Германской Демократической Республики кинематография

Германской Демократической Республики кинематография
«Убийцы среди нас».

«Убийцы среди нас».
Режиссёр В. Штаудте.
1946.

Герма́нской Демократи́ческой Респу́блики кинематогра́фия. Начало кинопроизводства связано с деятельностью группы «Фильмактив», созданной в конце 1945. В её состав вошли: актёр Х. Клеринг, драматург Ф. Вольф, деятель народного образования П. Вандель, кинорежиссёры К. Метциг, В. Штаудте, Г. Кларен, писатель X. Фаллада и др. По инициативе этой группы, поставившей целью создание нового, демократического киноискусства и объединившей коллектив творческих работников, было начато восстановление разрушенных киностудий, налажены производство и прокат фильмов. Советская военная администрация, советский литератор А. Л. Дымшиц и режиссёры А. Н. Андриевский, Г. В. Александров, И. З. Трауберг и др. оказали большую помощь немецким кинематографистам.

В 1946 вышел первый номер ежемесячного киножурнала «Очевидец» (с 1947 еженедельный). В 1946 режиссёр Метциг снял документальный фильм «Единство», посвящённый созданию Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Среди других документальных фильмов: «Берлин строится», «1 Мая 1946», «Лейпцигская ярмарка 1946 года» (все режиссёра Метцига), «Строит Потсдам» (режиссёра И. Хёйскен), «Лагерь смерти Заксенхаузен» (режиссёр Р. Брандт). В 1946 в Бабельсберге, близ Потсдама, была открыта студия ДЕФА. Она получила восстановленные съёмочные павильоны, аппаратуру, оборудование, студию синхронизации. В том же году состоялась премьера первого художественного фильма «Убийцы среди нас» (режиссёр Штаудте, в советском прокате «Они не скроются»). В 1949 была образована Германская Демократическая Республика. Антифашистская тема стала на долгие годы основной в творчестве мастеров её киноискусства. Уже в картинах «Брак в тени» (1947, режиссёр Метциг) и «Дело Блюма» (1948, режиссёр Э. Энгель) обличалась античеловечная, расистская политика правителей фашистского рейха. В фильме «Ротация» (1949, режиссёр Штаудте, в советском прокате «Коричневая паутина») исследовался механизм обработки масс фашистской пропагандой. В экранизации романа Г. Манна «Верноподданный» (1951) Штаудте в остросатирической форме изобразил антигуманизм и приспособленчество, милитаристский дух кайзеровской Германии. Из материалов Нюрнбергского процесса сценаристы Ф. Вольф и Ф. Гехт почерпнули сюжет фильма «Совет богов» (1950, режиссёр Метциг), повествовавшего о зловещей роли, которую сыграли заправилы концерна «ИГ Фарбениндустри» в приходе к власти Гитлера. Судьбам простых людей были посвящены фильмы «Пестроклетчатые» (режиссёр Метциг) и «Хлеб наш насущный» (режиссёр З. Дудов) — оба 1949. В эти годы были поставлены различные по жанру картины. Среди них: сатирическая комедия «Удивительные приключения господина Фридолина Б.» (1948, режиссёр Штаудте), экранизации — «Бобровая шуба» (по Г. Гауптману, 1949, режиссёр Энгель), «Воццек» (по Г. Бюхнеру, 1947, режиссёр Кларен), «Коринна Шмидт» (по роману Т. Фонтане «Фрау Женни Трайбель», 1951, режиссёр А. Поль), «Вандсбекский топор» (по А. Цвейгу, 1951, режиссёр Ф. Харнак), «Парижская карьера» (по роману О. де Бальзака «Отец Горио», 1952, режиссёры Кларен, X. Г. Рудольф), «История маленького Мука» (по В. Гауфу, 1953, режиссёр Штаудте). Ряд фильмов был посвящён истории революционного движения в Германии, современной тематике, изображению новой, послевоенной жизни: «Где-то в Берлине» (1946, режиссёр Г. Лампрехт), «Мост» (1949, режиссёр Поль), «Бургомистр Анна» (по Вольфу, 1950, режиссёр X. Мюллер), «Судьбы женщин» (1952, режиссёр Дудов) и др. Значительным частям этих фильмов были присущи схематизм в трактовке сложных проблем современности, умозрительность. На специальной конференции СЕПГ, посвящённой кинематографии, были намечены меры по развитию кинодела в ГДР, в частности идейная подготовка творческих кадров.

