- Гонконгская кинематография
гонко́нгская кинематогра́фия (сянганская). До 1949 развивалась как часть кино Китая. Первые съёмки в Гонконге были произведены иностранцами в 1909, а в 1913 режиссёр Ли Миньвэй снял фильм «Чжуанцзы испытывает жену». В 10—20-е гг. Гонконг — преимущественно центр проката китайских фильмов в Юго-Восточной Азии. Собственное фильмопроизводство стимулировалось появлением звука (1931) и тем, что кинематографисты, покинув оккупированный во время японо-китайской войны (1937) Шанхай, снимали в Гонконге антияпонские «фильмы сопротивления». В годы японской оккупации (1941—45) на экран не было выпущено ни одного китайского фильма. После 1949 в Гонконгскую кинематографию внедрились китайские прокатные организации Сингапура и Малайи. Лидерство в кинобизнесе захватила семья Шао.
Ленты снимаются на двух диалектах китайского языка: пекинском и кантонском (гуанчжоуском), распространённом на юге Китая, в странах Юго-Восточной Азии, среди китайцев в Австралии и Америке. Ленты на гуанчжоуском диалекте по своему содержанию и форме более националистичны. В Гонконгской кинематографии выходят «костюмные» фильмы-оперы, «костюмные» и современные драмы, экранизации, комедии. Во второй половине 60-х гг. появилась мода на приключенческие («рыцарские») фильмы типа японских самурайских лент. Им на смену пришла волна фильмов «кун-фу» (род кулачного военного искусства), благодаря усилиям актёра и режиссёра Брюса Ли (Ли Сяолун) захватившая также Европу и Америку. Условные сюжетные конструкции этих картин содержали, как правило, идею превосходства традиций Востока над развращающим западным влиянием. Среди серьёзных работ Гонконгской кинематографии — «Тайны цинского двора» (1948) и «Гроза» (1962) — обе режиссёра Чжу Шулиня, «A — Q» (1957, режиссёра Юань Янань), «Большой вояка» (1973, режиссёр Ли Ханьсян), «Цюй Юань» (1975, режиссёр и исполнитель главной роли Бао Фан). Во второй половине 70-х гг. Гонконгская кинематография, не выдержав конкуренции телевидения и западного кино, сократила производство до 100 фильмов в год.
Гонконгская кинематография входит в «Азиатскую федерацию кинопродюсеров» (основана 1954), объединяющую ряд стран Юго-Восточной Азии и проводящую ежегодные фестивали в странах-участницах. С 1977 Гонконгская кинематография проводит свой международный кинофестиваль.
также: Указатель фильмов по странам. Гонконг
Литература:
Jarvie I. C., Window on Hong Kong — a sociological study of the Hong Kong film industry and its audience, Hong Kong, 1977.С. А. Торопцев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.