Литовской ССР кинематография это:

Литовской ССР кинематография
«Юлюс Янонис».

«Юлюс Янонис».
Режиссёры Б. Браткаускас, В. Дабашинскас.
(Юлюс Янонис — Г. Кураускас.)
1959.

Лито́вской ССР кинематогра́фия. Первые съёмки в Литве осуществил А. Рачюнас в 1909—13. Это были любительские видовые фильмы. Литовская кинохроника появилась в 1921, регулярно снималась с 1932. Операторы-любители (Ф. Дунаев, К. Лукшис, С. Вайналавичюс, С. Уздонас, А. Жибас) в основном подражали стандартным приёмам зарубежной хроники, но изредка показывали и контрасты социальной жизни, портреты людей труда. Во второй половине 1920-х гг. стали возникать различные акционерные общества и студии киноактёров, но экономическая и профессиональная неподготовленность вскоре привела их к банкротству. Лишь студия «Акис» поставила три игровых фильма: короткометражную комедию «Врач поневоле» (1927), полнометражные фильмы «Литовский солдат» (1928) и «Оните и Йонялис» (1931). Эти любительские фильмы (авторы Ю. Линартас и Дунаев) были интересны только документальными эпизодами сельского быта и видами Каунаса, позже включёнными в кинохронику. Более целенаправленной была деятельность Ю. Вайчкуса (один из основоположников литовского профессионального театра), который создал акционерное общество кинолюбителей и открыл студию киноактёра (1932). Однако идея создания национального кинематографа не нашла поддержки у буржуазных властей, и после смерти Вайчкуса (1935) общество распалось. В 1935—40 концессию на производство кинохроники имел каунасский предприниматель Линартас; он выпускал киножурнал «Наша Литва». Тематика киножурнала ограничивалась сюжетами из жизни буржуазной верхушки, военными парадами, государственными и религиозными праздниками. В 1938 силами нескольких энтузиастов был снят короткометражный кукольный фильм-гротеск «Сон толстяка» (куклы художника С. Ушинскаса, оператор А. Жибас).

После восстановления в Литве советский власти в Каунасе была основана студия кинохроники (1940). В первый год своего существования с помощью ЦСДФ она создала около 40 киножурналов и специальных выпусков, отражавших социальные преобразования в молодой советский Республике. Вместе с литовскими кинохроникёрами Уздонасом, Вайналавичюсом, Жибасом здесь работали деятели латвийской (К. Рудзитис), русской (А. Лебедев, Г. Голубов) и белорусской (М. Беров) кинематографий. Во время Великой Отечественной войны студия была закрыта и разграблена немецко-фашистскими оккупантами. Восстановленная в 1944, она в том же году выпустила тематический киножурнал «Освобождённая земля», в создании которого участвовали фронтовые операторы и молодые литовские кинематографисты Л. Мацулевичюс и В. Старошас. С 1945 регулярно начали выходить хроникальный киножурнал «Советская Литва», тематические киножурналы «Пионер Литвы», «Менас», «Спортас». В 1947 на киностудия «Мосфильм» режиссёром В. П. Строевой и оператором Е. Н. Андриканисом с участием литовских актёров был снят фильм «Марите» об отважной литовской комсомолке-партизанке Марии Мельникайте.

