- Грузинской ССР Кинематография
- • ГРУЗИ`НСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРА`ФИЯПервые киносъёмки были осуществлены в 1908 - 10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 Амашукели снял п/м док. очерк "Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми". Док. сюжеты из жизни страны демонстрировались на местных экранах и закупались иностр. фирмами (фирмой "Пате" и др.). В 1916 реж. А. Р. Цуцунава пост. п/м худож. ф. "Христинэ" (по Э. Ниношвили) о судьбе крестьянки в дореволюц. Грузии. Груз. кино делало свои первые шаги при поддержке передовой интеллигенции, в т. ч. критиков, писателей, театр. деятелей Ш. Дадиани, Цуцунавы, С. Эсадзе и др.Установление Сов. власти в Грузии в 1921 открыло путь развитию демократич. киноиск-ва, отражающего подлинные интересы народа. Киносекция (орг. 1921) при Наркомпросе Груз. ССР в 1923 была реорганизована в акц. об-во Госкинпром Грузии. Активно включились в процесс становления нац. кинематографии Цуцунава, Дадиани, И. Н. Перестиани, З. И. Беришвили, А. И. Бек-Назаров, Г. А. Макаров, Г. Гогитидзе, уже имевшие опыт работы в дореволюц. кино. Первым сов. ф. стала лента "Арсен Джорджиашвили" ("Убийство генерала Грязнова", 1921, реж. Перестиани, сц. Дадиани), повествующая о подлинном эпизоде Революции 1905 - 07. Экранизировались произв. груз, классиков, поев, социальной проблематике и событиям нар.-освободит. борьбы груз. народа: "Сурамская крепость" (по Д. Чонкадзе, 1923, реж. Перестиани), "У позорного столба" (по А. Казбеги, 1924, реж. Бек-Назаров), "Кто виноват?" (по Н. Накашидзе, 1925, реж. Цуцунава) и др. В 1923 реж. Перестиани создал героико-приключенч. ф. "Красные дьяволята". В ф. "Арсен Джорджиашвили" и "Красные дьяволята" впервые гл. героями экрана стали революционеры, герои Гражд. войны, рабочие и крестьяне. Новая тематика и новый экранный герой шли на смену бурж. салонным героям мелодрамы. Большой успех имел ф. "Три жизни" (по Г. Е. Церетели, 1925, реж. Перестиани). В нём снимались известные груз. актёры Н. Вачнадзе, М.Г.Геловани, Д. Кипиани, Т. Болквадзе, К. А. Микаберидзе. Мастерством пост. массовых сцен, высоким уровнем режиссуры и актёрских работ отличается ф. Цуцунавы "Джанки" (1929).В сер. 20-х гг. кино привлекло к себе мн. деятелей т-ра, лит-ры, изобразит. иск-ва. Они принесли с собой конкретные знания смежных иск-в, их работы во многом определили пути развития нац. киноиск-ва. Значит. событие этого периода - ф. "Мачеха Саманишвили" (по Д. С. Клдиашвили, 1927, реж. К. А. Марджанишвили). В картине ярко проявилось влияние передового груз. т-ра. Марджанишвили привлёк в кинематограф проф. исполнителей, к-рые в дальнейшем стали основоположниками реалистич. актёрской нац. школы кино. В 1924 - 29 Марджанишвили пост, ещё пять ф., среди к-рых "Закон и долг" ("Амок" по С. Цвейгу, 1927) и "Трубка коммунара" (по И. Г. Эренбургу, 1929). В этих лентах режиссёр пытался найти новые средства худож. выразительности. С появлением ф. "Мачеха Саманишвили" и ф. "Ханума" (по А. А. Цагарели, 1927, реж. Цуцунава) в груз. кино начинается разработка нац. кинокомедии.Первый фильм Н. М. Шенгелая "Элисо" (по Казбеги, 1928) утвердил новые принципы экранизации лит. произведения. Шенгелая подчеркнул в ф. тему солидарности народов, притеснявшихся царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов осн. идее, поэтич. образы, новаторское использование монтажа, высокая изобразит. культура поставили ф. в число лучших произв. сов. немого кинематографа. Большое внимание уделялось теме преобразования деревни, образа жизни и психологии крестьянства, борьбе с патриарх, пережитками. Реж. Геловани пост. ф. "Молодость побеждает" (1929), сатирически высмеивавший жестокость и бессмысленность пережитка