Венгерская кинематография это:

Венгерская кинематография
«Пядь земли».

«Пядь земли».
Режиссёр Ф. Бан.
1948.

венге́рская кинематогра́фия. Первые венгерские кинокадры были сняты в декабре 1895 изобретателем А. Сиклаи. Демонстрация кинолент (в кафе, кабаре) началась с лета 1896. Более широко спервой кинопродукцией жители Будапешта знакомились в павильоне «Кинетоскоп» (филиал фирмы Эдисона) на выставке в ознаменование 1000-летия Венгрии. В 1898 М. Унгерлайдер и И. Нойман основали кинопрокатную фирму «Проектограф», которая в начале 1900-х гг. была единственным импортёром и распространителем фильмов. На прибыли от проката иногда снимались небольшие видовые и хроникальные, а также комедийные короткометражные фильмы («Пьяный велосипедист», «Макс и Мориц на скачках» и др.). Самый значительный фильм этих лет — «Танец» (1901, режиссёр Б. Житковский). С него начинается история венгерского научно-популярного кино. В начале XX в. в стране действовало около 270 кинотеатров. Регулярное кинопроизводство возникло сравнительно поздно. Первый съёмочный павильон (студия «Хунния» в Будапеште) был построен в 1912.

Датой рождения национальной художественной кинематографии принято считать 14 октября 1912 — день премьеры фильма «Сегодня и завтра» (предполагаемый режиссёр — М. Кертиц).

В годы 1-й мировой войны начался бурный рост кинопроизводства: в 1914 выпущено 18 фильмов, в 1917 — 75, в 1918 — 102. Их постановки осуществляли 37 кинофирм на 6 студиях, часть которых действовала в гг. Эгер, Коложвар (Клуж). Укрепление коммерческой и технической базы Венгерской кинематографии объяснялось тем, что прокатчики, лишённые основы репертуара (демонстрация фильмов Франции, Италии, а позже и США была запрещена), начали вкладывать капитал в постановки отечественных фильмов. Для идейно-эстетического самоопределения Венгерской кинематографии серьёзное значение имело сотрудничество в ней крупнейших деятелей театра (режиссёр А. Деэши, Е. Янович; актёры И. Варшаньи, А. Пастор, Д. Кабош, О. Береги, А. Шомлаи и др.). С 1907 киноинформация и критика стали иметь существенное значение для кинопроцесса. Писатель, журналист, режиссёр А. Корда издавал журнал «Pesti mozi» (1912—1913), затем «Mozi» (1913—1915) и «Mozihet» (1915—1919).

Национальный характер венгерской кинематографии 1912—1919 определяло деятельное участие в создании фильмов многих литераторов, в том числе крупнейших (И. Тёмёркень, Ф. Каринти, Л. Вайда, Ш. Броди, М. Бабич), и абсолютное преобладание экранизаций классической и современной литературы. Среди значительных лент этого времени: «Золотой человек» (режиссёр Корда), «Чёрные алмазы» и «Бедные богачи» (оба режиссёра К. Вильгельма) — все по М. Йокаи, «Лилиомфи» (по Э. Сиглигети, режиссёр Янович), «Витязь Янош» (по Ш. Петёфи, режиссёр Е. Иллеш), «Зонтик святого Петра» (по К. Миксату, режиссёр Корда), «Господин доктор» (режиссёр Кертиц) и «Мальчишки с улицы Пал» (режиссёр Б. Балог) — обе по Ф. Мольнару, и др. Немалый успех имели фильмы по произведениям мировой литературы («Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «На дне» М. Горького, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, и др.). Среди 15 работавших тогда профессиональных режиссёров ведущее положение занимали Корда и Кертиц.

Следующий этап в истории венгерской кинематографии — кино Венгерской советской республики 1919. Короткий по времени, он насыщен кардинальными преобразованиями социально-политического статуса и идейно-творческой направленности киноискусства.

