Испанская кинематография это:

Испанская кинематография
«Добро пожаловать, мистер Маршалл!».

«Добро пожаловать, мистер Маршалл!».
Режиссёр Л. Г. Берланга.
1952.

испа́нская кинематогра́фия. Первые киносеансы состоялись в 1896, тогда же французский кинематографист Промио начал снимать хронику. Первый фильм, сделанный испанцем Э. Химено — «Выход с дневной мессы из церкви Пилар в Сарагосе» (1896). Фотограф Ф. Хелаберт выпускал документальные репортажи и игровые фильмы («Ссора в кафе», 1897, «Доротея», 1898, «Пиво даром», 1906), С. де Чомон разрабатывал жанр фантастики («Посещение Юпитера», 1907, «Новое путешествие на Луну», 1908). В 1905 появились первые фильмы, снятые А. Куэстой. Это были съёмки корриды и событий повседневной жизни («Деятельность суда, распределяющего воду» и др.). В 1906 в Барселоне была создана фирма «Испано филмс», где начал творческую деятельность режиссёр Р. де Баньос, позже открывший собственную студию «Ройял филмс» (известны его фильмы «Дон Педро Жестокий», 1911, «Любовники из Теруэля», 1912, и др.). В 1915 драматург А. Гуаль, владевший кинофирмой, экранизировал свою пьесу «Тайна страдания», впервые показав жизнь каталонских крестьян. В 20-е гг. кинопроизводство развивалось в Мадриде. Выпускались преимущественно развлекательные фильмы. Известность получили режиссёры Х. Буче («Искупление» и «Неприступная», 1920, «Жертва ненависти», 1921, «Дед» по П. Гальдосу, 1925), Ф. Дельгадо («Славная дорога», «Да здравствует Мадрид — мой народ!» и «Сорок восемь песет за такси», 1929), Э. Ф. Ардавин («Свадьба в Кастилии», 1924, «Роза Мадрида», 1927), Б. Перохо («На всю жизнь», 1924, «Негр, имевший белую душу», 1926). Популярны были фильмы режиссёра Ф. Рея, лучшие из них «Сестра Сан-Сульписио» (по П. Вальдесу, 1927) с участием танцовщицы И. Архентины и «Проклятая деревня» (1929, озвучен в 1942), реалистически рассказывавший о жизни крестьян.

Первый период Испанской революции (1931—1936) отмечен рядом событий в испанской кинематографии: в 1932 вышел первый номер журнала «Nuestra cinema», в том же году Л. Буньюэль снял документальный фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (разрешён в 1937) о жизни одного из самых бедных районов Испании, в 1933 создан Совет по кинематографии. В 1932—36 Буньюэль руководил фирмой «Фильмофоно». Появление звука в кино привело к повторному выпуску (в звуковом варианте) немых фильмов, ранее пользовавшихся успехом. Гражданская война 1936—39 нашла правдивое отражение в фильмах «Костры в ночи», «Так мы победим», «Заря надежды», «Глухие предместья», «В поисках песни»; в документальных лентах «Невмешательство», «Бомбы над Мадридом», «Наступление» и др. Мадридская киностудия «Фильм популар» выпускала кинохронику «Сегодняшняя Испания».

