Киностроительство

Киностроительство

кинострои́тельство в СССР, система партийных и правительственных мероприятий в области кино. Начало государственного киностроительства относится к ноябрю — декабрю 1917, когда при отделе внешкольного образования Наркомпроса РСФСР был создан подотдел кино. С.1.1918 местные Советы получили право реквизиции электротеатров. С весны 1918 в системе Наркомпроса РСФСР действовали Московские и Петроградские кинокомитеты, а с 1919 — Всероссийский фотокиноотдел Наркомпроса (ВФКО), местными органами которого были киносекции губернских отделов народного образования. Важную роль в киностроительстве сыграло положение Программы РКП(б), принятой в марте 1919 8-м съездом партии, в котором кинематограф рассматривался как средство самообразования и саморазвития трудящихся. 27 августа 1919 Совнарком РСФСР принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». Этим государственным актом, подписанным В. И. Лениным, были установлены основные принципы советского киностроительства и начата широкая национализация кинопроизводства и кинопроката. В августе 1920 был создан отдел агитации и пропаганды ЦК РКП(б), в задачу которого входили также руководство ВФКО и другими отделами Наркомпроса РСФСР и контроль за ними. Определяющее значение для киностроительства имели письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (опубликовано 1 декабря 1920) и указания Ленина по вопросам кино, относящиеся к началу 20-х гг. (см. Ленин и кино}. Постановлением Совнаркома РСФСР от 19 декабря 1922 ВФКО был преобразован в Центральное государственное фотокинопредприятие («Госкино»), действующее на началах хозрасчёта и подотчётное Наркомпросу РСФСР. При частичном возрождении негосударственного кинопроизводства и кинопроката в условиях нэпа Госкино должно было регулировать киностроительство в интересах государства, однако с этой задачей не справилось. В 1924 была осуществлена перестройка Госкино во Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество («Совкино»), получившее все права руководства киностроительством. Широкую программу киностроительства наметила резолюция 13-го съезда РКП(б) «Об агитпропработе» (май 1924). В ней было указано на необходимость объединения киноорганизаций «в пределах союзных республик на основе сохранения монополии проката в каждой республике». В соответствии с этой резолюцией киностроительство велось в РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. В июне 1924 при Агитпропе ЦК РКП(б) была создана кинокомиссия, такие же комиссии действовали с середины 20-х гг. и при ЦК компартий других союзных республик. Важной стороной киностроительства явилось развитие общественных киноорганизаций. С февраля 1924 начала действовать Ассоциация работников революционной кинематографии (АРРК), объединившая творческих работников кино. В июле 1925 был утверждён устав Общества друзей советской кинематографии (ОДСК). Заметным шагом в киностроительстве стали резолюции 1-го Всесоюзного партийного совещания по кино (март 1928). В условиях широкой социалистической реконструкции народного хозяйства 7 декабря 1929 было принято постановление Совнаркома СССР «Об усилении производства и показа политико-просветительных кинокартин», в ходе выполнения которого были достигнуты успехи в распространении с помощью кино политических и научных знаний. Однако последовавшая за ним передача киностроительства в ведение хозяйственных органов (с февраля 1930 — в ВСНХ СССР, а с января 1932 — в Наркомат лёгкой промышленности СССР) противоречила ленинским идейным и организационным принципам киностроительства и нередко вела к снижению художественного качества игровых фильмов. Дальнейшее развитие киностроительства осуществлялось на основе постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932, которым была достигнута широкая консолидация творческих работников киностроительства на принципах социалистического реализма. 11 февраля 1933 Совнарком СССР принял постановление «Об организации Главного управления кинофотопромышленности при СНК Союза ССР» (ГУКФ), которое стало первым в масштабах СССР правительственным органом, руководившим киностроительством. В январе 1936 — марте 1938 руководство киностроительством было сосредоточено во Всесоюзном комитете по делам искусств при Совнаркоме СССР. 23 марта 1938 был образован Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР. В годы Великой Отечественной войны партийные и советские органы приняли ряд мер по переводу киностроительства на военные рельсы. Была проведена эвакуация киностудий и других киноучреждений в восточные районы страны. Так, в сентябре 1941 была организована в г. Алма-Ате студия художественных фильмов — ЦОКС (Центральная объединённая киностудия). С февраля 1942 возобновилось киностроительство в районах, освобождённых от немецко-фашистской оккупации, с февраля 1943 началась реэвакуация студий и других киноучреждений, а в дальнейшем восстановление их творческой и технической базы. Указом Президиума ВС СССР от 20 марта 1946 Комитет по делам кинематографии был преобразован в союзно-республиканское Министерство кинематографии СССР. В первые годы послевоенного восстановления народного хозяйства кинопроизводство сокращается, в особенности свёртывается производство полнометражных художественных фильмов. С марта 1953 по март 1963 руководство киностроительством было сосредоточено в Министерстве культуры СССР. Важную роль в развитии киностроительства сыграли решения 20-го съезда КПСС (февраль 1956), в ходе выполнения которых было преодолено так называемое малокартинье послевоенных лет и было значительно расширено производство полнометражных художественных фильмов. В июне 1957 был создан оргкомитет СРК СССР (впоследствии СК СССР, 1-й Учредительный съезд которого состоялся в ноябре 1965). Перспектива киностроительства определяется положениями Программы КПСС, принятой 22-м съездом партии (октябрь 1961). В русле решений 22-го съезда партии были приняты постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению руководства развитием художественной кинематографии» (1962) и Указ Президиума ВС СССР «Об образовании Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии» от 23 марта 1963. Важное значение для киностроительства в 60—70-е гг. имели решения Октябрьского и Ноябрьского (1964) пленумов ЦК КПСС, а также программа культурного строительства в СССР, выдвинутая 23-м (1966) и 24-м (1971) съездами КПСС. Заметную роль в киностроительстве сыграло постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» от 21 января 1972. 22 августа 1972 ЦК КПСС принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». 29 декабря 1973 СМ СССР было утверждено новое Положение о Государственном комитете СМ СССР по кинематографии (Госкино СССР, с 1977 Государственный комитет СССР по кинематографии). Широкую перспективу киностроительства наметил 25-й съезд КПСС (1976), решения которого предусматривали дальнейшее развитие кинопроизводства и кинопроката в стране. Эти решения были развиты в постановлениях ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью» от 12 Октябрьской 1976, «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» от 6 мая 1979 и ряде других постановлений партии и правительства. Принятая в Октябрьской 1977 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик явилась важнейшим документом, обобщившим большие достижения нашей страны во всех областях, в том числе и в области киностроительства. В главе 7-й Конституции СССР гарантированы как право граждан СССР «на пользование достижениями культуры», так и «свобода научного, технического и художественного творчества». Глубокий научный анализ состояния и перспектив киностроительства был дан в материалах 26-го съезда КПСС (1981), наметившего, в частности, основные показатели развития киностроительства в 11-й пятилетке (1981—85). Решения 26-го съезда КПСС были конкретизированы применительно к киностроительству в постановлении Июньского (1983) пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии», в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии» (1984), а также в ряде постановлений ЦК КПСС, в том числе в постановлении «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков» (ноябрь 1981), «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» (июль 1982). Киностроительство является одной из важных областей культурной жизни советского общества в эпоху зрелого социализма.