12 апреля 1919 был подписан декрет о национализации кинодела. Манифесты той поры провозглашали социально активную роль кино, необходимость познания и реализации его эстетических ресурсов. Обсуждение задач киноискусства велось на страницах общественно-культурных изданий и в газете «Voros film». Центральное место в планах студий отводилось экранизациям произведений национальной и мировой литературы, прочитанных в свете революционного мировоззрения. Кино осуществляло важнейшую на раннем этапе пролетарского и социалистического искусства задачу культурного просветительства. Среди художественных фильмов (31 название), выпущенных в дни республики: «Оливер Твист» (по Ч. Диккенсу, режиссёр М. Гараш), «Нана» (по Э. Золя, режиссёр Балог), «Марион Делорм» (по В. Гюго, режиссёр К. Хинтер), «ФрекенЮлия» (по А. Стриндбергу, режиссёр К. Лайтаи), «Деньги» (по «Челкашу» Горького, режиссёр Ш. Паллош), «Нянька» (по Броди, режиссёр О. Дамо), «Белая роза» (по Йокаи, режиссёр Корда). Был создан специальный центр по производству фильмов для детей и молодёжи. Фильмы по оригинальным сценариям затрагивали преимущественно исторические и актуальные темы. При этом особо разрабатывались мотивы революционного взрыва, политической активности масс. В фильме «Ямата» (сценарий Л. Вайда, режиссёр Корда) рассказывалось о бунте раба-негра против хозяина; в картине тех же авторов «Аве, Цезарь!» (по драме Гюго «Король забавляется») в сюжетные перипетии были введены венгерские аристократы и представители двора Габсбургов. В романтически приподнятом по образному и интонационному строю фильме «Идёт мой брат» режиссёра Кертица речь шла о революционизирующем воздействии Великого Октября.

Значительную историко-документальную и художественную ценность представляет собой хроника Венгерской коммуны — 20 выпусков киножурнала «Красный репортаж», выразительно и темпераментно зафиксировавших торжества и манифестации (например, празднование 1 Мая 1919), повседневные действия пролетарского правительства. Выпуски «Красного репортажа» — уцелевшие произведения революции кинотворчества Венгерской советской республики 1919 (художественные фильмы были уничтожены; случайно сохранилось 3 фильма). Контрреволюция разрушила структуру и проекты кинематографии коммуны, подвергла жестоким репрессиям её работников. Многие из них эмигрировали, и их творчество реализовалось в других странах. Так, писатель, сценарист, теоретик и критик кино Б. Балаж уехал в Германию, затем в СССР, режиссёр Корда — в Великобританию, режиссёр Кертиц и П. Фейош — в США.

Реставрация капиталистической системы кинопроизводства и кинопроката проходила на фоне общего экономического и идейного кризиса. В 1923—1930 объём продукции снизился в среднем до 4 фильмов в год, закрывались студии, сократилось число кинотеатров. В начале 30-х гг. отдельные кинематографисты пытались выйти из тупика безыдейности и банальности. Режиссёр Фейош в фильме «Весенний ливень» (1932) возрождал демократизм и социально-критическую направленность киноискусства Венгерской советской республики 1919. Сценарист Ж. Мориц и австрийский режиссёр Г. Хёллеринг в фильме «Хортобадь» (1936) достигли достоверности описания и глубины социального анализа положения бедноты. Эти ленты, а также более поздний фильм «Люди с гор» (1942, режиссёр И. Сеч) — немногие исключения из потока буржуазной развлекательной продукции, в которой преобладали комедии («Лакей Ипполит», 1931, режиссёр И. Секей; «Сказочное авто», 1934, режиссёр Б. Гааль) и мелодрамы («Искушение», «Опиум-вальс», «Чёрный рассвет» и др.). Чаще всего единственным достоинством этих фильмов была игра актёров, среди которых особой популярностью пользовались Кабош, П. Явор, К. Карали, К. Латабар, М. Кишш, М. Дайка, Ф. Гааль (снималась много за рубежом). В годы 2-й мировой войны производство Хорти усилило цензуру, обязывало кинокомпании ставить милитаристские фильмы.

