «Юлия Вревская» (1978, режиссер Корабов). Наряду с мастерами операторского искусства Д. Коларовым, А. Тасевым, Б. Янакиевым, Ц. Чобаньским, В. Димитровым, В. Чичовым, Г. Карайордановым, И. Тренчевым, К. Крумовым ярко проявили себя молодые операторы Р. Спасов, И. Самарджиев, Я. Тодоров, С. Трифонов, Г. Николов, П. Хинков и др. Среди ведущих актёров болгарской кинематографии: И. Димов, К. Кисимов, С. Пейчев, И. Братанов, А. Карамитев, И. Кондов, К. Цонев, Н. Шопов, Г. Черкелов, Г. Георгиев-Гец, Г. Калоянчев, Л. Кабакчиев, П. Слабаков, Н. Анастасов, И. Андонов, С. Данаилов, Р. Делчева, Н. Коканова, Ц. Манева, Д. Тончева, К. Паскалева, В. Донева, А. Карастоянов, Г. Русев, И. Иванов, Ваня Цветкова. В болгарской кинематографии работают композиторы С. Пиронков, Б. Карадимчев, К. Цибулка, К. Дончев, П Ступел, Б. Петков, Г. Генков, М. Левиев, С. Щерев, В. Казанджиев и др.

В 60—70-е гг. успешно развивалось документальное кино (возникло в конце 40-х гг.; зачинатели З. Жандов, Ю. Арнаудов, Р. Григоров, Н. Белогорский, X. Мутаров), сложилась национальная школа. Фильмы, поставленные в этот период, отмечены интересом к личности человека, его проблемам. Наиболее значительные ленты связаны с именами режиссеров X. Ковачева («Нити из радуги», «Человек из народа»), Н. Тошевой («Звено», «Пансион»), О. Кристанова («Канун вечера», «Помощники партизан», «Вечный музыкант»), Н. Ковачева («Временное», «Зимняя пора»), Ю. Стоянова («Захарий Стоянов», «Дни»), Г. Стоева-Джеки («Считанные дни»), И. Дундакова («А пожаров нет»), Л. Батулевой («Пятая рота»), Л. Шишковой («Урок истории»), Я. Вазова («Тени над праздником»); операторов И. Цонева, X. Рачева, X. Тотева, М. Огнянова, Е. Петрова, Т. Ангелова; сц. X. Илиева. В 70-е гг. в документальное кино пришло молодое поколение: З. Драгнев («Короткая автобиография»), В. Живков («Вниз по реке»), А. Алтыпармаков («Очистка»), В. Минчев («Солнце из тысячи солнц»), Л. Ушева («Учиться и работать»), Весела Цветкова («Женщина на стройке»), А. Пеева («Матери»), П. Васев («Наши на Драве») и др.

Значительных успехов достигло и научно-популярное кино (фильмы режиссеров К. Григориева, К. Обрешкова, К. Костова, К. Коева, Стоева-Джеки, Л. Обретенова, Л. Цолова, Г. Антова, П. Пашкова и др.).

Возникновение болгарского мультипликационного кино в начале 50-х гг. связано с именем режиссера Т. Динова («Громоотвод», «Ревность», «Маргаритка», «Прометей 20-го века»). В конце 50-х — первой половине 60-х гг. появились фильмы Д. Донева («Три дурака» и его продолжения — «Умная деревня», «Де факто» и др.), С. Дукова («Февраль»), З. Дойчевой («Дыра», «Аквариум»), X. Топузанова («Ножнички и мальчишка»), Р. Бычваровой («Басня») и др.; в 60—70-е гг. — И. Веселинова («Наследники»), Г. Чавдарова («Идол»), П. Богданова («Веселяки»), П. Пройкова («Буфосинхронисты»), К. Переноски («Осторожно, красно!»). Во второй половине 70-х гг. появились фильмы молодых мультипликаторов А. Кулева («Гипотеза»), Р. Петкова («Автобус»), С. Бакалова («Пастораль»), Н. Тодорова («Одиссей»), Ю. Мюнинга («Мышиный город») и др.