Литература:
Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, 2 изд., М., 1973;
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1-14, М., 1970-82;
Декреты Советской власти, т. 1—10, М., 1957—80;
Вопросы идеологической работы КПСС (1965—1973 гг.), 2 изд., М., 1973;
Об идеологической работе КПСС. Сборник документов, 2 изд., М., 1983;
Гак А., к истории создания Совкино, в сборнике: Из истории кино. Материалы и документы, в. 5, М., 1962;
Рубайло А. И., Партийное руководство развитием киноискусства (1928-1937 гг.), М., 1976;
Камшалов А. И., Некоторые аспекты партийного руководства развитием советской кинематографии, «Вопросы истории КПСС», 1977, №3;
Шулепова Э. А., Создание и начало деятельности Комитета по делам искусств, «Вопросы истории», 1977, № 1;
Листов В., Конституция СССР и кинематограф, в книге: Кино и время, в. 3, М., 1980;
Горячев Ю. И., Шинкаренко В. В., Источник силы. О партийном руководстве кинематографией, М., 1983.

В. С. Листов.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Киностроительство" в других словарях:

  • Советская кинематография — советская кинематография. Победа Октябрьской революции положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Советское кино началось с хроники: операторы документалисты, тогда ещё работавшие на частных студиях, запечатлевая дни… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»