Кино и педагогика

Кино и педагогика

кино́ и педаго́гика. Воспитательная функция кино вытекает из самой природы кинематографа как неотъемлемой части мировой культуры, и эта функция, в свою очередь, неотделима от образования. Принципиальная позиция советской педагогики предполагает достижение единства воспитания и образования, интеллектуального и эмоционального начал. Общие с советскими кино и педагогикой закономерности и оригинальные решения, вытекающие из национальных условий, есть и в других социалистических странах. Взаимодействие кино и педагогики в капиталистических странах нельзя рассматривать как единое целое: размежевания определяются борьбой между культурой господствующего класса и противостоящими ей демократическими тенденциями. В ряде развивающихся стран изучается опыт социалистической кинематографии и педагогики. Круг проблем, связанных с взаимодействием кино и педагогики, был проанализирован на двух международных симпозиумах: в Риме (1966), созванном ЮНЕСКО, и в Москве (1975), созванном Советом по кинообразованию в школе и вузе СК СССР.

В оценке воспитательной функции кино за рубежом существуют две тенденции. Идеалистическая концепция отрицает воспитательную направленность искусства, абсолютизируя субъективное начало в творчестве, рассматривая самовыражение художника как исчерпывающее содержание художественного процесса, как самоцель. Другая тенденция отрицает наставническую воспитательную роль художественного кино, оценивая его вне образной природы и эстетической функции. Сложный комплекс взаимосвязей кино и педагогики надо рассматривать в двух планах — воздействия фильма на зрителей и как относительно самостоятельную область науки о воспитании и образовании. Фильмы разделяются, в зависимости от своего назначения, на две группы. Есть фильмы, непосредственно участвующие в обучении как дополнение к уроку, лекции (или даже в качестве их замены), а также как составная часть телепрограммы («Очевидное — невероятное», «Клуб путешественников», «В мире животных» и т. п.). К этой категории относятся все учебные фильмы, значительная часть научных, нередко и документальные. Воспитательное воздействие игровых фильмов — опосредованно. Они расширяют познавательный диапазон зрителя, формируют его социальные воззрения, эстетические представления, вкус, этические идеалы. Опосредованное воздействие могут оказывать на зрителя и публицистические и научные фильмы, когда мысль получает в них образное воплощение. Опираясь на традиции советской педагогической науки и опыт советского кино, сложилась советская кинопедагогика, имеющая несколько направлений.

а) Подготовка мастеров кино во ВГИКе. Постоянно обогащаемая достижениями советского кино, эта высшая киношкола осуществляет воспитание новых кадров как определённую систему, основывающуюся на марксистско-ленинском понимании значения кино в жизни общества и богатейшем опыте высшего художественного образования в СССР. Методические принципы и практика ВГИКа послужили отправным пунктом для постоянно действующих курсов повышения квалификации ведущих работников киностудии, Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссёров, а также для разработки программ кинофакультетов театральных институтов в Киеве и Тбилиси, специальных курсов в других театральных институтах, в институтах культуры Москвы, Ленинграда, Еревана, Улан-Удэ, Кемерово, где готовятся творческие руководители любительских киностудий.

б) Подготовка научных кадров высшей квалификации в Академии общественных наук при ЦК КПСС через систему аспирантуры в области истории и теории кино, кинокритики, педагогики. Одновременно подготовка научных кадров высшей квалификации ведётся во ВГИКе, ВНИИ киноискусства, ЛГИТМиКе и других институтах в союзных республиках.

в) Массовая педагогическая работа, проводимая через систему народных киноуниверситетов, кинолекториев Бюро пропаганды советского киноискусства при СК СССР и общества «Знание», в разветвлённой сети кинотеатров и клубов.

г) Начиная с 60-х гг. постепенно получает развитие кинообразование в школах и некинематографических вузах через кинофакультативы, клубы друзей кино, а в отдельных случаях как составная часть программы по литературе в качестве обязательного предмета. Новые возможности открыла долгосрочная программа педагогической деятельности, содержащаяся в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977). Изучение основ киноискусства ведётся по программам, утверждённым Министерством просвещения СССР: одна — для педагогических институтов, другая — для старших классов средней школы. Методическим центром кинообразования в школе и вузе является Совет по кинообразованию в школе и вузе СК СССР, работающий в контакте с Институтом художественного воспитания АПН СССР.

Развёртывание кинообразования в общеобразовательных школах и некинематографических вузах вызвано к жизни исключительной ролью экрана в современном обществе. Значение этой работы особенно возрастает в свете постановления ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков» (1981), в котором указывается на необходимость «распространять передовой опыт кинообразования учащихся». Наряду с познанием мира посредством книги (вербальным) теперь существует визуальное — при помощи экрана кино и телевидению. При этом одна из задач кинообразования — повысить интерес школьника к книге. В этих условиях возросло значение воспитания зрителей, в особенности школьников, в которых надо воспитать способность с большей глубиной, эмоциональностью воспринимать произведения подлинного искусства. С этой целью созданы фильмы, посвященые основам киноискусства и его истории («Рождение советского кино», «Звуковое кино начиналось так», «Кинематограф Великой Отечественной», «Кино и современность», «Размышление о герое», «Поиски и открытия»), и книги, обращённые к учителю, лектору, а также непосредственно к зрителю,

Литература:
Лебедев Н. А., Кино и зритель, М., 1969;
Программы факультативных курсов средней школы, М., 1974;
Вайсфельд И., Поэзия педагогического поиска, «Искусство кино», 1974, № 3;
Герасимов С., Воспитание кинорежиссёра, М., 1978;
Левшина И. С., Любите ли вы кино?, М., 1978;
Кабо Л., Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей, М., 1978;
Программы педагогических институтов. Основы киноискусства. Факультативный курс, М., 1979;
Баранов О. А., Экран становится другом, М., 1979;
Кино: от студии до зрительного зала. Сборник, составитель Е. Нагирняк, В. Петрова, М., 1980;
Искусство и школа. Сборник, М., 1981;
Вайсфельд И., Кино в педагогическом процессе, «Советская педагогика», 1982, № 7.

И. В. Вайсфельд.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Кино и педагогика" в других словарях:

  • КИНО — для детей и юношества, область киноискусства. Термины «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. с термином «детская литература», гл. обр. для удобства в …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

  • Научно-популярное кино — • НАУ ЧНО ПОПУЛЯ РНОЕ КИНО    НАУЧНО ПОПУЛЯРНОЕ КИНО, один из видов науч. кино, в общедоступной форме распространяющий знания, рассказывающий о развитии науки и техники и их взаимодействии с практикой. К числу науч. популярных принято также… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого — (КНУТКиТ им. И. К. Карпенко Карого) …   Википедия

  • Египет. Кино — Первый кинотеатр открылся в 1896 в Александрии. В 1900 10 демонстрировались французские, немецкие, американские фильмы. В 1912 началось производство хроникальных лент. В 1917 был поставлен фильм «На краю пропасти», а в 1918  «Сорванная роза».… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • фольклорная педагогика — совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. В фольклоре педагогическая идея… …   Этнопсихологический словарь

  • ФОЛЬКЛОРНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. В фольклоре педагогическая идея… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств  ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… …   Википедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • СПбГУКИ: Факультет искусств — Факультет искусств СПбГУКИ факультет Санкт Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ). Содержание 1 История 2 Кафедры, входящие в состав факультета …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»