С образованием ГДР, а особенно с середине 50-х гг. наметился подъём киноискусства, связанный с переходом страны к строительству социализма. В режиссуру пришли молодые постановщики, получившие высшее кинематографическое образование в послевоенный период: К. Вольф, К. Юнг-Альсен, Ф. Байер, Г. Райш и др. Продолжали активно трудиться Метциг, Дудов и др. Метциг создал дилогию о Тельмане — «Эрнст Тельман — сын своего класса» (1954) и «Эрнст Тельман — вождь своего класса» (1955), внёсшую существенный вклад в разработку историко-революционной темы. Актёр Г. Зимон создал в этой эпопее впечатляющий образ руководителя немецкого рабочего класса, трибуна, борца. В работе над сценарием В. Бределю и М. Чесно-Хеллю помогло их личное знакомство с вождём немецкого пролетариата. Историко-революционной теме были посвящены и фильмы режиссёра Дудова — «Сильнее ночи» (1954) о борьбе немецких коммунистов с фашистской тиранией в 30—40-х гг., Метцига и Райша — «Песня матросов» (1958) о восстании моряков в Киле в 1918, К. Бальхауза — «Чёртов круг» (1955) о Г. Димитрове.

К годам нацизма обратились К. Вольф в фильмах «Лисси» (по Ф. К. Вайскопфу, 1957) и «Профессор Мамлок» (по Ф. Вольфу, 1961), Байер в фильмах «Королевские дети» (1962), «Голый среди волков» (по Б. Апицу, 1963). В этих картинах, а также в фильме «Звёзды» (1959, режиссёр К. Вольф, ГДР — НРБ) авторам удалось воссоздать атмосферу тех жестоких лет и создать запоминающиеся образы борцов против фашизма. 50-е — начало 60-х гг. отличались поисками новых выразительных средств кино, широким тематическим спектром затронутых проблем, жанровым многообразием фильмов, поднимающих важные проблемы. Среди них: «Берлинский романс» (1956, режиссёр Г. Кляйн, в советском прокате «Берлинский роман») о судьбах молодых влюблённых, оказавшихся по обе стороны границы разделённого Берлина; «Капитан из Кёльна» (по комедии К. Цукмайера «Капитан из Кёпеника», 1956, режиссёр Дудов) — сатирическая лента, разоблачающая неофашизм и реваншизм в ФРГ; «Обманутые до последнего дня» (по новелле Ф. Фюмана «Товарищи», 1957, режиссёр Юнг-Альсен, в советском прокате «Вот как это было») о судьбе солдат вермахта на Восточном фронте; «Дворцы и хижины» (1957, режиссёр Метциг), посвящённый социальным переменам в деревне; «Берлин, угол Шёнхаузер...» (1957, режиссёр Кляйн), в центре которого проблемы молодёжи; «Они звали его Амиго» (1959, режиссёр X. Каров) о детях, помогающих подпольщику-антифашисту скрыться от нацистов; «Искатели солнца» (1958, режиссёр К. Вольф, вышел в 1972); «Белая кровь» (1959, режиссёр Г. Кольдиц) о трагических последствиях атомного психоза в ФРГ; «Пять патронных гильз» (1960, режиссёр Байер) об участии антифашистов разных стран в национально-революционной войне в Испании 1936—39; фильмы-оперы и оперетты — «Мазурка любви» (1957, режиссёр X. Мюллер), «Прекрасная Лоретта» (1960, режиссёр Г. Кольдиц).

Для фильмов 60-х гг. характерно углублённое внимание к внутреннему миру и психологии героев, стремление к более полному раскрытию характеров. Особенно это относится к фильмам о прошедшей войне — «Приключения Вернера Хольта» (по Д. Ноллю, 1965, режиссёр Й. Кунерт), «Операция “Гляйвиц”» (1961, режиссёр Кляйн), а также кинофильмы на современные темы — «Лучшие годы» (1965, режиссёр Г. Рюккер), «Жена Лота» (1965, режиссёр Э. Гюнтер), «Время жить» (1969, режиссёр X. Земан, в советском прокате «Только правда»). Среди других фильмов: «Расколотое небо» (по Кристе Вольф, 1964, режиссёр К. Вольф), «Мне было девятнадцать» (режиссёр Вольф), «Знамя Кривого Рога» (режиссёр Метциг), «Прощание» (по И. Бехеру, режиссёр Гюнтер), «Мёртвые остаются молодыми» (по А. Зегерс, режиссёр Кунерт) — все 1968, и многие другие. Большим событием в культурной жизни ГДР стал выпуск дилогии, посвящённой К. Либкнехту, «Пока я жив» (1965) и «Несмотря ни на что» (1972) — оба фильма режиссёр Райша.