родового строя - закона кровной мести. Борьбе со знахарством реж. Д. Е. Рондели посвятил свой первый ф. "Угубзиара" (1930). О сложном, драм. переломе в патриарх, среде хевсуров, о преодолении ими психологич. барьера племенной ограниченности говорили ф. реж. С. В. Долидзе "В стране обвалов" (1932) и "Последние крестоносцы" (1934). Реж. Л. Д. Эсакия начал свой путь в кино как пропагандист коллективизации ("Верхом на "Хольте"", 1929). Среди произв., созданных на совр. тему, особое место занимали фильмы М. Э. Чиаурели "Саба" (1929) и "Хабарда!" ("Эй, проснись!", 1931). Если в ф. "Саба", бичующем пережитки прошлого в рабочем быту, только намечался своеобразный почерк режиссёра, то в ф. "Хабарда!" уже определились особенности его дарования. Ф., исполненный иронии, гражд. негодования, отличался меткостью социальных характеристик, остротой формы, смелым использованием гротеска. Оригинальность выразит. средств характеризует и ф.-памфлет режиссёра и актёра немого кино Микаберидзе "Моя бабушка" (1929), где сатирич. пафос направлен против проявлений косности и бюрократизма.В 1930 реж.-оп. М. К. Калатозов пост. худож.-док. очерк "Соль Сванетии!", ставший событием в культурной жизни республики и вошедший в число шедевров сов. док. кино. Ф. был поев, жизни горного уголка Грузии, драматизму неутомимой борьбы человека с природой, отличался новаторскими методами съёмки, монтажа, своеобразной поэтикой.В сер. 30-х гг. на экраны вышли комедии "До скорого свидания" (реж. Макаров) и "Приданое Жужуны" (реж. С. Палавандишвили). В первом ф. приключенч. материал органически сочетался с сатирич. сценами из жизни феод, дворянства, во втором рассказывалось о воспитании человека трудом в условиях колх. деревни. В этихф., содержавших интересные характеры, играли крупнейшие груз, актёры Геловани, А. М. Жоржолиани, Ц. Р. Цуцунава, Н. Г. Джавахишвили и др.Освоение техники и стилистики звук, кино совпало с обращением ведущих мастеров к историко-революц. теме. В 1934 Чиаурели пост. ф. "Последний маскарад" о революц. борьбе груз, пролетариата. Эта же тема в условиях груз. деревни звучит в ф. "Дарико" (реж. Долидзе) и "Арсен" (реж. Чиаурели) - оба 1937. Успеху ф. способствовали талантливые актёрские работы С. Л. Багашвили, Вачнадзе ("Арсен") и Т. И. Цицишвили ("Дарико"). Вершиной последоват. развития груз. кинокомедии стал в 30-е гг. а фильм Рондели "Потерянный рай" (по Клдиашвили, 1938). В этот период в кинематографию пришли видные писатели и драматурги. Сц. ф. "Арсен" написал " драматург С. И. Шаншиашвили; по сц. Л. Киачели реж. Шенгелая пост. ф. Золотистая долина" (1937) о колх. деревне. В эти годы в кино снимались крупнейшие театр, актёры: В. И. Анджапаридзе, А. А. Хорава, А. А. Васадзе, Н. П. Чхеидзе, А. М. Жоржолиани, Цуцунава, С. А. Закариадзе, Г. В. Шавгулидзе.В годы Великой Отечественной войны кинематография работала над произв., отображающими борьбу сов. народа с фаш. захватчиками. Ф. "В Чёрных гоpax" (реж. Шенгелая) и "В сторожевой будке" (реж. Д. Антадзе, С. Джалиашвиели) - оба 1941, "Мост" (1942, реж К. К. Пипинашвили), "Щит Джургая" (1944, реж. Долидзе, Рондели) и др. были проникнуты высоким патриотич. духом. В 1942 - 43 Чиаурели пост, историч. эпопею "Георгий Саакадзе" (по А. Антоновской), внеся значит, вклад в разработку жанра историч. фильма.