Народно-демократическая власть после войны взяла курс на коренное преобразование кинодела. Кинопроизводству пришлось преодолевать большие трудности. В 1948 была проведена национализация кинематографии. В 1945—1948 велась реконструкция кинофабрик и кинотеатров, пополнялись ряды творческих работников, главным образом из числа деятелей смежных искусств. Кинематографу возвращалось положение социально-действенного, художественно полнокровного искусства. Немалые заслуги в этом принадлежат Балажу. Большое воспитательное значение имели не только критическая и педагогическая деятельность Балажа, но и снятые по его сценариям фильмы «Где-то в Европе» (режиссёр Г. Радваньи) и «Песнь о нивах» (режиссёр Сеч) — оба 1947. В этих фильмах, а также в ленте «Пядь земли» (по П. Сабо, 1948, режиссёр Ф. Бан) впервые после почти тридцатилетнего застоя кинематограф осуществил попытку воссоединения спрогрессивными традициями национальной культуры. Венгерская кинематография осваивала опыт реалистической литературы. Важным источником обогащения идейно-эстетического арсенала киноискусства был опыт советской киноклассики, возможность знакомства с которой открылась для венгерского зрителя только после 1945. В дальнейшем в Венгерской кинематографии выделяется несколько этапов, определяемых преобладанием тех или иных тенденций в области содержания и формы. В 1949—1954 доминировало стремление мастеров экрана к пересмотру и расширению тематики кинопроизведений. Делались первые попытки освоения темы преобразующейся действительности. Энтузиазм социалистического строительства, пафос социального коллективизма, новое общественное положение женщины воплощены в фильме «Женщина отправляется в путь» (1949, режиссёр И. Енеи), «Сабо» (в советском прокате «Анна Сабо», 1949) и «Замужество Каталины Киш», 1950, в советском прокате «Счастье Каталины Киш» — оба режиссёра Ф. Мариашши, «С песней по жизни» (1950, режиссёр М. Келети), «Знак жизни» (режиссёр З. Фабри, в советском прокате «14 спасённых жизней») и «Рождение Менхерта Шимона» (режиссёр З. Варконьи) — оба 1954. Однако новое содержание не сразу обретало адекватное эстетическое воплощение. В фильмах были заметны прямолинейность конфликта, психологические упрощения, в них отсутствовало образное мышление. В то же время местный колорит, иногда переходивший в этнографизм, преобладал в фильмах-экранизациях («Странный брак» по К. Миксату, 1951, режиссёр Келети; «Лилиомфи» по Сиглигети, 1954, режиссёр К. Макк), в комедиях, нередко включавших элементы оперетты («Барские затеи», режиссёр Бан, «Парадная венгерка», режиссёр В. Гертлер, и «Яника», режиссёр Келети, все 1949, «Аристократическая любовь», 1954, режиссёр Л. Раноди, и др.), а также до некоторой степени в историко-биографических фильмах («Дерине», 1951, режиссёр Л. Кальмар, в советском прокате «Мечта актрисы»; «Земмельвейс», 1952, режиссёр Бан; «Эркель», 1952, режиссёр Келети, в советском прокате «Венгерские мелодии»; «Лейтенант Ракоци», 1953, режиссёр Бан, в советском прокате «Невеста героя»). Плодотворно работали режиссёры старшего поколения. В эти же годы начинали деятельность кинематографисты, оказавшие воздействие на процесс киноискусства в 50—60-е гг.: режиссёры — Мариашши, Варконьи, Макк, Фабри, П. Бачо; операторы — Б. Хеди, Д. Иллеш, Ф. Сеченьи, И. Пастор и др. Среди актёров послевоенного десятилетия: Латабар, А. Месарош, А. Сиртеш, К. Тольнаи, М. Габор, Кишш, И. Печи, Е. Руткаи, И. Шоош, И. Дарваш и др. Расширилась производственная база Венгерской кинематографии. Однако в середине 50-х гг. в идейном развитии Венгерской кинематографии возникли определённые трудности. Настроения, приведшие к событиям октября — ноября 1956, отразились на работе некоторых кинематографистов. После разгрома контрреволюции силами социализма сравнительно быстро начался новый подъём Венгерской кинематографии Если в 1957 было выпущено 15 фильмов, то в 1959 — 19, в 1964 — 21. Активизировались основанные в 1957 творческие объединения «Хунния» и «Будапешт», в 1964 была создана молодёжная Студия имени Балажа. Венгерская кинематография постепенно преодолевала каноны и схемы предыдущего периода. Существенное место в кинорепертуаре заняли фильмы, для которых характерно аналитически критическое изображение прошлого: контрреволюции 1919 («Тридцать девятая бригада», 1959, режиссёр Макк), времени реакционного режима Хорти («Пропасть», 1956, режиссёр Раноди; «Воскресная любовь», 1957, режиссёр И. Фехер, в советском прокате «В солдатском мундире»), участия Венгрии во 2-й мировой войне («Будапештская весна», режиссёр Мариашши, и «Особая примета», режиссёр Варконьи, оба 1955; «Альба Регия», 1961, режиссёр М. Семеш; «Так я пришёл», 1964, режиссёр М. Янчо). Антифашизм стал главной темой, определившей линию творчества Фабри («Господин учитель Ганнибал», 1956, «Анна Эдеш», 1958, «Хищник», 1960, «Два тайма в аду», 1961, «Дневное затмение», 1963, в советском прокате «Ночь среди дня»). Актуальностью тем отмечены фильмы о современности, посвященные главным образом проблемам формирования нравственного облика человека нового мира («Карусель», режиссёр Фабри, и «Кружка пива», режиссёр Мариашши, оба 1955; «В полночь», режиссёр Д. Ревес, и «Легенда городской окраины», режиссёр Мариашши, оба 1957; «Сорванец», 1959, режиссёр Семеш; «Улица особняков», 1963, режиссёр Т. Фейер, в советском прокате «Когда уходит жена»). Проблему личности в социалистическом обществе разрабатывал режиссёр Макк в фильмах «Палата № 9» (1955), «Одержимые» (1961), «Потерянный рай» (1962), «Предпоследний человек» (1963). Традиционная для Венгерской кинематографии приверженность национальной литературе в эти годы реализовалась на основе литературных произведений, воплощающих новое понимание прошлого («Земля ангелов» по Л. Кашшаку, 1962, режиссёр Ревес) или изменение психологии под влиянием социальных преобразований («Дом под скалами» по Ш. Татаи, 1958, режиссёр Макк). Однако порой литература служила только поводом для создания фильмов, в которых зрелищность преобладала над содержательностью, образный строй первоисточника заменялся набором клише. Такие превращения претерпели литературные источники в фильмах «Зонтик святого Петра» (по Миксату, 1958) и «Бедные богачи» (по Йокаи, 1959, в советском прокате «Под чёрной маской») — оба режиссёра Бана. Двоякое отношение к проблеме экранизации наблюдалось и позже. Так, если в фильме режиссёра Раноди «Сиротка» (1976) средствами экрана воспроизведены социальная проницательность и реалистическое полнозвучие произведения Ж. Морица, а в фильме режиссёра 3. Хусарика «Синдбад» (1971) найден кинематографический эквивалент оригинальной прозы Ц. Круди, то картины режиссёра Варконьи по Йокаи «Венгерский набоб» и «Золтан Карпати» (в советском прокате «Судьба Золтана Карпати») — обе 1966, а также режиссёра Р. Бана «Призрак из Люблина» (по Миксату, 1977, в советском прокате «Золотые дукаты призрака») или режиссёра И. Михайфи «Перстень с русалкой» (по А. Беркеши, 1967) сделаны с расчётом на занимательность острой интриги и постановочный размах. В это десятилетие дебютировали кинематографисты, чьё гражданское и творческое сознание уже полностью было сформировано социалистической реальностью: режиссёры — А. Ковач, И. Гааль, П. Зольная, П. Бачо, Ф. Кардош, Я. Рожа, Д. Палашти, И. Сабо; операторы — Т. Шомло, Ш. Шара, И. Хильдебранд; сценаристы — Ю. Мариашши, П Сас, И. Дарваш, М. Хубаи, И. Шаркади, Т. Череш, И. Добози, И. Чурка, Д. Хернади. Стали известными актёры А. Пагер, Я. Гербе, М. Тёрёчик, Э. Латинович, М. Бара, И. Шинкович, М. Кренчеи, Л. Башти, Ф. Каллаи, М. Моор, X. Варади, И. Пшота, Т. Тордай, И. Станкаи и др.