Из фильмов 70—80-х гг. выделяются произведения, посвящённые антифашистской тематике, — «Якоб-лжец» (1975, режиссёр Байер), «Между ночью и днём» (по Э. Вайнерту, 1975, режиссёр X. Э. Брандт), «Мама, я жив!» (1977, режиссёр Вольф), «Я хочу вас видеть» (1978, режиссёр Я. Вайчи), «Невеста» (1981, режиссёры Рюккер, Райш, в советском прокате «Дом с тяжёлыми воротами»); экранизации — «Родственные натуры» (по И. В. Гёте, 1974, режиссёр Кюн), «Лотта в Веймаре» (по Т. Манну, 1975, режиссёр Гюнтер), «Страдания молодого Вертера» (по Гёте, 1976, режиссёр Гюнтер); биографический фильм — «Гойя, или Тяжкий путь познания» (по Л. Фейхтвангеру, 1971, режиссёр Вольф), «Иоганнес Кеплер» (1974, режиссёр Ф. Фогель), «Бетховен. Дни жизни» (1976, режиссёр Земан). Значительное место занимают фильмы, затрагивающие моральные проблемы, — «Легенда о Пауле и Пауле» (1973, режиссёр X. Каров), «Голый на стадионе» (1973, режиссёр Вольф) и «Антон-волшебник» (1978, режиссёр Райш), «Бранденбургские изыскания» (по Г. де Бройну, 1981, режиссёр Р. Греф); картины, посвящённые положению женщины в современном обществе, — «Третий» (1972) и «Ключи» (1974) — обе режиссёра Гюнтера, «Сабина Вульф» (1978, режиссёр Э. Штранка), «Соло Санни» (1979, режиссёры Вольф, В. Кольхазе); серия фильмов о любви подростков — «Слишком худа для любви?» (1973, режиссёр Б. Штефан), «Чёрт возьми, я уже взрослый» (1974, режиссёр Р. Лозански, в советском прокате «Я уже взрослый»), «Любовь в шестнадцать лет» (1974, режиссёр Г. Цшохе, в советском прокате «Пойми меня, мама»), «Семь веснушек» (1978, режиссёр Цшохе) и др.

В 70—80-е гг. работали режиссёры: У. Вайс — «Твой неизвестный брат» (1982), «Старина Генри» (1983); И. Гузнер — «Все мои девушки» (1980), «Если бы Земля не была круглой...» (1981); Р. Зимон — «Безбородые мужчины» (1971), «Поджигай, едет пожарная машина» (1979), а также: В. Бек, Л. Беллаг, С. Блайвайс, В. Вальрот, К. Вет, П. Векверт, К. Гендрис, X. Дзюба, Т. Лангхоф, В. Лёбнер, М. Мосблех, Э. Шлегель, Г. Шольц, К. Штайнке, М. Эккерман, Р. Эме.

ДЕФА широко практикует постановки с киностудиями других стран: с СССР — «Пять дней, пять ночей» (1961, режиссёр Л. О. Арнштам), «Люди и звери» (1962, режиссёр С. А. Герасимов), «На пути к Ленину» (1970, режиссёр Райш), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971), «Чёрные сухари» (1972, режиссёр Г. М. Раппапорт), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1981, режиссёр Герасимов), «Две строчки мелким шрифтом» (1981, режиссёр В. В. Мельников), «Александр маленький» (1982, режиссёр В. П. Фокин); с ПНР — «Безмолвная звезда» (по С. Лему, 1960, режиссёр Метциг); с МНР — «Золотая юрта» (1961, режиссёр Р. Доржпалам, Кольдиц), «Следопыт» (1982, режиссёры К. Петцольд, Ж. Бунтар); с Тунисом — «Хамида» (1965, режиссёр Ж. Мишо-Майлан, в советском прокате «Позднее раскаяние»); с СФРЮ — «Убийцы в отпуске» (1965, режиссёр Б. Бошкович), «Белые волки» (1969, режиссёры К. Петцольд, Бошкович); со Швецией — «Афера в казино» (1957, режиссёр А. Поль). Киностудия ДЕФА выпускает 17—20 фильмов в год.

