- ЕГОРОВ Владимир Евгеньевич
Его́ров Владимир Евгеньевич (19.3.18788.10.1960), советский художник. Народный художник РСФСР (1944). Один из зачинателей русского кинодекорационного искусства. По окончании московского Строгановского художественного училища работал как театральный художник в МХТ, в Оперном театре Зимина. В кино с 1915. Активно участвовал в создании фильмов «Русской золотой серии». Известность Егорову принёс фильм «Портрет Дориана Грея» (режиссер В. Э. Мейерхольд), отличавшийся изяществом, экспрессивностью, высокой культурой оформления. Егоров решительно выступал против ремесленничества в кинодекорационном деле. Он подчёркивал творческий характер профессии декоратора, поднял её престиж и значение. В фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (режиссер А. Иванов-Гай, в главной роли Ф. И. Шаляпин) костюмы, реквизит, декорации выдержаны художником в духе эпохи, большое значение приобрела характерная деталь. Декорации Егорова обычно становились активным средством эстетического воздействия на зрителя. Егоров добивался органического единства натурных и павильонных эпизодов, что характерно, например, для фильма «Барышня и хулиган» (режиссер Е. Славинский, в главной роли В. В. Маяковский), где впечатляюще воссоздана бытовая атмосфера рабочей среды. После Октябрьской революции искусство Егорова поднялось на новую ступень. Он сотрудничал с режиссерами В. Р. Гардиным, Я. А. Протазановым, Г. Л. Рошалем, И. А. Пырьевым, М. И. Роммом, Ю. Я. Райзманом, В. И. Пудовкиным. Основные творческие принципы Егорова максимум выразительности, достигаемой самыми скупыми средствами, плакатная броскость детали, стремление к многозначной метафоричности. Участвовал в постановке фильмов: «Закройщик из Торжка», «Крылья холопа», «Мисс Менд», «Саламандра», «Чины и люди», «Иудушка Головлёв», «Конвейер смерти» (с Н. Савицким), «Мы из Кронштадта», в 4050-е гг. «Суворов», «Без вины виноватые» (Государственная премия СССР, 1946), «Адмирал Нахимов» (с А. М. Вайсфельдом и М. Юферовым), «На подмостках сцены». Особенно удавались Егорову исторические фильмы и экранизации классики. Егоровым оформлено свыше 90 фильмов. Многие эскизы к ним (как и театральным постановкам) имеют самостоятельное художественное значение, находятся в музеях и экспонируются на различных выставках.
Другие фильмы:
«Не для денег родившийся», «Слесарь и канцлер», «Медвежья свадьба», «Ледяной дом» (с Н. Воробьёвым), «Хромой барин», «Томми», «Рваные башмаки», «Тринадцать» (с М. Карякиным), «Василиса Прекрасная», «Поднятая целина» (с М. Тиуновым и В. Камским), «Степан Разин», «Дело Артамоновых», «Антоша Рыбкин», «Кутузов», «Сильва», «Юбилей» (с Н. Галустян), «Машина 22-12» (стереофильм), «Джамбул» (с Е. Е. Енеем и И. М. Капланом).Сочинения:
Художник в кино, в сборнике: 30 лет советской кинематографии, М., 1950;
Различие между художником кино и художником театра, «ИК», 1964. № 2.Литература:
Ушаков С., Художник В. Е. Егоров, в сборнике: Мосфильм, выпуск 2, [М., 1961];
Куманьков Е., В. Е. Егоров, М., 1965;
В. Е. Егоров. Каталог-сборник, составитель Е. В. Членов, М., 1971;
Громов Е., [Художник кино] В. Егоров, [М., 1973].Е. С. Громов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.