После установления фашистской диктатуры генерала Ф. Франко (1939) была введена жестокая цензура, экраны кинотеатров заполнила коммерческая продукция. Учреждённая в 1941 Национальным синдикатом зрелищ премия за лучший фильм поощряла «патриотически-исторический» жанр, развивавшийся под влиянием кино фашистской Германии и Италии. Фашистско-националистическая идеология проявилась в фильме религиозной тематики «Святая королева» (1946, режиссёр Р. Хиль и др.). Успех постановочного фильма «Безумие любви» (1948) режиссёра Х. Де Ордуньи определил его последующие исторические помпезные ленты: «Августина Арагонская» (1950), «Львица Кастилии» и «Заря Америки» (1951). Для испанской кинематографии 40—50-х гг. характерны также музыкальные комедии (наибольшую популярность получил фильм Ордуньи «Последняя песенка», 1957, с участием С. Монтьель) и испанско-итальянские вестерны. Однако в 50-е гг. наметились и другие тенденции. В испанскую кинематографию пришло новое поколение, воспитанное в институте изучения и практики кинематографии, открытом в 1947 в Мадриде. Состоялось знакомство испанцев с итальянским неореализмом, в 1952 в университете был показан «Броненосец „Потёмкин”». Молодые кинематографисты, в том числе Х. А. Бардем, Л. Г. Берланга, Муньос-Суай, группировались вокруг журналов «Indice» и «Objetivo». Оппозицией франкистской идеологии в кино стали фильмы «Борозды» (режиссёр Х. А. Ньевес Конде) о тяжёлом положении крестьян и «Эта счастливая пара» (режиссёры Бардем и Берланга) — оба 1951. Последний фильм, новаторский испанской кинематографии (близкий неореализму), был проникнут социально-критическими нотами. Популярность за пределами страны получила сатирическая комедия Берланги «Добро пожаловать, мистер Маршалл!» (1952). Последующие фильмы Бардема и Берланги продолжали прогрессивную испанской кинематографии: Бардем поставил фильмы «Смерть велосипедиста» (1955) и «Главная улица» (1956), Берланга — «Калабуч» (1956), «Пласидо» (1960), «Палач» (1963, его лучшая лента). К 60-м гг. дебютировали короткометражными и документальными лентами многие молодые режиссёры. На их творчество повлияли картины итальянского режиссёра М. Феррери, работавшего в Испании: «Квартирка» (1957), «Парнишки» (1959) и особенно «Коляска» (1960), сделанные в манере жёсткой реалистичности, с элементами «чёрного юмора». Феррери помог утвердиться талантливому сценаристу Р. Асконе, ставшему затем ведущим в испанской кинематографии. Важной вехой развития национального кино стал фильм Буньюэля «Виридиана» (1961), отразивший проблемы духовной жизни испанского общества (был запрещён франкистской цензурой до 1975). Молодые режиссёры К. Саура, Ф. Регейро, М. Пикасо, А. Эсейса, М. Суммерс и другие возглавили в Мадриде движение «новое испанское кино». В эти же годы возникла барселонская школа, заявившая о себе фильмом «Фата Моргана» (1965, режиссёр В. Аранда). Эта школа ставила целью поиск нового киноязыка, однако после первых экспериментов она распалась. Представители «нового испанского кино», утверждая тесную связь искусства с действительностью, сняли ряд интересных фильмов: «От розового к жёлтому» (режиссёр Суммерс) и «Благая любовь» (режиссёр Регейро) — оба 1963, «Тётя Тула» (по М. Унамуно, режиссёр Пикасо) и «9 писем к Берте» (режиссёр Б. Патино) — оба 1964, но не смогли в полной мере решить поставленной задачи, ограничившись бытописательством в манере позднего неореализма. Большинство режиссёров, выпустив один-два фильма, уходили в традиционный коммерческий кинематограф, некоторые из них вообще оставили кино. Лишь Саура после успеха фильма «Бродяги» (1960) продолжал работать, создав свой оригинальный стиль, и утвердился как ведущий режиссёр. Прибегая к языку метафор и символов, он в фильмах показывал отрицательное влияние франкизма на все сферы жизни: «Охота» (1965), «Замороженная мятная лепёшка» (1967), «Сад наслаждений» (1970), «Анна и волки» (1972), «Кузина Анхелика» (1973). Творчество Сауры отличает стремление к глубокому проникновению во внутренний мир человека современного испанского общества: «Стресс: три, три» (1968), «Выкорми ворона» (1975), «Элиза, жизнь моя» (1977).

Процесс демократизации в Испании после смерти Франко способствовал оживлению национальной кинематографии, усилению борьбы прогрессивных режиссёров за создание серьёзного проблемного кино. На смену символике и аллегоричности фильмов «Дух улья» (1974, режиссёр В. Эрисе) и «Браконьеры» (1975, режиссёр Х. Л. Борау) пришли фильмы, впрямую, правдиво осмысляющие события Гражданской войны и периода франкистского режима: «Раса, дух Франко» (режиссёр Г. Эральде), «Песенки для послевоенного времени» (1971, выпуск на экран 1976) и «Мои дражайшие палачи» (1976) — оба режиссёра Патино, «Долгие каникулы 36 года» (1976) и «Старое воспоминание» (1978) — оба режиссёра Х. Камино. Отмена цензуры в 1977 привела к появлению фильмов более открытого общественно-политического звучания. Создаются политические фильмы «Чёрная стая» (1977, режиссёр М. Гутьеррес Арагон) о попытках возрождения фашизма в Испании и «7 дней в январе» (1979, режиссёр Бардем), основан на реальном факте убийства адвокатов-коммунистов террористами. Важные социальные проблемы поднимают фильмы режиссёра Сауры «С завязанными глазами» (1978), «Быстрей, быстрей...» (1980) и П. Миро «Преступление в Куэнке» (выпуск на экран 1981). Острая критическая направленность отличает сатирические комедии Берланги «Национальное ружьё» (1977), «Национальное достояние» (1981) и Л. Гарсии Санчеса «Форели» (1977). Попыткам преодолеть духовное отчуждение современного испанца посвящена трилогия режиссёра Х. Л. Гарсии «Несданный экзамен» (1978), «Одинокие на рассвете» (1978), «Зелёные лужайки» (1979), а также фильм режиссёра Ф. Труэба «Опера прима» (1981). Со второй половины 70-х гг. началось развитие региональных кинематографий: андалузской, галисийской и особенно каталонской, получившей признание после успеха фильма «Сожжённый город» (1975, режиссёр А. Рибас) об истории Каталонии начала века.