В 1965—1982 Венгерская кинематография получает новое развитие. В контексте социально-исторических процессов — укрепление экономики, расширение социалистической демократии — кинематограф выдвигается на передний план и наравне с литературой возглавляет художественное развитие нации. Объём годового производства стабилизируется в пределах 20—25 полнометражных фильмов, неуклонно растёт выпуск короткометражных документальных, научно-популярных, мультфильмов и телефильмов, что обеспечивает постоянный приток новых творческих сил. В 1960—1964 состоялось 19 режиссёрских дебютов, в 1975—1981 — 25. Новым для развития Венгерской кинематографии стало тяготение ведущих художников к эпическому мышлению, к изображению основных этапов истории: «Двадцать часов» (режиссёр Фабри) и «Половодье» (режиссёр Гааль) — оба 1965, «Десять тысяч дней» (1967, режиссёр Ф. Коша), «Отец» (1966, режиссёр Сабо), ленты режиссёра Янчо по сценариям Хернади «Без надежды» (1966), «Тишина и крик» (1968), «Светлые ветры» (1969), «Пока народ ещё просит» (1972), дилогия «Венгерская рапсодия» и «Allegro barbaro» (1979). Тематика фильмов чрезвычайно широка, события прошлого художники рассматривают в свете сегодняшней проблематики, современность оценивают в непрекращающемся движении истории. Кинематографический процесс характеризует множественность аспектов видения и форм выражения. В отдельных случаях тематическая и стилевая новизна становится самоцелью. Так, появляются фильмы, в которых актуальная проблематика подменена демагогией, а реалистическое исследование действительности — формотворчеством. Много фильмов ставят режиссёры Янчо, Ковач, Бачо, Сабо, М. Месарош, Ф. Коша, Л. Лугошши, Хусарик, И. Дардаи, Ф. Андраш, П. Габор, П. Шандор. Активно работают также Фабри, Ревес, Раноди, Фейер, Фехер, Макк, Гааль, Д. Хинч, Кардош, Я. Рожа, Ш. Шимо, Зольнаи, Д. Маар, Д. Газдаг, Ж. Кезди-Ковач, Я. Жомбойаи, И. Дьёндьёшши, Б. Кабаи, П. Шиффер, Ю. Элек, Л. Дьярмати, Л. Витези, Б. Тарр и др. Многие режиссёры выступают сценаристами или соавторами сценаристов своих картин. Сценарии пишут писатели Т. Дери, Г. Турзо, И. Кардош, И. Манди, И. Балаж, А. Кертес, П. Зимре, Г. Гараи, Э. Гальгоци. Высоким профессионализмом отличаются работы операторов Я. Кенде, Э. Рагайи, Л. Кольтаи, Т. Андора, И. Лоренца. С успехом выступают актёры среднего и молодого поколений Г. Конц, И. Мадараш, А. Козак, Л. Балажович, А. Драхота, А. Балинт, И. Береш, Ю. Халас, Д. Гараш, Д. Черхальми, И. Буйтор, Л. Монори, П. Андораи, В. Венцель, Ц. Эстергайош, Ф. Бенце, А. Керн, Д. Удварош и др.

