Кинокомедия

Кинокомедия

кинокоме́дия, жанр кинопроизведения, основной предмет которых — явления, относящиеся к эстетической категории комического. Имеет много жанровых разновидностей, различающихся по характеру авторского отношения к изображаемому материалу (кинокомедия сатирическая, лирическая, кинопародия и др.) и степени условности (эксцентрическая, киноводевиль и др.). Первая кинокомедия — «Политый поливальщик» (1895, режиссёр Л. Люмьер). Первые «комические», как стали называться фильмы такого рода, использовали жанровые формы цирка, варьете и т. д. Почти одновременно возникла и другая разновидность кинокомедии строившейся по принципу водевиля и театральной комедии. В 1900-х гг. большую популярность получили комические серии с участием актёра А. Дида (Италия).

Начало самостоятельной поэтики кинокомедии положила так называемая французская комическая школа. В её фильмах органичная для кинематографа внешняя динамика заострялась до комизма (фантастические феерии Ж. Мельеса). Персонажи французских «комических» создавались по принципу комедии масок, переходили из фильма в фильм. Достижением французского комического немого кино были фильмы актёра М. Линдера, чья маска отличалась социальной и психологической определённостью. В 1914 складывается американская комическая школа. Режиссёр фирмы «Кистоун» Мак Сеннетт строил многие свои кинокомедии как серии гэгов. Главные роли в фильмах американской школы исполняли популярные актёры, создавшие образы-маски: Фатти (Р. Арбэкль), Б. Китон, Г. Ллойд и др. В «Кистоуне» в 1913 начал свою кинематографическую карьеру Ч. Чаплин. Уже в ранних короткометражных фильмах Чаплин часто чередовал комические сцены с лирическими, романтические с трагедийными. В последующих ролях, основанных на глубоком психологизме, он сохранял многое от «комической». С приходом звука в кино утверждались традиции театральной комедии, оперетты. В 30-е гг. в американском кино начали сниматься актёры театра и мюзик-холла М. Уэст, братья Маркс, Э. Кантор, У. К. Филдс, Б. Хоуп, Д. Бенни, Лаурел и Харди. Традиции «салонной комедии» 20-х гг. (режиссёр Э. Любич) были развиты в так называемой сумасбродной комедии. Значительный вклад в развитие американской кинокомедии в эти годы внёс Ф. Капра, поставивший по сценарию Р. Рискина фильм «Леди на день», «С собой не унесёшь». В фильмах Капры и его последователей мотивы социальной критики оставались, однако, в рамках «лёгкой» комедии.

В послевоенные годы в кинокомедии ряда зарубежных стран усиливались общественные, гражданские мотивы. В творчестве прогрессивных мастеров ФРГ ярко воплотилась антимилитаристская сатира (фильмы В. Штаудте «Розы для господина прокурора», 1959, «Ярмарка», 1960, и др.). Значительными явлениями стали кинокомедии «Капитан из Кёпеника» (1956, режиссёр Х. Койтнер, в советском прокате «Сила мундира»), «Мы — вундеркинды» (1959, режиссёр К. Гофман).

В итальянской неореалистической «комедии по-итальянски» комедийные ситуации часто возникали как выражение противоречий буржуазного общества («Полицейские и воры», 1951, режиссёры Стено, М. Моничелли; «Трудная жизнь», 1961, режиссёр Д. Ризи, в советском прокате «Журналист из Рима», и др.). Социальные проблемы ставятся в 60—70-е гг. в фильмах П. Джерми («Развод по-итальянски», «Соблазнённая и покинутая»), Л. Дзампы, В. Де Сика, Э. Петри, Ризи, Н. Лоя. В 70-е гг. в Италии был поставлен ряд сатирически решённых политических фильмов, поднимающих актуальные вопросы общественной жизни (сатирический антифашистский фильм «Необычный день», режиссёр Э. Скола).

Традиции социальной сатиры сложились в испанском кино. Широкий резонанс получил фильм Л. Г. Берланги и Х. А. Бардема «Добро пожаловать, мистер Маршалл!» (1952), высмеивающий франкистскую демагогию. В дальнейшем Берланга поставил сатирические кинокомедии «Калабуч» (1956), «Пласидо» (1960), «Палач» (1963), «Национальное ружьё» (1978); эта же направленность отличает кинокомедии режиссёра Х. Л. Гарсии Санчеса «Форели» (1977). Последние две ленты решены как социальная аллегория, в традициях национальной сатиры и напоминают по стилистике французские фильмы испанского режиссёра Л. Буньюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972).

Острая социально-политическая критика характерна и для некоторых американских кинокомедий. Антивоенная тема нашла воплощение в таких лентах, сделанных в жанре «чёрной» кинокомедии как «Доктор Стрейнджлав...» (1963, режиссёр С. Кубрик), «M. A. S. Н.» (режиссёр Р. Олтмен) и «Уловка-22» (режиссёр М. Николе) — оба 1970. В других американских кинокомедиях социально-историческая конкретность зачастую подменяется критикой якобы неискоренимых человеческих пороков — алчности, глупости, эгоизма («Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», 1963, режиссёр С. Крамер). В конце 60-х и в 70-е гг. появились кинокомедии в основе которых лежала насмешка над стереотипностью мышления и устоявшимися реалиями повседневной жизни («Забирай деньги и беги», «Бананы», «Заснувший» и др., все режиссёра Вуди Аллена). Получили распространение фильмы-пародии на популярные жанры вестерна, «фильмы ужасов», «комическую» и др. («Горящие сёдла», «Молодой Франкенштейн», «Немое кино», все режиссёра Мела Брукса).