Первые художественные фильмы студии поставлены с участием киномастеров РСФСР — режиссёра А. М. Файнциммера и оператора A. Н. Москвина («Над Неманом рассвет», 1953), режиссёра А. Е. Разумного и оператора С. Рубашкина («Игнотас вернулся домой», 1956), режиссёра Б. Шрейбера и оператора H. Васильева («Мост», 1957). В работе над этими фильмами литовские кинематографисты накопили профессиональный опыт, подготовились к самостоятельной творческой деятельности. Приход на литовскую киностудию выпускников ВГИКа — режиссёров В. П. Жалакявичюса и В. П. Микалаускаса, оператора Й. А. Грицюса — способствовал быстрому росту профессионального мастерства кинематографической, молодёжи, становлению национальной кинорежиссуры и операторского искусства. Вышли фильмы «Юлюс Янонис» (режиссёры Б. Браткаускас, В. Дабашинскас), «Адам хочет быть человеком» (режиссёр Жалакявичюс) — обе 1959, «Живые герои» (1960, режиссёры М. В. Гедрис, Браткаускас, А. Жебрюнас, Жалакявичюс), наметившие ведущие направления в развитии литовского кино, тесно связанного с традициями национальной культуры и творчески осваивающего опыт всего многонационального советского кино. Они отличались реалистическим изображением действительности, сочетавшимся с поэтической приподнятостью образов и многоплановой метафоричностью киноязыка. С этих фильмов началось становление самобытного национального литовского киноискусства, отмеченного своеобразием проблематики и стилистики, гражданственностью и социальной направленностью. В 1960-е гг. определились индивидуальные особенности творчества режиссёров Жалакявичюса, Жебрюнаса, P. Вабаласа, операторов Грицюса, А. Моцкуса, Й. Томашевичюса и др. В центре их внимания — человек, его место в истории страны, жизни народа, проблемы выбора им пути и ответственности за свои поступки. Крупными достижениями литовского кино стали фильмы Жалакявичюса «Хроника одного дня» (1964), а также его фильм «Никто не хотел умирать» (1966) — рассказ о напряжённой классовой борьбе на селе в первые послевоенные годы, отличающийся динамичным развитием сюжета, укрупнёнными характерами, смысловым и стилистическим единством. Игра актёров в этом фильме (Д. Банионис, В. Артмане, Б. Оя, Р. Адомайтис, Ю. Будрайтис и др.) подчинена единой концепции картины. Крупная лепка эпических образов в сочетании с тончайшей обрисовкой внутреннего мира героев обогащается размышлениями автора о мужестве и верности своим убеждениям, о необходимости в критический момент принимать самостоятельное решение, о подчинении личных интересов общественным. Эту ординальную тему своего творчества Жалакявичюс развивает и в телефильме «Вся правда о Колумбе» (1970) — философской притче о нравственном подвиге борцов за идеалы революции, а также в фильме «Это сладкое слово — свобода!» (1973, киностудия «Мосфильм» при участии Литовской киностудии). Сюжет этого фильма — лишь повод для углублённого исследовали механизма тоталитарных режимов военных хунт и нравственной стойкости передового отряда борцов за свободу. Открытая публицистичность фильма переплетается с психологической разработкой образов и яркими средствами кинематографической выразительности. Размышления автора об истоках героизма и природе предательства (фильм «Кентавры», 1979, киностудия «Мосфильм») раскрывают диалектику революционного процесса в современном мире. Поэтике Жалакявичюса близко творчество режиссёра А. Грикявичюса, поставившего по его сценариям фильмы «Чувства» (по роману Э. Лива «Чёртов кряж», 1968, с А. Даусой), «Да будет жизнь!» (1970), «Садуто-туто» (1976). Зрелым режиссёрским мастерством отличается фильм Грикявичюса «Потерянный кров» (по Й. Авижюсу, 1977) — эпическое полотно о судьбах литовской интеллигенции в суровые годы фашистской оккупации. В его фильме «Факт» (1982, сценарист Жалакявичюс) трагические события в литовской деревне Пирчюпис, сожжённой фашистами, воссозданные с документальной точностью судебного протокола, стали для режиссёра исходной точкой размышлений о бесчеловечности фашизма и о духовном величии народа. Среди лучших фильмов 60-х гг. также «Лестница в небо» режиссёра Вабаласа (по М. Слуцкису, 1967) о революционном гуманизме в условиях жестокой классовой