Ведущие актрисы — Д. Абессер, Р. Блюме, А. Бюргер, А. Валлер, Ю. Ваховьяк, М. Войтович, М. Вюншер, X. Геринг, Б. Диттус, Э. Дункельман, С. фон Зглиницки, У. Каруссайт, И. Келлер, Р. Крёснер, Т. Куликовски, Л. Лёбингер, Г. Май, К. Райхель, К. Рункель, Л. Темпельхоф, Ю. Хофман, К. Шорн, К. Шредер и др.; актёры — К. Бёве, А. Вишневский, Г. Вольф, В. Глатцедер, Э. Гешоннек, X. Гроссе, Ф. Дельмаре, X. Дринда, Ф. Дюрен, В. Кайзер, X. Кёфер, X. Клеринг, Э. С. Клайн, У. Кокиш, В. Кох-Хоге, А. Ланг, С. Лизевский, Р. Людвиг, Д. Манн, О. Меллис, X. П. Минетти, А. Мюллер, К. Пионтек, У. Тайн, К. П. Тиле, М. Треттау, Д. Франке, Ю. Фрорип, X. Хассе, Р. Хоппе, Д. Шварц, X. Шульце, Э. Эше и др.; сценаристы — X. Байерль, В. Кольхазе, В. и К. Кюхенмайстеры, У. Пленцдорф, М. Чесно-Хелль, К. Г. Эгель и др.; операторы — Р. Баберске, В. Бергман, X. Бергман, П. Бранд, Ю. Брауэр, В. Брауман, Э. Гуско, Р. Дрессель, Г. Ю. Зассе, Р. Зоре, П. Зюринг, Э. Клагеман, П. Краузе, X. Ю. Крузе, Ю. Ленц, Г. Марчинковский, К. Нойман, К. Плинцнер, Г. Ю. Райнике, X. Хайнрих, О. Ханиш, Г. Хаубольд и др.; композиторы — К. Э. Зассе, Г. Начинский, Г. Розенфельд, Г. Фишер и др.

Ежегодно на экраны выходит 30—40 документальных фильмов и столько же научно-популярных. Среди мастеров документального кино наиболее известны: Аннели и Андре Торндайк, создатели фильмов «Ты и твои товарищи» (в советском прокате «Это не должно повториться», 1956), «Операция “Тевтонский меч”» (1958), «Русское чудо» (1963), «Дневник немецкой женщины» (1968—69) и др.; В. Хайновски и Г. Шойман, И. Хёйскен. В документальном кино работают также: режиссёры — Ю. Бётчер, Э. Буркерт, К. Гасс, А. Георги, В. Колерт, Ф. Коэпп, Р. Либман, К. Мунд, Г. Никкель, К. Тецлаф, X. Фишер, И. Хадашик, И. Хельвиг, Э. Шрайбер, В. Юнге, М. Яп и др.; операторы — К. Леман, X. Э. Лойпольд, Т. Пленерт, П. Хельмих и др. В научно-популярном кино работают: В. Барч, У. Бельц, Г. Енч, Г. Зилер, Г. Килиан, В. Крайзелер, Э. Нирих и др. Значительное место в кинопродукции ГДР занимает мультипликационное кино. Студия «Трик-фильм» в Дрездене, являющаяся отделением ДЕФА, выпускает кукольные, рисованные, силуэтные фильмы. Производятся мультипликационные фильмы и на телевидении ГДР. Среди известных режиссёров-мультипликаторов: Л. Бартке, Г. Беренд, Б. И. Бётге, К. Вайлер, К. и Г. У. Вимер, Катя и Клаус Георги, О. Захер, Г. Рец и др.

Важное место в кинематографии ГДР занимает производство телефильмов. Известность получили: «Бегство из ада» (4 серии, 1960, режиссёр Г. Э. Корбшмидт), «Совесть пробуждается» (по Р. Петерсхагену, режиссёр Райш, X. И. Каспрцик) и «Храм сатаны» (режиссёр Г. Леопольд) — оба 1961, «Зелёное чудовище» (1962, режиссёр Р. Курц), «Волк среди волков» (по X. Фалладе, 4 серии, режиссёр Каспрцик), «Тот, кто рядом с тобой» (режиссёр У. Тайн) — оба 1964, «Доктор Шлютер» (5 серий, 1965—66, режиссёр А. Хюбнер), «Без борьбы нет победы» (5 серий, 1966, режиссёр Курц), «Крупп и Краузе» (5 серий, 1968—69, режиссёр X. Э. Брандт), «Братья Лаутензак» (по Фейхтвангеру, 1973, режиссёр Каспрцик); фильмы-балеты — «Гаянэ» и «Спящая красавица» (1967), «Золушка» (1969) — все режиссёр X. Дрекслер-Юст; сериалы — «В полицию звонить — 110», «Невидимый прицел», «Дорогие близкие». За совместный телефильм ДЕФА и киностудия им. Горького «Карл Маркс. Молодые годы» (7 серий, 1980) наряду с другими Ленинской премией (1982) удостоена актриса Р. Блюме.