Вершина в развитии ранней французской кинокомедии — творчество режиссёра Р. Клера, достигшего особого успеха в 30-е гг. В жанре политического памфлета («Последний миллиардер») особое место занимает творчество Ж. Тати, развивающее тенденции прогрессивной французской кинокомедии. Как и Р. Клер («Свободу нам!», 1932, «Всё золото мира», 1961), Ж. Тати критикует буржуазный «прогресс», ведущий к духовному оскудению («Мой дядя», 1958, «Время развлечений», 1967, «Автодвижение», 1970). В 60—70-е гг. во французской кинокомедии выдвинулся ряд талантливых актёров и режиссёров (Бурвиль, Фернандель, П. Этекс и др.). Но большинство фильмов остаётся в рамках «массовой культуры», как и кинокомедии с участием Л. де Фюнеса, разрабатывавшие традиционные для французского искусства приёмы водевиля.

Советская кинокомедия с самого начала была связана с насущными задачами своего времени. Это усиливало социальные функции, популярность и действенность кинокомедии, которая стала важным общественным явлением. Одно из первых принципиальных достижений в области кинокомедии — «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, режиссёр Л. В. Кулешов). Значителен вклад режиссёра Я. А. Протазанова, развивавшего традиции бытовой и сатирической кинокомедии. В фильмах «Закройщик из Торжка» (1925), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934). Активным утверждением новых начал жизни отличаются фильмы «Девушка с коробкой» (1927) и «Дом на Трубной» (1928) — оба режиссёра Б. В. Барнета, «Два друга, модель и подруга» (1928, режиссёр А. Д. Попов). Широкую популярность приобрели поставленные в предвоенные годы фильмы Г. В. Александрова («Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк»), И. А. Пырьева («Богатая невеста», «Трактористы»), К. К. Юдина, А. В. Ивановского, Барнета. Собственно сатирическая кинокомедия не получила в эти годы широкого развития, но и в кинокомедии других жанров значительное место отводилось разоблачению бюрократов, очковтирателей, карьеристов. Один из ведущих жанров кинокомедии в этот период — музыкальная кинокомедия (см. Музыкальный фильм).

Во время Великой Отечественной войны значительную роль играла антифашистская сатира «Боевых киносборников». Юдин специально для этой серии поставил короткометражный фильм «Антоша Рыбкин» (1942), на основе которого затем поставил одноименный полнометражный фильм. С. И. Юткевич создал «Боевой киносборник № 7» (1941), героем которого стал Швейк, и фильм «Новые похождения Швейка» (1943).

Во второй половине 50-х и в 60-е гг. в советском киноискусстве выдвигается и успешно работает новая группа талантливых режиссёров-комедиографов: Э. А. Рязанов («Карнавальная ночь», «Гусарская баллада»), Ю. С. Чулюкин («Неподдающиеся», «Девчата»), Л. И. Гайдай (короткометражные фильмы «Пёс Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики», фильм «Операция “Ы” и другие приключения Шурика»), Э. Г. Климов («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»), Г. Н. Данелия («Я шагаю по Москве», «Тридцать три»). В конце 60-х и в 70-е гг. наблюдается ярко выраженное стремление кинокомедии к стилистическому разнообразию. В фильмах Рязанова, поставленных по сценарию Рязанова и Э. В. Брагинского, даётся гротескно-эксцентрический вариант героя, противопоставляющего корысти и несправедливости высокие нравственные устремления («Берегись автомобиля», 1966). Герои других фильмов Рязанова — подчёркнуто скромные рядовые люди, застигнутые и преображённые ситуацией «чуда» («Ирония судьбы, или с лёгким паром», 1976, телефильм; «Служебный роман», 1977). Яркая сатирическая направленность, гротесковая заострённость характеров отличают его фильмы «Гараж» (1980), «Вокзал для двоих» (1983). В фильмах Гайдая продолжают осваиваться традиции комедийной эксцентрики («Кавказская пленница», 1967, «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, «За спичками», 1980). Здесь приёмы немой «комической» ставятся на службу точным сатирическим задачам. Традиции эксцентрической немой кинокомедии разрабатываются также в короткометражных фильмах М. Г. Кобахидзе («Свадьба», 1965, «Зонтик», 1967) и других лентах грузинских кинематографистов. Широкий жанровый диапазон — от гротеска до трагикомедии и мьюзикла — свойствен кинокомедиям режиссёра Э. Н. Шенгелая («Необыкновенная выставка», 1969, «Чудаки», 1974), Г. Н. Шенгелая («Мелодии Верийского квартала», 1973).