борьбы в литовской деревне в первые послевоенные годы. Вопросы нравственного воспитания поднимаются в фильме режиссёра Жебрюнаса «Девочка и эхо» (по рассказу Ю. М. Нагибина «Эхо», 1965), представляющем собой один из лучших образцов советского поэтического кинематографа. Фильмы Жебрюнаса «Красавица» (1970) и «Полуночник» (1973) посвящены проблемам подлинной и мнимой красоты, нравственной значимости каждого человеческого поступка. В 70-е гг. всё большее место начинают занимать фильмы, исследующие внутренний мир, общественный и нравственный облик современника: «Маленькая исповедь» (по повести В. Бубниса «Арберон», 1972, режиссёр А. Араминас), «Расколотое небо» (1975) и «Цветение несеяной ржи» (1979) — оба по Бубнису, режиссёр М. Гедрис, «Обмен» (по Ю. В. Трифонову, 1979, режиссёр Вабалас). В центре фильма «Расколотое небо» — образ рабочего Крейвенаса, сильной целеустремлённой личности, наделённой чертами человека будущего. Этот фильм Гедриса, как и ранние его картины («Чужие», 1962, «Мужское лето», 1971), отличается глубиной психологического раскрытия характеров, достоверностью изображаемой среды, драматической заострённостью ситуации. Теми же чертами отмечен фильм режиссёра и сценариста Жалакявичюса «Извините, пожалуйста» (1983) о жизни интеллигенции небольшого литовского городка. При всём различии литовских фильмов их объединяют сдержанность и простота стиля, внимание к приметам времени, правда характеров, высокая изобразительная культура. Поэтическое восприятие жизни, человека и природы сформировало кинематограф лирико-образного строя, созвучного литовскому народному творчеству и эстетическим традициям смежных искусств. В 70-е гг. в поисках истоков народного характера, преемственности нравственных ценностей кинематографисты обратились к историческому прошлому, произведениям классической и современной литературы. В фильме «Камень на камень» (1972, режиссёр Вабалас) оживает крепостническое прошлое Литвы, утверждается сила человеческой солидарности, закалённая в вековой борьбе литовского народа против социального гнёта. В раннее средневековье уходит действие фильма режиссёра Гедриса «Геркус Мантас» (1973), раскрывающего трагическую судьбу одного из древних прибалтийских племён — пруссов, их неравную борьбу с поработителями-крестоносцами. В центре фильма — драма Мантаса, человека, опередившего свою эпоху. К революционным битвам 1919—20 возвращается Гедрис в фильмах «Раны земли нашей» (1972) и «Пыль под солнцем» (1978, с киностудией «Мосфильм»). Среди экранизаций произведений литовской литературы тонким психологизмом, поэтичностью изобразительного языка отличаются фильмы молодого режиссёра Г. Лукшаса «Венок из дубовых листьев» (по новелле Ю. Балтушиса «Падали дубы», 1977), его же телефильм «Осень моего детства» (по новелле Ю. Апутиса «Теофиль», 1978) и фильм «Лето кончается осенью» (по Р. Гранаускасу, 1982). Фольклорные мотивы присутствуют в мюзикле композитора В. Ганелина и режиссёра Жебрюнаса «Чёртова невеста» (по повести К. Боруты «Мельница Балтарагиса», 1976). Интересными поисками взаимосвязи разных жанровых структур, поэтичностью и тонким юмором отмечена картина Жебрюнаса «Ореховый хлеб» (по С. Шальтянису, 1979). Смелое образное решение острых исторических и психологических коллизий отличает фильм режиссёра А. Пуйпы «Чёртово семя» (по новеллам П. Цвирки, 1980) — драматическую притчу о загубленной жизни бедняка, растерявшего своё счастье в погоне за богатством. Среди экранизаций зарубежной литературы глубоким и своеобразным прочтением оригинала выделяется телефильм Вабаласа «Смок и Малыш» (по рассказам Дж. Лондона «Смок Белью», 1975), музыкальный телефильм Жебрюнаса «Приключения Калле-сыщика» (по А. Линдгрен, 1976), телефильм Грикявичюса «Лицо на мишени» (по Г. К. Честертону, 1978) и Гедриса «Американская трагедия» (по Т. Драйзеру, 1981). Ставятся приключенческие фильмы: «Подводя черту» (1973, режиссёр Вабалас), «День возмездия» (1977, режиссёры С. Мотеюнас, А. Пуйпа). Большой вклад в развитие литовского кино внесли актёры Банионис, Адомайтис, Л. Норейка, Будрайтис, Э. Плешките, А. Масюлис, художники Ю. Чейчите, А. Ничюс, В. Калинаускас, Ф. Вайтекунене и др.