Развитие Венгерской кинематографии конца 70-х — начала 80-х гг. не лишено серьёзных сложностей. Её мастера не всегда достигают гармоничного соединения творческих поисков, обновляющих искусство экрана, с борьбой за зрителя. Вместе с тем наблюдается определённое однообразие тематики ряда фильмов, которое подчас мешает постановке актуальных вопросов современности, анализу её проблем и противоречий, изображению крупных характеров людей, своим трудом обеспечивающих развитие экономики и культуры страны. Встречаются и фильмы, в которых явно снижены идейные критерии. В целом же поиски венгерских кинематографистов направлены на утверждение социальных и моральных ценностей социализма. Венгерская кинематография — составная часть мирового социалистического искусства. Венгерские фильмы постоянно присутствуют в репертуаре всех социалистических и многих капиталистических стран. Контакты укрепляются также совместными постановками. Получили признание фильмы «Звёзды и солдаты» (1967, режиссёр Янчо) и «Кентавры» (1978, режиссёр В. Жалакявичюс), а также фильм «Псевдоним: Лукач» (1977, режиссёр М. Захариас) — все с СССР. Ряд фильмов поставлены в сотрудничестве с другими социалистическими и капиталистическими странами. Среди них: «Приговор» (1970, режиссёр Коша, с СРР и ЧССР), «Наследство» (1981, режиссёр Месарош, в советском прокате «Вторая жена», с Францией), «Мефисто» (1980, режиссёр Сабо, с ФРГ), «Шабаш ведьм» (1983, режиссёр Я. Рожа, с США).