С сер. 50-х гг. наряду с ф. известных режиссёров ("Стрекоза", 1954, реж. Долидзе; "Они спустились с гор", 1955, реж. Н. К. Санишвили; "Отарова вдова", 1958, реж. Чиаурели) стали появляться работы молодых кинематографистов, ознаменовавшие новый этап в развитии груз, кино. В 1955 выпускники ВГИКа Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе пост. ф. "Лурджа Магданы" (по Е. Р. Габашвили). Лента рассказывала о трудовой жизни груз. крестьянства до революции. Умение сочетать точность и достоверность жизнен-, ного материала с поэтическим его осмыслением, столь явственно проявившимся в ф. "Лурджа Магданы", в дальнейшем стало одной из самых характерных черт совр. груз. кино. Вскоре Абуладзе пост. психологич. драму "Чужие дети" (1958) - лирич. взволнованный рассказ о человеке, его духовной щедрости, сложности взаимоотношений людей в семье. В ф. "Я, бабушка, Илико и Илларион" (по Н. В. Думбадзе, 1963) режиссёр возродил традиции груз, кинокомедии из нар. жизни и впервые показал черты лирич. героя, от имени к-рого идёт повествование. К значит, ф. этого периода относится лента реж. Ш. И. Манагадзе "Последний из Сабудара" (сц. Г. Д. Мдивани, 1958), показывающая историю духовного роста и становления молодого сталевара - простого деревенского паренька. Правдивость и непосредственность молодых героев ф. "Наш двор" (1957, реж. Чхеидзе), естественность их отношений способствовали утверждению без нравоучительности мысли о месте человека в жизни, обществе, о пробуждении его гражд. самосознания. В последующие годы Чхеидзе обращался к разным темам и жанрам: историч. драме ("Майя из Цхнети", 1959), психологич. драме ("Морская тропа", 1962), героич. эпопее ("Отец солдата", 1965). Ф. "Отец солдата" занимает особое место в истории сов. кино. Герой ф. пожилой крестьянин (актёр Закариадзе) - воин Великой Отечеств, войны воплощает черты своего народа, приверженность лучшим его традициям.Ф., снятые на материале Великой Отечеств, войны старшим и средним поколениями груз, кинематографистов, отличаются тенденцией к разработке темы истоков нар. стойкости, нравственности. Кроме ф. "Я, бабушка, Илико и Илларион" и "Отец солдата", были пост. ф. "Прерванная песня" (1960, реж. Санишвили, с ЧССР), "Я вижу солнце" (по Думбадзе, 1965, реж. Л. Л. Гогоберидзе), "Бабушки и внучата" (1970, реж. Н. Б. Мчедлидзе), "Повесть об абхазском парне" (1978, реж. А. Д. Жгенти).Появление кинопронзв., созданных на темы, взятые из нар. жизни и волнующие зрителя, подготовило ту плодотворную атмосферу, к-рая возникла в 60 - 70-е гг., когда в груз, кино пришло новоепоко-ление кинематографистов. В их работах при всём разнообразии творч. почерков можно выявить одну общую черту - интерес к острым нравств. проблемам, к традициям нар. морали, её корням, стремление найти связи этих традиций с проблемами современности. Таковы новелла "Алавердоба" в ф. "Два рассказа" (1963, реж. Г. Н. Шенгелая), ф. "Белый караван" (1964, реж. Т. Г. Мелиава, Э. Н. Шенгелая), "Большая зелёная долина" (реж. М. А. Кокочашвили) и "Скоро придёт весна" (реж. О. Д. Абесадзе) - оба 1968. Производств, тема нашла своеобразное воплощение в фильмах К. Г. Мгеладзе "Свет в наших окнах" (1970), Г. Н. Шенгелая "Приди в долину винограда" (1977), Н. Ш. Манагадзе "Плотина в горах" (1980). Полнокровные характеры современников Окт. революции и первых лет Сов. власти созданы в ф. реж. Долидзе "Встреча с прошлым" (1967), Ш. И. и Н. Ш. Манагадзе "Тепло твоих рук" (1972). Масштабные характерры героев Гражд. войны Каландаришвили и Киквидзе показал реж. Г. М. Калато-зишвили в ф. "Сибирский дед" (1974) и. "Шальная пуля" (1981).Способностью увидеть обыденную жизнь в нетривиальном ракурсе и подвести зрителя к неожиданному нравств. уроку отмечены ленты О. Д. Иоселиани "Листопад" (1968), "Жил певчий дрозд" (1971), "Пастораль" (1976). Построенные исключительно на бытовых, камерных сюжетах, в док. манере, эти ф. поднимаются до широких обобщений. Ф. реж. Гогоберидзе "Рубежи" (1970), "Когда зацвёл миндаль" (1973), "Несколько интервью по личным вопросам" (1979) характеризуются гражд. позицией автора, обращением его к актуальным проблемам современности, желанием определить место личности