- ДЕКОРАЦИИ
декора́ции в кино (от лат. decoro украшаю), организованная материальная среда (место, обстановка) действия, создаваемая на основе сценария в павильоне или на натуре для съёмки фильмов. Она является выразительным элементом художественной концепции фильма, подчинённым общему замыслу. Значение декорации для разных эпизодов фильмов неодинаково. Для некоторых это только фон, не замечаемый зрителем, для других образная среда, помогающая выявлению действия.
Особое значение имеет решение бытовых декораций, изображающих жилище героя и другие камерные помещения. В таких декорациях особенно важно почувствовать конкретную среду действия, историческую эпоху. Удачно подобранные и размещённые в декорации предметы обстановки помогают выразить характер человека, его социальную принадлежность, привычки и вкусы. Творческие задачи художников, работающих над кинодекорациями, непрерывно усложняются. В начальный период существования кинематограф заимствовал у театра принцип декорационного решения. Декорации писались на холсте и сочетались лишь с некоторыми объёмными деталями. Съёмка производилась с одной неподвижной точки.
Со временем возникли объёмные постройки в павильоне и на натуре. Но художники ещё не задумывались всерьёз над образным решением игровой среды. В 191315 художниками Б. А. Михиным и Ч. Г. Сабинским, С. В. Козловским была разработана так называемая фундусная система декорации из сборных объёмных элементов, заранее заготовленных для многократного использования. При фундусной системе удешевлялась стоимость декораций и ускорялась их постройка. В кинодекорационном искусстве 20-х гг. утвердились два основных направления: эстетика бытового оформительства и конструктивистской декоративности.
Рождение звукового кино изменило методы сьёмки и характер изобразительного построения фильмов. Потребовались не только новые технические приспособления (съёмочные краны, движущиеся площадки и т. п.), но и изменения самого характера построения декораций, создания в них необходимых акустических условий, применения звукопоглощающих материалов, возможности перемещения микрофона и т. п. Цвет в кино потребовал такого решения декорации, чтобы можно было предотвратить искажения цветовой тональной гаммы на экране.
В фильмах большой постановочной сложности при обилии съёмочных объектов отдельные места действия объединяются в комплексы с целью достижения наибольшей выразительности среды действия и экономичности. Комплексные декорации создаются как для обычной, так и для многокамерной съёмки. Здесь особое значение приобретает планировка декорации, так как она рассчитывается на одновременную съёмку сразу нескольких объектов.
В современном кинопроизводстве применяются всевозможные приёмы трансформирования декорации для съёмки на одной и той же площадке разных объектов, что требует от художника большой изобретательности. Это значительно удешевляет стоимость фильмов и сокращает сроки производства (см. также Художник в кино).
Литература:
Толмачев В., Полянский К., Проектирование и постройка кинодекораций, М., 1956;
Barsacq L., Le decor de film, P., 1970.Г. А. Мясников.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.