Кинопериодика послевоенных лет подготовила первый этап развития литовского документального кино (1947—55), для которого характерны оперативное отражение социалистического строительства, овладение средствами кинорепортажа. В 50-е гг. преобладала промышленная и сельскохозяйственная тематика, снимались обзорные фильмы, создавались портретные очерки. Среди лучших фильмов: полнометражный фильм «Советская Литва» (1950, сценарист Т. Тильвитис, режиссёры И. Посельский, Мацулевичюс, операторы И. Панов, Старошас). Лентам тех лет свойственны информационно-описательная манера, перенасыщенность фактами и дикторским комментарием. Второй этап — становление литовской кинопублицистики (1956—62) — связан с работами Старошаса (кинорепортажи «На Родине», 1956, «10 дней в Польше», 1957), Мацулевичюса («Юность песни», 1960), Л. Таутримаса («Цветок в окопах», 1962, «Почему говорят камни», 1963), с циклом маринистических киноочерков Г. Хнкояна («В тропиках Атлантики», 1959). Заметным явлением стали фильмы Старошаса и сценариста Л. Браславского «Они из Каунаса» (1958), «Твои друзья» (1959), «Мечты и судьбы» (1961), раскрывающие основные этапы борьбы литовского народа за советскую власть и преемственность революционного подвита. Драматургия этой трилогии построена по методу публицистического контраста. Делам и людям современной Литвы посвящен фильм Старошаса и Браславского «Не унывай, Виргиниюс!» (1962). Расцвет и зрелость кинопублицистики (1963—75) связаны с приходом в документальное кино молодёжи — выпускников ВГИКа, а также с творческими поисками режиссёров игрового кино — Жебрюнаса («Чёрная процессия», 1963), Вабаласа («Не хватает только фюрера», 1964), Гедриса («Юбилей», 1965), углубившими проблематику и обогатившими стилистику документальных фильмов. Поисками индивидуальной темы и самобытного почерка отмечены фильмы режиссёров: А. Тумаса — «Ночь перед открытием выставки» (с Даусой, 1964); Грикявичюса — «Сказки солнца» (с А. Дигимасом, 1964), «Три такта» (1966), «Время идёт по городу» (1968); Даусы — «Там, за дверью» (1966). Для этих фильмов характерны поэтическая образность факта и глубина авторского замысла, строгий отбор и широкие обобщения явлений действительности. Особое место занимают работы режиссёра-оператора Р. Вербы — мастера кинематографического наблюдения, бережно раскрывающего социальную биографию и духовный мир человека. Его фильм «Старик и земля» (1965) положил начало циклу картин-исследований национального характера, преемственности нравственных ценностей между поколениями. Затем он поставил фильмы: «Верность» (1967), «И стар, и млад» и «Винцас Свирскис» (1968), «Думы столетних» (1969), а также поэтический репортаж «На праздник» (1970), посвященный участникам республиканского праздника песни, и полнометражный фильм «Мир мне представляется большой симфонией. М. К. Чюрлёнис» (1976, с Л. Пангоните), посвященный жизни и творчеству великого литовского художника и композитора. В конце 60-х гг. сложился образный язык фильма на историко-революционную тему, появились первые страницы литовской киноленинианы. Документальные фильмы Л. Лазенаса «Путь» (1969), «Встречи» (1970), «Надежда не потеряна» (1971), А. Дигимаса «Узник № 26» (1970), построенные на архивных материалах и синхронных интервью, воскрешают революционное прошлое литовского народа. Эмоционально насыщены, драматичны фильмы-исследования Р. Шилиниса «В поисках одного дня» (1968) о пребывании в 1895 в Вильнюсе В. И. Ленина и «Полёт в ночь» (1974, со Старошасом) о подвигах литовских партизан в годы немецко-фашистской оккупации, фильмы Л. Лазенаса «Генерал Дуглас» (1978) и «Июнь 1940-го» (1980). Летопись трудовых будней продолжают режиссёры: Б. Паедене — «Закон притяжения» (1969), «Зажигаю цвет» (1975); Г. Скварнавичюс — «И взрастила земля дубравушку» (1970), «Мастера» (1975), «Рядовой миллионер» (1980); Л. Пангоните — «Трудолюбивый» (1976). Яркие документальные портреты современников созданы в лирических фильмах режиссёра Г. Шаблявичюса и оператора К. Матузявичюса «Круг солнца» и «Нас тринадцать» (1972), «Аполинарас» (1973), «По туманным лугам» и «Сельский менестрель» (1974), «Оранжевая легенда» (1975), «Ведунья» (1976). Они отличаются глубоким проникновением в характеры, поэтичностью и тонким вкусом. Новаторские по стилю и осмыслению материала кинорепортажи на политические и спортивные темы осуществили Старошас и Шилинис: «Где золото королевы?» (1971), «Игра на время» (1973), «Здравствуй, Танзания!» (1974). Глубиной анализа явлений современной жизни, свежими режиссёрскими решениями отмечены фильмы: Шилиниса — «1500 километров по жизни» (1975), «Кто ты?» (1977), фильмы-портреты «В фильме Юозас Балтушис» (1980) и «Картина» (1981, с А. Шюшой); Лазенаса — «Дневник без дат» (1981); Старошаса — «Я люблю директора» (1978) и «Послесловие к старому фильму» (1980, с Шилинисом). Экологическим проблемам посвящен видовой фильм Лазенаса «Мир под солнцем». Для литовского документального кино характерно поэтическое осмысление действительности, образная интерпретация фактов, взаимодействие звукового ряда и изображения.

