- Вестерн
ве́стерн, одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографии США. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. Хотя в основе многих вестернах лежали исторические факты, история в них была переосмыслена и служила материалом для создания идеализированной картины установления правопорядка на землях, не знавших его, а также легендарного образа героя, вступающего в борьбу с дикой природой и конкурентами во имя утверждения нравственных и социальных идеалов. Сами эти ценности трактуются различно, приближаясь то к узкобуржуазному индивидуалистическому, то к общедемократическому и гуманистическому их пониманию, что и определяет столкновение идейно-художественных тенденций внутри вестерна.
Вестерн возник на основе документальной и беллетристической литературы о Западе, распространённой в США в конце XIX начале XX вв., а также на основе популярных тогда полуцирковых представлений о Западе со стрельбой, скачками и др. Первые коротенькие ленты с видами американского Запада и его обитателей создавались ещё для кинетоскопа Эдисона начиная с 1894. Первым вестерном принято считать «Большое ограбление поезда» (1903, режиссёр Э. С. Портер), где наметились типичные для вестерна выразительные моменты экзотичность ландшафтов и типажей, динамизм повествования.
С конца 1900-х и до 1920-х гг. наиболее характерными были серии вестернов с постоянными исполнителями центральных ролей. Самой большой популярностью пользовались Г. М. Андерсон в роли Брончо Билли (376 двухчастёвых фильмов, 190815, сначала фильмы ставил Р. Баркер, затем сам актёр), Том Микс (большинство фильмов актёр режиссировал сам), У С. Харт (режиссёр Баркер под художественным руководством Т. Инса). В этих сериях окончательно утвердилось мифологизированное представление о рыцаре из прерий «без страха и упрёка».
В 20-е гг. появился принципиально новый эпический тип вестерна, где с привлечением большого числа статистов воссоздавались эпизоды передвижения переселенцев на Запад («Крытый фургон», 1923, режиссёр Дж. Крюзе), постройка трансконтинентальной железной дороги («Железный конь», 1924, режиссёр Дж. Форд) и др.
Начиная с фильма «Билли Кид» (1930, режиссёр К. Видор) вестерн стал обращаться не к массам и масштабным процессам, а к отдельным личностям, действительно существовавшим, мифологически переосмысливая их образы и судьбы: бандит Джесси Джеймс («Джесси Джеймс», 1939, режиссёр Г. Кинг) и его брат Фрэнк («Возвращение Фрэнка Джеймса», 1940, режиссёр Ф. Ланг) оказывались добрыми разбойниками, которые грабили богатых и помогали бедным, и т. д.
Переломным в истории вестерна стал фильм «Дилижанс» (1939, режиссёр Форд, в советском прокате «Путешествие будет опасным»), вслед за которым в 40-е гг. наметились отход от прежней мифологичности образов и приближение к подлинной сложности человеческих судеб: «Человек с Запада» (1940, режиссёр У. Уайлер), «Моя дорогая Клементина» (1946, режиссёр Форд), «Красная река» (1948, режиссёр X. Хоукс) и др. В фильмах начала 50-х гг. традиционная для вестерна мифология открыто поставлена под сомнение: прославлявшийся прежде искатель приключений осознаёт бесперспективность своего существования («Шейн», 1953, режиссёр Дж. Стивенс), героические в прежних вестернах переселенцы трусливо покидают своего шерифа в момент опасности («Ровно в полдень», 1952, режиссёр Ф. Циннеман). Характерна для этого периода и смена отношения к индейцам: в фильмах «Сломанная стрела» (1950, режиссёр Д. Дейвс), «Апач» (1954, режиссёр Р. Олдрич) осмысляется трагизм их положения перед лицом агрессии колонистов и регулярной армии. Эта тенденция продолжена в 60-е гг. В фильмах «Осень чейеннов» (1964, режиссёр Форд), «Маленький большой человек» (режиссёр А. Пени) и «Голубой солдат» (режиссёр Р. Нельсон) оба 1970, стремление воссоздать подлинную ситуацию освоения Дальнего Запада сопровождалось публицистически страстным обвинением американской цивилизации в истреблении коренных жителей страны.
Зрелищность и популярность вестернов побудили продюсеров других стран заняться их производством. Вестерны стали создаваться в Италии (режиссёр С. Леоне и др., критика присвоила им ироническое прозвище «спагетти-вестерн»), ФРГ (режиссёр X. Райнль и др.) и других странах. В 7080-е гг. американского кино вестернов снималось немного. В наиболее известных фильмах продолжалась тенденция к переосмыслению и демифологизации истории завоевания Дальнего Запада («Пэт Гаррет и Билли Кид», 1973, режиссёр С. Пекинпа; «Излучины Миссури», 1976, режиссёр А. Пени; «Скачущие издалека», 1980, режиссёр У. Хилл; «Врата рая», 1981, режиссёр М. Чимино).
Литература:
Карцева Е., Вестерн. Эволюция жанра, М., 1976.В. И Михалкович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.