Ведущие критики и киноведы: К. Вишневский, П. Вусс, Ф. Гелер, X. Книч, Г. Нетцебанд, Э. Пик, Р. Рейхан, Р. Рихтер, К. Рюлике-Вайлер, М. Фосс, Р. Фройнд, Г. Херлингхауз, X. Хофман, К. Швальбе, Р. Юршик и др.

В Лейпциге ежегодно (с 1957) проводятся международные кинофестивали документальных и короткометражных фильмов (с 1965 также и телефильмов). Кадры кинематографистов готовит Высшая киношкола в Бабельсберге. Этот же институт занимается исследовательской работой, издаёт совместно с Государственным киноархивом ГДР ежегодное справочное издание «Film-bibliografischer Jahresbericht» (с 1965). В ГДР издаются журналы «Filmspiegel» (с 1954), «Film und Fernsehen» (с 1973). С 1970 издаётся ежегодный альманах «Prisma», посвящённый проблемам кино и телевидения.

также: ">Указатель фильмов по странам. ГДР (Германская Демократическая Республика):

Литература:
Шер Ю., Фильмы немецких друзей, М., 1969;
Касьянова Л., Каравашкин А., Дорога к мастерству, М., 1973;
50 фильмов киностудии ДЕФА, М., 1976;
Булгакова О., Сохраняя и развивая традиции, «СЭ», 1979, № 23;
Auf neuen Wegen, В., 1951;
Knietzsch H., Film — gestern und heute, 3 Aufl., Lpz.—Jena—В., 1967;
DEFA. 1946—64. Studio für Wpchenl schau und Dokumentarfilme, Filmografie, В., 1969;
Filmdokumentalisten der DDR, В., 1969;
Schauspieler. Theater, Film, Fernsehen, В., 1970;
Film und Fernsehkunst der DDR. Tradizionen, Beispiele, Tendenzen, В., 1979;
Dokumentalisten der Welt, В., 1982;
DEFA — Spielfilmregisseure und ihre Kritiker, Bd 1—2, В., 1981—83.

М. С. Сулъкин.

«Совет богов».

«Совет богов».
Режиссёр К. Метциг.
1950.

«Верноподданный».

«Верноподданный».
Режиссёр В. Штаудте.
1951.

«Эрнст Тельман — вождь своего класса».

«Эрнст Тельман — вождь своего класса».
Режиссёр К. Метциг.
(Справа Эрнст Тельман — Г. Зимон.)
1955.

«Капитан из Кёльна».

«Капитан из Кёльна».
Режиссёр З. Дудов.
1956.

«Звёзды».

«Звёзды».
Режиссёр К. Вольф (с НРБ).
1959.

«Они звали его Амиго».

«Они звали его Амиго».
Режиссёр Х. Каров.
1959.

«Профессор Мамлок».

«Профессор Мамлок».
Режиссёр К. Вольф.
1961.

«Голый среди волков».

«Голый среди волков».
Режиссёр Ф. Байер.
1963.

«Приключения Вернера Хольта».

«Приключения Вернера Хольта».
Режиссёр Й. Кунерт.
1965.

«На пути к Ленину».

«На пути к Ленину».
Режиссёр Г. Райш (с СССР).
1970.

«Легенда о Пауле и Пауле».

«Легенда о Пауле и Пауле».
Режиссёр Х. Каров.
1973.

«Слишком худа для любви?».

«Слишком худа для любви?».
Режиссёр Б. Штефан.
1973.

«Лотта в Веймаре».

«Лотта в Веймаре».
Режиссёр Э. Гюнтер.
(В центре — актриса Л. Пальмер.)
1975.

«Бетховен. Дни жизни».

«Бетховен. Дни жизни».
Режиссёр Х. Земан.
(Бетховен — Д. Банионис.)
1976.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»