Ежегодно литовская киностудия дублирует 20 игровых и мультипликационных фильмов, в республике имеется около 1800 киноустановок.

Основы киноискусства преподаются на кафедре актёрского мастерства консерватории Литовской ССР и на факультете журналистики Вильнюсского университета, факультативно в Вильнюсском педагогическом институте. В 1959—1972 выпускалось еженедельное рекламно-информационное издание («Ekrano naujiernos» («Новости экрана», на литовском и русском языках). С 1972 издаются ежемесячный журнал «Kinas» («Кино») и репертуарная газета «Savaites ekranas» («Экран недели», оба на литовском и русском языках). СК Литвы основан в 1963 (оргкомитет в 1958), объединяет 124 члена (1982).

Литература:
Шитова В., Кино, которое есть, «ИК», 1965, № 8;
Рунин Б., Образы, символы, иероглифы, там же, 1971, № 1;
Гудайтис Р., Ступени к новому, там же, 1972, № 4;
Силюнас В., Поэзия и правда, там же, 1977, № 1;
Трошин А., Здравствуй, жизнь, «Дружба народов», 1971, № 1;
Мальцене М., Киноискусство Советской Литвы, М., 1971;
её же, Киноискусство Литвы, в сборнике: Кино и время, в. 3, М., 1973;
её же, Кино Советской Литвы, Л., 1980;
Из истории литовского кино, «Кино», 1973, № 3—12;
Литовское кино, в книге: История Советского кино, т. 3—4, М., 1975—78.

«Адам хочет быть человеком».

«Адам хочет быть человеком».
Режиссёр В. Жалакявичюс.
1959.

«Девочка и эхо».

«Девочка и эхо».
Режиссёр А. Жебрюнас.
1965.

«Никто не хотел умирать».

«Никто не хотел умирать».
Режиссёр В. Жалакявичюс.
(Вайткус — Д. Ю. Банионис.)
1966.

«Лестница в небо».

«Лестница в небо».
Режиссёр Р. Вабалас.
(Алексинас — М. Карклялис,
Индрюнас — В. Бледис,
Ингрида — Е. Плешките.)
1967.

«Мужское лето».

«Мужское лето».
Режиссёр М. Гедрис.
(Аугустинас — Р. Адомайтис,
Альсис — Ю. Будрайтис.)
1971.

«Чёртова невеста».

«Чёртова невеста».
Режиссёр А. Жебрюнас.
1976.

«Потерянный кров».

«Потерянный кров».
Режиссёр А. Грикявичюс.
(Гедиминас — Ю. Будрайтис,
Марюс — А. Шурна.)
1977.

«Обмен».

«Обмен».
Режиссёр Р. Вабалас.
(Эугения — В. Майнелите,
Витас — Г. Яковлев.)
1979.

«Венок из дубовых листьев».

«Венок из дубовых листьев».
Режиссёр Г. Лукшас.
1977.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Литовской ССР кинематография" в других словарях:

  • Советская кинематография — советская кинематография. Победа Октябрьской революции положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Советское кино началось с хроники: операторы документалисты, тогда ещё работавшие на частных студиях, запечатлевая дни… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 …   Википедия

  • Литва — Республика Литва. Название страны Литва (Lietuva) образовано от древнего названия р. Летава (Lietava от литов. lieti лить , пп Няриса), русск. Летавка. Феодальное княжество, по землям которого протекала эта река, со временем заняло ведущее… …   Географическая энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства …   Википедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1950) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства …   Википедия

  • ЛИТВА — Литовская Республика, государство в Восточной Европе. Литва расположена на юго восточном побережье Балтийского моря и граничит на севере с Латвией, на востоке и юго востоке с Белоруссией, на юге с Польшей, на юго западе с Калининградской областью …   Энциклопедия Кольера

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»