Перспективные пути развития кинокомедии намечает в 70-е гг. творчество Данелии. Меткая сатира на негативные явления действительности органично сочетается у него с большой психологической и бытовой достоверностью («Афоня», 1975), точность в обрисовке среды и характеров — с лирической атмосферой действия («Не горюй!», 1969, «Мимино», 1978, «Осенний марафон», 1979).

Наряду с выдающимися комедийными актёрами старшего поколения И. В. Ильинским, С. А. Мартинсоном, Э. П. Гариным, М. И. Жаровым, Ф. Г. Раневской, Р. Я. Пляттом в жанре кинокомедии приобрели популярность М. И. Пуговкин, Г. М. Вицин, Л. М. Гурченко, Р. А. Быков, Е. П. Леонов, А. А. Миронов, Л. В. Куравлёв, А. В. Мягков, Л. М. Ахеджакова и др.

В киноискусстве других социалистических стран значительное место занимает кинокомедия, насыщенная сатирой на буржуазное прошлое. В этом ключе сделаны кинокомедии: румынская «Афера Протар» (1956, режиссёр Х. Борош), польская «Никодем Дызма» (1956, режиссёр Я. Рыбковский, в советском прокате «Необыкновенная карьера»), югославская «Госпожа министерша» (по Б. Нушичу, 1958, режиссёр Ж. Скригин), кубинская «Двенадцать стульев» (по И. Ильфу и Е. Петрову, 1962, режиссёр Т. Гутьеррес Алеа). Проявления современного бюрократизма высмеивает кубинский фильм «Смерть бюрократа» (1966, режиссёр Гутьеррес Алеа). Исторические, социально-психологические корни милитаризма вскрываются в кинокомедии «Верноподданный» (по Г. Манну, 1951, режиссёр В. Штаудте, ГДР). В ГДР успешно работает в области комедийных жанров также режиссёр Г. Райш («Антон-волшебник», 1978). В чехословацком кинематографе разрабатываются мотивы комедийной фантастики («Барон Мюнхгаузен», режиссёр К. Земан, «Человек первого века», режиссёр Липский, оба 1961, и др.). Среди достижений в этой области в 70-е гг. — фильмы «Орлиное перо» (режиссёр М. Голлы), «Наш старик Йозеф» (режиссёр А. Кахлик). Венгерскими кинематографистами на высоком профессиональном уровне созданы кинокомедии «Сказка о двенадцати очках» (1956, режиссёр К. Макк), «Сорванец» (1959, режиссёр М. Семеш), «Голый дипломат» (1962, режиссёр Д. Палашти), «Поездка в награду» (1974, режиссёр И. Дардаи). В болгарской кинокомедии «Дачная зона» (1975, режиссёр Э. Захариев) сатира направлена на различных проявления мещанства, потребительского отношения к жизни.

К уяснению ответственных социальных функций кинокомедии приходят и многие молодые деятели кинематографий в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, создающих своё национальное киноискусство.

Литература:
Юренев Р., Советская кинокомедия, М., 1964;
Комики мирового экрана, [сост. В. С. Головской], М., 1966;
Волков А. А., Эксцентрическая кинокомедия, М., 1977;
[Кушниров М. А.], На экране — кинокомедия, М., 1983;
Трауберг Л. З., Мир наизнанку: социально-критические мотивы в американской кинокомедии 1910—1930-х гг., М., 1983;
Мс Caffrey D. W., The golden age of sound comedy, N.Y.—L., [1973].

Б. П. Долынин.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Кинокомедия" в других словарях:

  • кинокомедия — кинокомедия …   Орфографический словарь-справочник

  • кинокомедия — сущ., кол во синонимов: 3 • киноржач (1) • кинофильм (17) • комедия (20) Словарь син …   Словарь синонимов

  • Кинокомедия — один из осн. жанров кино. К. возникла в немом кинематографе, и поэтому, в отличие от сценич. комедии, имеющей в осн. драматургию, где юмор выражается через слово, в К. комическое сначала осуществлялось лишь в действии, движении, трюке. Первые К.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Кинокомедия — «Путешествие на Луну» (1902)  одна из первых комедий в истории кинематографа Кинокомедия  комедия на киноэкране. К этому жанру киноискусства относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зр …   Википедия

  • Кинокомедия —         вид киноискусства, отличительная особенность которого изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от задач, объектов и средств осмеяния, от содержания, национальной принадлежности и эмоциональной… …   Большая советская энциклопедия

  • Кинокомедия — ж. Кинофильм комического содержания как один из жанров киноискусства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • кинокомедия — кинокомедия, кинокомедии, кинокомедии, кинокомедий, кинокомедии, кинокомедиям, кинокомедию, кинокомедии, кинокомедией, кинокомедиею, кинокомедиями, кинокомедии, кинокомедиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • кинокомедия — киноком едия, и …   Русский орфографический словарь

  • кинокомедия — (1 ж), Р., Д., Пр. кинокоме/дии; мн. кинокоме/дии, Р. кинокоме/дий …   Орфографический словарь русского языка

  • кинокомедия — кинокоме/дия, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»