Созданием фильмов для детей и юношества занимаются мастера игрового кино: режиссёр Келети («Ружья и голуби», 1961), Фабри («Мальчишки с улицы Пал», 1968), Палашти и др., а также мультипликаторы. Студия мультипликационных фильмов «Паннония» (основана 1950) специализируется на производстве фильмов для детей. В 50-е гг. она выпускала преимущественно сказки и басни, среди которых особой поэтичностью и пластической изобретательностью отличались работы режиссёра Д. Мачкашши: «Алмазный грошик Петушка» (1950), «Два волшебных бычка» (1952), «Мышь и Лев» (1957), «Карандаш и Ластик» (1963, с Д. Варнаи). С 60-х гг. киностудия «Паннония» выпускала много мультипликационных сериалов по заказу телевидения («Густав», режиссёр и художник И. Непп; «Пети», 1963—1967, режиссёры и художники Мачкашши и Варнаи) и полнометражных рисованных лент, среди которых «Витязь Янош» (по Петёфи, 1973) и «Жеребёнок белой лошади» (1981, режиссёр М. Янкович), «Мати Лудаш» (1978) и «Вук» (1982) — оба режиссёра А. Даргаи.

Значительную эволюцию проделало документальное кино от первого послевоенного агитфильма об аграрной реформе «Земля принадлежит нам, и мы её получим» (1945, режиссёр П. Кертес) до современной многообразной по темам и жанрам продукции. Заметное место в истории национальной кинодокументалистики занимают фильмы: «Судьба женщины» (1947, режиссёр Д. Иллеш), «Город детей» (1948, режиссёр Т. Банович), «Камни, дворцы, люди» (1955, режиссёр Сеч), «Они хотят мира» (1961, режиссёр И. Колонич); трилогия «Годовщина» (1955), «Им 20 лет» (1965) и «Снова вместе» (1975) — все режиссёр Колонич; исторический фильм — «Последний акт» (режиссёр Колонич) и «Бессмертие» (режиссёр Янчо) — оба 1959, «Смерть на берегу Дона» (1961, режиссёры П. Бокор, И. Молдовани), «Эва А. 5614» (1964, режиссёр Л. Надаши), «Зеркало этой войны» (1966, режиссёр Шиффер), «Исторические сопоставления» (1975, режиссёр Бокор), «По протоколу» (1980, режиссёр Фехери).

Организацию и руководство кинопроизводством осуществляет венгерское предприятие по производству фильмов «Мафильм». Художественные картины выпускают 5 творческих объединений — студии «Хунния», «Будапешт», «Объектив», «Диалог» и «Таршулаш». Студия имени Балажа (основана 1961) выпускает главным образом короткометражные игровые и документальные ленты; работают также студии хроникальных и документальных фильмов, научно-популярного кино, студия военных фильмов, студия мультфильмов «Паннония» — все в Будапеште. С 1962 проводятся ежегодные фестивали короткометражных фильмов в г. Мишкольц, с 1967 — национальный фестиваль художественных фильмов (до 1976 в г. Печ, с 1977 поочерёдно в Пече и Будапеште). За заслуги в области кинематографии ежегодно присуждаются премии имени Балажа, за выдающиеся достижения в актёрском искусстве — премии имени Ясаи. Подготовкой кадров занимается Высшая школа театра и кино в Будапеште (кинофакультет с 1946). Научно-исследовательскую деятельность осуществляет Венгерский научный институт кино (основан 1956), которому подчинены Государственный киноархив и Киномузей. В средних школах Венгрии в качестве факультативного предмета преподаётся «Введение в историю и эстетику кино». В 1969 основан Союз работников кино и телевидения Венгрии. Вопросы кино освещаются в ежемесячниках «Film-világ», «Film szinház, muzsika» и теоретическом двухмесячнике «Filmkultura», a также в рекламно-информационном издании «Hungarofilm bulletin» (выходит на английском и французском языках).