Издаются журналы «Cinema 2002» (с 1975) и «Dirigido рог» (с 1972), регулярно проводятся международные кинофестивали (наиболее известный в Сан-Себастьяне) и Недели кино (в Малаге, Бильбао, Вальядолиде, Сиджесе, Хихоне, Ла-Корунье, Барселоне, Мадриде). Существует Национальная фильмотека (с 1953). Среди ведущих актёров: Х. Л. Лопес Васкес, Ф. Рей, Ф. Рабаль, Х. Сасаторниль, А. Феррандис, Ф. Фернан Гомес, А. Молина, А. Белен, А. Ланда, Х. Сакристан, Л. Гаос, М. Сампьетро. В 1978 выпущено 107 фильмов, в том числе 30 совместных постановок, в 1981 — 137 фильмов, в том числе 45 совместных постановок.

также: Указатель фильмов по странам. Испания

Литература:
Луис Бунюэль, М., 1979;
Театр и кино, в сборнике: Современная Испания,. М., 1983;
Mendez-Leite F., Historia del cine español, t. 1—2, Madrid, 1965;
Larraz E., El cine español, P., 1973;
Martinez Torres A., Cine español, años sesenta, [Barcelona], 1973;
Castro. A., El cine español en el banquillo, Valencia, 1974;
Caparros Lora J. M., El cine político visto despues del franquismo, Barcelona, 1978
его же, Arte у politica en el cine de la republica (1931—1939), Barcelona, 1981.

Т. Н. Ветрова.

«Смерть велосипедиста».

«Смерть велосипедиста».
Режиссёр Х. А. Бардем.
1955.

«Главная улица».

«Главная улица».
Режиссёр Х. А. Бардем.
1956.

«Бродяги».

«Бродяги».
Режиссёр К. Саура.
1960.

«Виридиана».

«Виридиана».
Режиссёр Л. Буньюэль.
(Дон Хайме — Ф. Рей,
Виридиана — С. Пиналь.)
1961.

«Палач».

«Палач».
Режиссёр Л. Г. Берланга.
1963.

«Анна и волки».

«Анна и волки».
Режиссёр К. Саура.
(Актёры Дж. Чаплин и Ф. Фернан Гомес.)
1972.

«Браконьеры».

«Браконьеры».
Режиссёр Х. Л. Борау.
1975.

«Чёрная стая».

«Чёрная стая».
Режиссёр М. Гутьеррес Арагон.
(Справа — актриса А. Молина.)
1977.

«Элиза, жизнь моя».

«Элиза, жизнь моя».
Режиссёр К. Саура.
1977.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Испанская кинематография" в других словарях:

  • Датская кинематография — «День гнева». Режиссёр К. Дрейер. 1943. датская кинематография. В 1896 в Копенгагене были показаны фильмы братьев Люмьер, а через несколько месяцев появились хроникальные фильмы, снятые фотографом П. Эльфельтом. Он же поставил в 1903 первый… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Культура Испании — Культура Испании  одна из наиболее древних и самобытных европейских культур, сформировавшаяся под влиянием многочисленных факторов. Древнейшие культурные памятники Испании  многочисленные пещерные росписи и наскальные рисунки в… …   Википедия

  • Куба — 1) остров в арх. Бол. Антильские о ва, Вест Индия. Колумб, открывший этот остров в 1492 г., слышал индейское название Куба, которое относилось к индейскому селению или к части сев. побережья. Будучи уверен, что открытая им земля представляет… …   Географическая энциклопедия

  • Марокко —         Королевство Марокко (араб. Аль Мамляка аль Магрибия, или Магриб аль Акса, буквально дальний запад).          I. Общие сведения          М. государство на северо западе Африки. Омывается на севере водами Средиземного моря и на западе… …   Большая советская энциклопедия

  • Марокко — Королевство Марокко, гос во на С. З. Африки. Страна получила название по городу Марракеш, который в средние века был одной из ее столиц. В самом Марокко гос во до сих пор называется так же, как и город, Марракеш. Но в Европе в конце XIX в.… …   Географическая энциклопедия

  • Унесённые призраками — 千と千尋の神隠し (Сэн то Тихиро но камикакуси) Жанр фэнтези, приключения …   Википедия

  • Sen to Chihiro no kamikakushi — Унесённые призраками 千と千尋の神隠し (яп.) Sen to Chihiro no kamikakushi (ромадзи) Spirited Away (англ.) Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика Анимационный фильм Режиссёр …   Википедия

  • УДК — Универсальная десятичная классификация (УДК) система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек …   Википедия

  • Унесенная призраками (фильм) — Унесённые призраками 千と千尋の神隠し (яп.) Sen to Chihiro no kamikakushi (ромадзи) Spirited Away (англ.) Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика Анимационный фильм Режиссёр …   Википедия

  • Унесенные призраками (аниме-фильм) — Унесённые призраками 千と千尋の神隠し (яп.) Sen to Chihiro no kamikakushi (ромадзи) Spirited Away (англ.) Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика Анимационный фильм Режиссёр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»