Венесуэльская кинематография это:

Венесуэльская кинематография
«Хуан Висенте Гомес и его эпоха».

«Хуан Висенте Гомес и его эпоха».
Режиссёр М. де Педро.
1975.

венесуэ́льская кинематография. Первый фильм, снятый в Венесуэле в 1909 — короткометражная лента «Карнавал в Каракасе» (режиссёры А. Гомес, А. Генам). В 20-х — начале 30-х гг. наиболее активно работали режиссёр А. Кордеро и Э. Ансола. Из-за финансовых затруднений кинокомпании часто распадались. Первый звуковой фильм был снят в 1937. До конца 40-х гг. было выпущено несколько документальных и хроникальных фильмов, а также художественный фильм «Бабушкин медальон» (режиссёр Г. Видаль). Снимались звуковые художественные ленты, часто подражавшие аргентинским и американским картинам. В этот период получил известность режиссёр А. Риверо. В 1948 была организована компания «Боливар фильм», выпускавшая полнометражные фильмы с кинематографистами других стран Латинской Америки: мексиканским режиссёром Кортесом, аргентинским режиссёром К. Уго Кристенсеном («Яхта “Исабель” прибывает сегодня вечером», 1951). Производство составляло 2—3 развлекательных фильма в год. В 50-е гг., в период диктатуры Переса Хименеса, Венесуэльская кинематография испытывала большие трудности. Документальный фильм режиссёра М. Бенасерраф «Рэверон» — первая попытка создания самобытной национальной ленты. После свержения в 1958 диктаторского режима национальное кино развивалось в более благоприятных условиях, была введена система государственных субсидий. В 1958 Бенасерраф сняла полнометражный документальный фильм «Арайя» (о тяжёлом труде рабочих соляных копей), заложивший основы социально-критического направления в Венесуэльской кинематографии. Однако в производстве доминировала коммерческая продукция. Во второй половине 60-х гг. важным этапом стала деятельность группы режиссёров, обратившихся к актуальным проблемам жизни страны. Участники этой независимой группы создали ряд значительных короткометражных фильмов («Мёртвая скважина», 1967, режиссёр К. Ребольедо; «Город, который смотрит на вас», 1966, и «Дети молчат», 1968, режиссёр X. Э. Гедеса; «Венесуэла», 1969, режиссёр X. Соле, и др.). Прокату их фильмов способствовала Национальная синематека, основанная в 1966. Приход в кино молодых режиссёров, учившихся за рубежом, образование в 1971 Отдела кино (в рамках корпорации туризма), который выдавал государственные субсидии на постановки художественных фильмов, дали новый импульс развитию Венесуэльской кинематографии в 70-е гг. Злободневным проблемам современности, молодёжному движению посвящен фильм «Когда хочется плакать, не плачу» (по М. Отеро Сильве, 1973, режиссёр М. Валерстейн), «Маиракаибская нефтяная компания» (1974, режиссёр Д. Оропеса), «Я — преступник» (1976, режиссёр К. де ла Серда) и др. Создатели некоторых фильмов пытаются осмыслить опыт герильи (партизанской войны), её влияние на современную жизнь: «Освящённый и непристойный» (режиссёр Р. Чальбауд), «Товарищ Аугусто» (режиссёр Э. Кордидо) — оба 1976. В 1975 было поставлено 9 художественных фильмов, в последующие годы выпуск заметно возрос (до 20 фильмов), а к началу 80-х гг. резко упал (менее 10 фильмов). В конце 70-х гг. создана Дирекция кинематографии при Министерстве социального развития. Социальная проблематика характерна для фильмов конца 70-х гг. «Переносная страна» (1978, режиссёры И. Фео, А. Леранди), «Предприятие прощает момент заблуждения» (1978, режиссёр М. Валерстейн) и др. Венесуэльская кинематография практикует совместные постановки с Францией, Перу, часто с Испанией.

Важную тенденцию в развитии кинодокументалистики — стремление к созданию обобщённо-исторических лент — отразили фильмы «Венесуэла, три эпохи» (1973, режиссёр Ребольедо), «Хуан Висенте Гомес и его эпоха» (1975, режиссёр М. де Педро). Среди ведущих режиссёров: К. де ла Серда, М. Одреман, Д. Оропеса, Валерстейн, М. Карбонель, Л. А. Роче, М. де Педро, Р. Чальбауд. В 1969 была организована Национальная ассоциация кинодеятелей Венесуэлы, в 1972 основана школа-студия «Атенео».

В 1963 был проведён первый фестиваль национального кино. В 1968 в Мериде устраиваются смотры прогрессивного документального кино Латинской Америки. В 1967 — начале 70-х гг. выходил журнал «Cine al dia».

также: Указатель фильмов по странам. Венесуэла

Литература:
Валеро А., К истории отечественного кинематографа, «Латинская Америка», 1980, № 12;

Torres A. M., Estremera M. Р., Nuevo cine latinoamericano, Barcelona, 1973;
Zambrano N., Este año arranca el cine nacional, «Imagen», 1975, № 103—104, p. 194—203.

Т. Н. Ветрова.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»