в обществе. Картины Р. Д. Чхеидзе 60 - 70-х гг. обращают на себя внимание романтическим пафосом, масштабностью характеров гл. героев, умением режиссёра раскрыть актёрскую индивидуальность. В "Отце солдата" высоким иск-вом отмечена игра Закариадзе. Новые грани нац. характера показал актёр Р. Г. Чхиквадзе в ф. "Саженцы" (1973). Значит, работа Чхеидзе "Твой сын, земля" ("Повесть о секретаре райкома", 1981, сц. с С. И. Жгенти), решённая как монодрама, в к-рой раскрывается нравственный облик совр. партийного руководителя. В ф. активно отражены приметы времени - период борьбы с негативными явлениями, за чистоту нравств. климата в республике.С 1969 при к/ст "Грузия-фильм" орг. сценарная мастерская. Появляются кадры квалифицир. кинодраматургов, чьё творчество оказывает значит, влияние на уровень выпускаемых студией фильмов. Среди ведущих кинодраматургов: Жгенти, Р. Ш. Табукашвили, Р. Л. Габриадзе, А. В. Чичинадзе, М. А. Элиозишвили, Л. С. Челидзе, З. И. Арсенишвили, Р. С. Эбралидзе, А. С. Салуквадзе.Для пост. серьёзных нравств. проблем груз, кино часто обращается к своему излюбленному жанру - комедии, широко используя все её разнообразные элементы, от гротеска до трагикомедии. Особых успехов достиг здесь реж. Э. Н. Шенгелая в ф. "Необыкновенная выставка" (1969), решённом как трагикомедия, "Чудаки" (1974), совмещающем разнообразие жанровых элементов бытовой комедии, сказки, буффонады, гротеска, комич. мелодрамы, и в ф. "Мачеха Саманишвили" (1978) - современно прочитанной режиссёром экранизации. Все они развивают традиции груз, трагикомедии. В жанре бытовой комедии сняты ф. реж. Мчедлидзе "Первая ласточка" (1976), Р. П. Эсадзе "Любовь с первого взгляда" (1978). Щедро использует гротесковые приёмы для осуждения нек-рых отживших традиций реж. И. М. Квирикадзе в ф. "Городок Анара" (1977). Для груз. кинематографистов в эти годы характерны также поиски новых проблем и средств выражения. Яркость и своеобразие формы, высокая культура изображения характерны для лент Абуладзе. Его ф. "Мольба" (по Важа Пшавеле, 1968) состоит из новелл, объединённых авторскими размышлениями об извечных проблемах жизни - добре и зле. Творч. принципы режиссёра развиваются и совершенствуются в его последующих работах: комедии "Ожерелье для моей любимой" (1972) и драме "Древо желания" (по Г. Н. Леонидзе, 1977). Сложную задачу - показать мир, увиденный глазами художника, поставил перед собой реж. Г. Н. Шенгелая в ф. "Пиросмани" (сц. Э. С. Ахвледиани, Г. Н. Шенгелая, 1970), посв. творчеству выдающегося груз. художника-самоучки Нико Пиросманашвили. Ему же принадлежит первая удачная попытка создания груз, мьюзикла "Мелодии Верийского квартала" (1973). Своеобразием худож. мышления, мастерским использованием аллегории и др. условных средств в осмыслении нравств. и этич. проблем современности отличаются ф. реж. А. П. Рехвиашвили "Грузинская хроника XIX века" (1979) и "Путь домой" (1982).Заметным явлением в груз, киноиск-ве стали яркие по форме и мысли худож. и худож.-док. к/м фильмы. Опыт широко известных фильмов М. Г. Кобахидзе "Свадьба" (1965), "Зонтик" (1967), "Музыканты" (1969) был продолжен в к/м т/ф "Мужской хор" (реж. Л. Т. Элиава) и "Футбол без мяча" (реж. Г. И. Канделаки, Л. К. Сихарулидзе) - все 1969, "Кувшин" (1970, реж. Квирикадзе), "Серенада" (реж. К. Л. Хотивари), "Бабочка" (1979, реж. Н. Т. Ненова, Г. Цулая), "Мать земли" (1981, реж. Г. Чохели). В телеобъединении к/ст "Грузия-фильм" создаются п/м и многосерийные ф. разных жанров. Впервые груз. телевиз. кино обратилось к эпич. жанру, экранизировав роман совр. писателя Ч. И. Амирэджиби "Дата Туташхия"("Берега", 1979, реж. Г. М. Лордкипанидзе, Г. Ш. Габескирия). В 1980 по заказу Центр. ТВ был пост. историко-приключенч. ф. "Цель" (реж. Г. Ш. Ходжава), в 1981 - детский ф. "Семь маленьких рассказов о первой любви" (реж. Г. Матарадзе). Среди значит, произв. для ТВ - многосерийный худож. ф. реж. И.