Иранская кинематография

Иранская кинематография
• ИРА`НСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ
   Первый нац. ф. "Аби Раби" был пост. в 1930 Эханианом - зачинателем И. к. В 1934 в Индии реж. А. X. Сепента пост. на перс. языке ф. "Дочь Лора" и др. В его картинах, в осн. экранизациях перс, сказок и легенд, были заняты иран. артисты, использовался муз. фольклор Ирана. Однако начинания Сепенты не встретили поддержки в Иране.
   Собственно нац. произ-во стало развиваться после 2-й мировой войны. В 1945 в Тегеране И. Кушан создал к/ст "Митра-фильм", переименованную в 1948 в "Парс-фильм". На ней были пост. ф., посв. историч. прошлому Ирана,- "Вихрь жизни" (1947, реж. А. Дарьябаги) и "Пленник эмира" (1948, реж К. Кияи), к-рые пользовались большим успехом. На "Парс-фильме" снимались также развлекат. картины "Раскаявшийся" (1954) и "Последняя любовь" (1956) реж. Кушана, историч. кинодрамы "Надир-шах" (1957) и "Ага-Мохаммед-хан Каджар" (1959) реж. Мохтасема, "Полевой соловей" (1957) и "Похитители любви" (1959) реж. М. Мохсени. Они, как правило, повторяли сюжеты иностр. картин, в осн. индийских. Исключением продукции тех лет стал ф. "Портовый вор" (1954, реж. А. Ширази), в стилистике к-рого отразились черты итал. неореализма.
   В 60-е гг. на семи к/ст производилось до 70 ф. в год, число к/т выросло до 260. Иранские фильмы стали шире распространяться в странах Ближнего и Среднего Востока. Всё чаще И. к. обращалась к жизни простых тружеников: "Ласточки возвращаются в свои гнёзда" (1964) и "Кирпич и зеркало" (1966) - оба реж. И. Голестана, "Но трудности остаются" (1967, реж. X. Дарьюш), "Земля" (1970, реж. И. Надери).
   В 70-е гг. И. к. пополнилась молодыми кинематографистами, стремившимися показать совр. жизнь Ирана, в к-рой уживаются рядом старое и новое в быту и отношениях между людьми, воссоздать своеобразный нац. колорит. Иран. ф. и их исполнители, особенно актёры Гугуш и Бехруз Восуги, получили известность за рубежом. Наиболее значительными для этого периода стали ф. реж. Д. Мехрджуи "Корова" (1970), "Чудак" (1971), "Почтальон" (1973), Ш. Салесса "Обыкновенный случай" (1973), "Тихая жизнь" (1974), "На чужбине" (1975), первой женщины-реж. М. Набили "Проклятая земля" (1976); А. Рустами "Доклад", М. Кимьяи "Путешествие камня", Б. Фарманара "Продолжение ночи" (все 1977), Б. Бейзаи "Незнакомец и туман" (1974). Однако наиболее острые в политич. плане ф. были запрещены реакц. шахским режимом. Часть прогрес. деятелей кино отошла от творч. работы, нек-рые эмигрировали.
   Сразу после провозглашения Ирана исламской республикой (1979) большинство к/ст и часть к/т были национализированы. Получило развитие док. кино, отражавшее бурные события антишахской революции. Худож. ф. обрели антимилитаристскую направленность. Среди ф. последних лет: "Легенда о Таре" (реж. Бейзаи) и "Школьный двор" (реж. Мехрджуи) - оба 1980, "Кровавый сезон" (1981, реж. X. Кавуш), "Кровавый рис" (реж. Н. Никнежад, М. Давидели) и "Руки дьявола" (реж. X. Заидбаф) - оба 1982. Произ-во ф. сократилось до К) в год. Все ф., выходящие на экран, проходят строгую исламскую цензуру. Контроль над произ-вом ф. осуществляет Мин-во исламской ориентации.
   В 1955 состоялся первый фестиваль иран. ф., в 1976 - 78 он проводился ежегодно; в эти же годы проходил Тегеранский Мкф, в 1966 - 78 - Мкф детских ф., в 1964 - 78 - Мкф уч. и науч.-популяр. фильмов. С 1980 проводится Мкф, посв., годовщине исламской революции. (Илл. табл. XLII.)

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Иранская кинематография" в других словарях:

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»