Среди критиков и киноведов Болгарии — Я. Молхов, Э. Петров, Н. Милев, Т. Андрейков, И. Знепольский, X. Кирков, И. Стоянович, В. Найденова, Е. Михайловская, И. Стефанов.

С 1945 в Софии выходит журнал «Киноизкуство», с 1954 — «Филмови новини». С 1960 на русском, английском, испанском, французском и немецком языках издаётся журнал «Български филми». Болгарская кинематография располагает несколькими киностудиями, среди которых Студия игровых фильмов (с 1979 «Бояна»), студия телефильмов «Экран», студия научно-популярных и документальных фильмов «Время», коллектив «Глобус», студия мультфильм «София», Экспериментальная студия и др. Творческой организацией является Союз болгарских кинематографистов (СБФД, основан 1952). Молодые кинематографисты объединены в Кабинет молодых кинодеятелей (КМФД).

В стране выпускаются (1981): около 20 игровых фильмов и 25 телефильмов, свыше 100 короткометражных, документальных и научно-популярных лент. При ВИТИСе в Софии с 1973 имеется факультет кино по специальностям режиссура, операторское искусство, киноведение. В Институте искусствознания АН НРБ существует секция киноискусства.

В Болгарии раз в 2 года проводятся: в Варне — фестиваль болгарского игрового фильма (с 1961), международный кинофестиваль мультипликационного фильма (с 1979); в Пловдиве — Национальный фестиваль короткометражного фильма (с 1975, ежегодно), в Толбухине — национальный смотр мультипликационного фильма (через год).

также: Указатель фильмов по странам. Болгария

Литература:
Погожева Л. П., Художественные фильмы Болгарии, М., 1963;
Станимирова Н., Спор о герое, М., 1973;
Караганов А., Современность на болгарском экране, в сборнике: Ракурс, в. 1, М., 1977;
его же, Пора зрелости, «ИК», 1979, № 4;
История зарубежного кино, т. 3, М., 1981;
Кино Болгарии, сборник, М., 1984;
Занеполски И. Б., Пътиша и пътеки на българското кино, София, 1972;
Българският филм и критиката, София, 1974;
Черноколева Л. Т., Съвременното българско документално кино, София, 1977;
Милев Н., Българският исторически филм, София, 1982.

П. Петров-Сибин, Д. Кабаиванов.

«Неспокойный путь».

«Неспокойный путь».
Режиссёр Д. Даковский.
(Актёр И. Братанов.)
1955.

«Земля».

«Земля».
Режиссёр З. Жандов.
1957.

«Как молоды мы были».

«Как молоды мы были».
Режиссёр Б. Желязкова.
1961.

«Табак».

«Табак».
Режиссёр Н. Корабов.
(Справа — актриса Н. Коканова.)
1962.

«На каждом километре».

«На каждом километре».
Режиссёры Н. Чернев, Л. Шарланджиев.
(Актёры С. Данаилов и Г. Вачков.)
1969.

«Инспектор и ночь».

«Инспектор и ночь».
Режиссёр Р. Вылчанов.
(Справа — актёр Г. Калоянчев.)
1963.

«Похититель персиков».

«Похититель персиков».
Режиссёр В. Радев.
(Актёры Н. Коканова и Р. Маркович.)
1964.

«Козий рог».

«Козий рог».
Режиссёр И. Андонов.
(Актёры К. Паскалева и А. Горчев.)
1972.

«Пересчёт диких зайцев».

«Пересчёт диких зайцев».
Режиссёр Э. Захариев.
(В центре — актёр И. Финци.)
1973.

«Барьер».

«Барьер».
Режиссёр Х. Христов.
(Актриса В. Цветкова.)
1979.

«Крестьянин на велосипеде».

«Крестьянин на велосипеде».
Режиссёр Л. Кирков.
(Актёры Г. Русев и Г. Георгиев-Гец.)
1974.

«Авантаж».

«Авантаж».
Режиссёр Г. Дюлгеров.
(Актёры Р. Чанев и М. Статулова.)
1977.

«Хан Аспарух».

«Хан Аспарух».
Режиссёр Л. Стайков.
1981.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Болгарская кинематография" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»