Вестерн это:

Вестерн

ве́стерн, одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографии США. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. Хотя в основе многих вестернах лежали исторические факты, история в них была переосмыслена и служила материалом для создания идеализированной картины установления правопорядка на землях, не знавших его, а также легендарного образа героя, вступающего в борьбу с дикой природой и конкурентами во имя утверждения нравственных и социальных идеалов. Сами эти ценности трактуются различно, приближаясь то к узкобуржуазному индивидуалистическому, то к общедемократическому и гуманистическому их пониманию, что и определяет столкновение идейно-художественных тенденций внутри вестерна.

Вестерн возник на основе документальной и беллетристической литературы о Западе, распространённой в США в конце XIX — начале XX вв., а также на основе популярных тогда полуцирковых представлений о Западе со стрельбой, скачками и др. Первые коротенькие ленты с видами американского Запада и его обитателей создавались ещё для кинетоскопа Эдисона начиная с 1894. Первым вестерном принято считать «Большое ограбление поезда» (1903, режиссёр Э. С. Портер), где наметились типичные для вестерна выразительные моменты — экзотичность ландшафтов и типажей, динамизм повествования.

С конца 1900-х и до 1920-х гг. наиболее характерными были серии вестернов с постоянными исполнителями центральных ролей. Самой большой популярностью пользовались Г. М. Андерсон в роли Брончо Билли (376 двухчастёвых фильмов, 1908—15, сначала фильмы ставил Р. Баркер, затем сам актёр), Том Микс (большинство фильмов актёр режиссировал сам), У С. Харт (режиссёр Баркер под художественным руководством Т. Инса). В этих сериях окончательно утвердилось мифологизированное представление о рыцаре из прерий «без страха и упрёка».

В 20-е гг. появился принципиально новый эпический тип вестерна, где с привлечением большого числа статистов воссоздавались эпизоды передвижения переселенцев на Запад («Крытый фургон», 1923, режиссёр Дж. Крюзе), постройка трансконтинентальной железной дороги («Железный конь», 1924, режиссёр Дж. Форд) и др.

Начиная с фильма «Билли Кид» (1930, режиссёр К. Видор) вестерн стал обращаться не к массам и масштабным процессам, а к отдельным личностям, действительно существовавшим, мифологически переосмысливая их образы и судьбы: бандит Джесси Джеймс («Джесси Джеймс», 1939, режиссёр Г. Кинг) и его брат Фрэнк («Возвращение Фрэнка Джеймса», 1940, режиссёр Ф. Ланг) оказывались добрыми разбойниками, которые грабили богатых и помогали бедным, и т. д.

Переломным в истории вестерна стал фильм «Дилижанс» (1939, режиссёр Форд, в советском прокате «Путешествие будет опасным»), вслед за которым в 40-е гг. наметились отход от прежней мифологичности образов и приближение к подлинной сложности человеческих судеб: «Человек с Запада» (1940, режиссёр У. Уайлер), «Моя дорогая Клементина» (1946, режиссёр Форд), «Красная река» (1948, режиссёр X. Хоукс) и др. В фильмах начала 50-х гг. традиционная для вестерна мифология открыто поставлена под сомнение: прославлявшийся прежде искатель приключений осознаёт бесперспективность своего существования («Шейн», 1953, режиссёр Дж. Стивенс), героические в прежних вестернах переселенцы трусливо покидают своего шерифа в момент опасности («Ровно в полдень», 1952, режиссёр Ф. Циннеман). Характерна для этого периода и смена отношения к индейцам: в фильмах «Сломанная стрела» (1950, режиссёр Д. Дейвс), «Апач» (1954, режиссёр Р. Олдрич) осмысляется трагизм их положения перед лицом агрессии колонистов и регулярной армии. Эта тенденция продолжена в 60-е гг. В фильмах «Осень чейеннов» (1964, режиссёр Форд), «Маленький большой человек» (режиссёр А. Пени) и «Голубой солдат» (режиссёр Р. Нельсон) — оба 1970, стремление воссоздать подлинную ситуацию освоения Дальнего Запада сопровождалось публицистически страстным обвинением американской цивилизации в истреблении коренных жителей страны.

Зрелищность и популярность вестернов побудили продюсеров других стран заняться их производством. Вестерны стали создаваться в Италии (режиссёр С. Леоне и др., критика присвоила им ироническое прозвище «спагетти-вестерн»), ФРГ (режиссёр X. Райнль и др.) и других странах. В 70—80-е гг. американского кино вестернов снималось немного. В наиболее известных фильмах продолжалась тенденция к переосмыслению и демифологизации истории завоевания Дальнего Запада («Пэт Гаррет и Билли Кид», 1973, режиссёр С. Пекинпа; «Излучины Миссури», 1976, режиссёр А. Пени; «Скачущие издалека», 1980, режиссёр У. Хилл; «Врата рая», 1981, режиссёр М. Чимино).

Литература:
Карцева Е., Вестерн. Эволюция жанра, М., 1976.

В. И Михалкович.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Синонимы:

Смотреть что такое "Вестерн" в других словарях:

  • ВЕСТЕРН — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Современная энциклопедия

  • Вестерн — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — [< англ. west западный] приключенческий роман, фильм, теле или радиопостановка, действие которых разыгрывается на так называемом Диком Западе США (гл. обр. в конце XIX в.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. вестерн (англ. west запад)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ВЕСТЕРН — (от англ. western западный) жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Сюжет вестерна черпается, как правило, из истории освоения дальнего Запада. Термин вестерн употребляется также применительно к американской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — (англ. western, букв. западный), приключенческий фильм (обычно из жизни ковбоев) об освоении запада США в 19 веке. Вестерны на самом деле являются одной из жанровых разновидностей приключенческого фильма. Популярный американский актер К. Иствуд… …   Энциклопедия кино

  • ВЕСТЕРН — [тэ ], а, муж. Приключенческий фильм из жизни первых поселенцев американского Запада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • вестерн — сущ., кол во синонимов: 2 • фильм (86) • хорс опера (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • вестерн — вестерн. Произносится [вестэрн] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Вестерн — У этого термина существуют и другие значения, см. Вестерн (музыка). Джон Уэйн …   Википедия

  • Вестерн — Western Фильм (или литературное произведение) о героях освоения американского Запада. Жанр вестерна неразрывно связан с историей Соединенных Штатов. С конца VIII в. и до начала XXв. Соединенные Штаты были страной движения. Поток переселенцев… …   Словарь дикого запада

Книги

Другие книги по запросу «Вестерн» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»