- ГУРЧЕНКО Людмила Марковна
Гу́рченко Людмила Марковна (р. 12.11.1935), советская актриса. Народная артистка СССР (1983). В 1958 окончила ВГИК. В 1956 с большим успехом выступила в роли клубного работника Лены Крыловой в кинокомедии режиссёра Э. А. Рязанова «Карнавальная ночь», проявив темперамент эстрадной актрисы, музыкальность, хорошие вокальные данные. В последующие годы Гурченко часто приглашали сниматься в музыкальных комедиях, фильмах-опереттах: Таня («Девушка с гитарой», 1958), мадам Бокарден («Соломенная шляпка», 1974, телефильм), Коринна («Небесные ласточки», 1975, телефильм), Мама-коза («Мама», 1977, СССР-СРР-Франция). Одновременно формировался драматический талант Гурченко как мастера психологического портрета (заметные ранние работы Соня «Балтийское небо», 1961, Мария «Рабочий посёлок», 1966). Переломной в творческой судьбе Гурченко стала роль директора фабрики Анны Георгиевны в фильме «Старые стены» (1974, режиссёр В. И. Трегубович, Государственная премия РСФСР, 1976). В этой роли раскрылось зрелое умение Гурченко в неповторимом индивидуальном характере передать черты подлинно народного женского типа, сложившегося в условиях советской действительности. В героинях Гурченко цельность щедро одарённой натуры, самостоятельность, стойкость сочетаются с мягкой женственностью, чистотой, человечностью и простотой. Их биографии проходят через вехи истории страны, военные испытания, трудности послевоенного восстановления. Галерее характеров, созданных Гурченко, присущи и большое разнообразие красок жизни, и единство внутренней темы преодоления превратностей женской судьбы, жизненных невзгод с помощью неиссякаемой веры в счастье, доброты, самоотверженности. Среди лучших ролей: Ника («Двадцать дней без войны», 1977), Вязникова («Обратная связь»), Люба («Вторая попытка Виктора Крохина») обе 1978. Тая Соломина («Сибириада»), Тамара Васильевна («Пять вечеров») обе 1979. Лариса Юрьевна («Полёты во сне и наяву»), Вера («Вокзал для двоих», премия Всесоюзного кинофестиваля) обе 1983. Артистизм, юмор, тонкость нюансировки, специфика изящной, чуть ироничной и драматически открытой манеры игры проявляются как в центральных «моно-ролях» (Рита «Любимая женщина механика Гаврилова», 1982), так и в метких зарисовках характеров в небольших ролях.
Другие фильмы:
«Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Белый взрыв», «Один из нас», «Дорога на Рюбецаль», «Тень», «Строится мост», «Дети Ванюшина», «Открытая книга», «Сентиментальный роман», «Особо важное задание», «Рецепт ее молодости»; телефильмы «Табачный капитан», «Строговы».Сочинения:
Мое взрослое детство, М., 1982.Литература:
Капралова И., Л. Гурченко, М., 1966;
Актеры советского кино, в. 3, М., 1967;
Гребнев А., Л. Гурченко, М., 1977 (буклет);
Кичин В., И... грянул гром, «ИК», 1980, № 10.Н. М. Зоркая.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.