К.Чхаидзе "Пастухи Тушетии" (1978), ф. реж. Д. И. Батиашвили "Несерьёзный человек" (1981), к/м ф. реж. Г. Д. Чирадзе "Яма" (1980), "Стрельба влёт" (1982), док. ф. реж. Г. В. Патарая "По следам Руставели" (1968) и "Далеко от Гурджистана" (1973).На студии "Грузия-фильм" с 1930-х гг. создаются рисованные и кукольные фильмы. У истоков этого вида кино было творчество реж. В. Муджири и худ. Л. Гудиашвили. В 50-х гг. эту традицию продолжили реж. А. Н. Хинтибидзе и В. Д. Бахтадзе, а также поколение молодых мультипликаторов.Груз. кинодокументалистика родилась в 1928 из сектора хроники при активном участии Калатозова, Н. Гогоберидзе, Долидзе. В годы социалистич. строительства и первых пятилеток документалисты стремились отразить стр-во первых электростанций и крупных пром. объектов, а также показать людей - энтузиастов первых строек, достижения науки и культуры республики. Особенно выросла и окрепла кинодокументалистика в годы Великой Отечеств, войны. Была создана летопись борьбы за оборону Кавказа: "Удар наших войск под Орджоникидзе", "На защиту Кавказа", "Клятва народов Закавказья", "По следам фашистского зверя", "Героям Севастополя" и др.В 1958 начала работать Грузинская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов, что способствовало увеличению объёма произ-ва и повышению качества выпускаемых фильмов. Особое место в документалистике занимает творчество реж.-публициста Г. И. Асатиани - "Разноэтажная Америка" (1961), "Алжирский дневник" (1964), "Коричневое чрево" (1969) и др. Высокой гражданственностью, патриотическим пафосом отличаются и фильмы Табукашвили "Далёкое - близкое" (1978) и "Альпийская звезда" (1980). Своеобразием творч. почерка отличаются худож.-док. очерки реж.-оп. Г. Д. Чубабрия "Белый Торгвай" (1969), "Белая сказка" (1972), "В огне закалённые" (1980). Впечатляющие рассказы о людях и их деле создал реж. Л. П. Бак-радзе в ф. "Спешите делать добро", "Взлёт", "Сердце". Реж. В. Е. Микеладзе в яркой экспрессивной манере снял п/м ф. "БАМ" (1975) и "Коммунисты" (1978). Основу науч.-популяр, кино заложили реж. Д. А. Абашидзе и Н. А. Жужунадзе. В содружестве с крупнейшими учёными Груз. ССР ими были сняты ф. о достижениях груз, науки и её людях: "История одного опыта", "Удар по облакам", "Ориентация в пространстве", "Возвращение в мир звуков" и др. Дальнейшее развитие традиции науч.-популяр, кино получили в творчестве Г. Г. Жвания - "Шёлк", "Мир близкий - мир далёкий", С. А. Страхова - "Про белого бычка".В 1957 был создан СК республики (первый пред.- С. В. Долидзе). При Театр, ин-те им. Руставели имеется н.-и. сектор истории и теории кино (с 1950), а также киноф-т (с 1974). Среди ведущих киноведов - К. И. Гогодзе, К. Д. Церетели, О. В. Табукашвили, О. И. Сепиашвили, И. Ш. Кучухидзе, Н. И. Амирэджиби, Т. Г. Твалчрелидзе, Г. Г. Долидзе. Материалы о кино печатаются в ж. "Сабчота хеловнеба" ("Советское иск-во", с 1924), в сб. "Кино" (с 1976, ежегодник). В республике имеется (на 1984) 2071 киноустановка, в т. ч. 435 к/т (117 постоянных) в городах и 1636 в сел. местностях. (Илл. табл. XXIX - XXXII.)История сов. кино, т. 1 - 4, М., 1969 - 78; Церетели К., Юность экрана, (Тб., 1965); ее же, Киноиск-во Сов. Грузии, М., 1969; ее же, От смешного до возвышенного, в сб.: Кино и время, в. 2, М., 1979; Тиканадзе Р., Груз. кино. Проблемы, искания, Тб., 1978; Амирэджиби Н., На заре груз. кино, Тб., 1978; Груз. кино. Страницы истории, (Тб., 1979); Груз, кино, М., 1981; на груз. яз.- Ратиани И., Груз, немое кино, Тб., 1976.К. Д. Церетели.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.