также: Указатель фильмов по странам. Венгрия

Литература:
Немешкюрти И., История венгерского кино. 1896—1966, перевод с венгерского, М., 1969;
Погожева Л. П., Будапештские тетради, М., 1972;
Трутко И. И., Кинематография Венгерской Народной Республики. 1945—1970, М., 1975;
Сечанова С. Л., Унгарското кино, София, 1970;
Nemes К., Miert jok a magyar filmek?, Bdpst, 1968;
A magyar film a tanácsköztársaság idején, Bdpst, 1969;
A magyar film három évizede, Bdpst, 1978;
Robert P., Le cinéma hongrois d’aujourd’hui, P., 1978;
Le cinéma hongrois, P., 1979;
Film in Ungarn, Hrsg. von J. Reichow, В., 1981.

И. И. Рубанова.

«Замужество Каталины Киш».

«Замужество Каталины Киш».
Режиссёр Ф. Мариашши.
(Актёры А. Месарош и И. Печи.)
1950.

«Лилиомфи».

«Лилиомфи».
Режиссёр К. Макк.
1954.

«Выше голову!».

«Выше голову!».
Режиссёр М. Келети.
(Актёр К. Латабар.)
1954.

«Карусель».

«Карусель».
Режиссёр З. Фабри.
(Актриса М. Тёречик.)
1955.

«В полночь».

«В полночь».
Режиссёр Д. Ревес.
(Справа — актриса Е. Руткаи.)
1957.

«Альба Регия».

«Альба Регия».
Режиссёр М. Семеш.
(Актёры Т. Самойлова и М. Габор.)
1961.

«Без надежды».

«Без надежды».
Режиссёр М. Янчо.
1966.

«Двадцать часов».

«Двадцать часов».
Режиссёр З. Фабри.
(Актёры Я. Гёрбе и А. Пагер.)
1965.

«Золтан Карпати».

«Золтан Карпати».
Режиссёр З. Варконьи.
1966.

«Холодные дни».

«Холодные дни».
Режиссёр А. Ковач.
1966.

«Синдбад».

«Синдбад».
Режиссёр З. Хусарик.
(Справа — актёр З. Латинович.)
1971.

«Отец».

«Отец».
Режиссёр И. Сабо.
1966.

«Любовь моя, Электра».

«Любовь моя, Электра».
Режиссёр М. Янчо.
1975.

«Сиротка».

«Сиротка».
Режиссёр Л. Раноди.
1976.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Венгерская кинематография" в других словарях:

  • Кинематография Третьего Рейха — После прихода национал социалистов к власти немецкий кинематограф, получивший до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актеров и режиссеров, стал составной частью программы «унификации» (Gleichschaltung)  подчинения… …   Википедия

  • Кинематография в Третьем рейхе — После прихода национал социалистов к власти немецкий кинематограф, получивший до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актеров и режиссеров, стал составной частью программы «унификации» (Gleichschaltung)  подчинения… …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Грузинская Советская Социалистическая Республика — საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა …   Википедия

  • Первая Балканская война — Балканские войны Вверху: Картина Василиоса Хадзиса …   Википедия

  • ГрузССР — საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა Флаг Грузинской ССР Герб Грузинской ССР Девиз: პროლეტარებო ყველა ქვეყნისა, შეერთდით! …   Википедия

  • Грузинская ССР — საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა Флаг Грузинской ССР Герб Грузинской ССР Девиз: პროლეტარებო ყველა ქვეყნისა, შეერთდით! …   Википедия

  • Первая балканская война — Балканские войны Константин I вступает с армией в Салоники Дата 9 октября 1912 года  …   Википедия

  • ССР Грузии — საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა Флаг Грузинской ССР Герб Грузинской ССР Девиз: პროლეტარებო ყველა ქვეყნისა, შეერთდით! …   Википедия

  • ССР Грузия — საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა Флаг Грузинской ССР Герб Грузинской ССР Девиз: პროლეტარებო ყველა ქვეყნისა, შეერთდით! …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»