МОСКВИН Андрей Николаевич

МОСКВИН Андрей Николаевич

Москви́н Андрей Николаевич (14.2.1901—28.2.1961), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Много лет работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Ранний период деятельности Москвина, развивавшийся под влиянием эстетических норм коллектива ФЭКС, отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности кинокамеры. В фильме «Чёртово колесо» (1926) Москвин широко использовал оригинальные ракурсы, съёмку с движения, резкие тональные контрасты. Наиболее ярко это проявилось в изобразительном решении фильма «Шинель» (1926, с Е. Михайловым), отличающемся причудливой деформацией пространства, резким масштабным противопоставлением предметных масс, неустойчивостью динамической атмосферы. В фильме «С. В. Д.» (1927) и особенно в фильме «Новый Вавилон» (1929) композиция кадра приобрела стройность, сухая графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщённостью изображения. Решительным шагом в развитии мастерства Москвина стал фильм «Одна» (1931). Обращение режиссёров к современной тематике потребовало от оператора большей конкретности в трактовке снимаемого материала, чёткой разработки портретных характеристик. Операторский стиль Москвина утвердился в работе над кинотрилогией «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, с Г. Филатовым). В этих лентах Москвин синтезировал свои лучшие достижения: конструктивную чёткость и экспрессивную выразительность кадра, живопись свето-тональных решений, образное воплощение атмосферы событий.

Новый этап в творчестве Москвина ознаменовали съёмки фильма «Иван Грозный» (режиссёр С. М. Эйзенштейн, первая серия — 1945, Государственная премия СССР, 1946, вторая серия — 1958). Москвин, снимавший в павильоне (натурные кадры — Э. К. Тиссэ), добился особой выразительности изображения. Эпизод «Пир опричников» свидетельствовал о новаторстве Эйзенштейна и Москвина в эстетическом освоении цвета в кино. Целостное контрапунктное развитие цветовых тем (красной, золотистой, голубой и чёрной), обобщённое ощущение цвета (стремление отделить его от обязательного предмета-носителя), строгая определённость смыслового звучания цветовых решений объединили пластическую выразительность кадра с драматизмом сюжета, органически вошли в сложную полифоническую структуру фильма. Драматургическая обоснованность операторских решений присуща и другим работам Москвина: фильмы «Над Неманом рассвет» (1953), «Овод» (1955), «Дон Кихот» (1957, сцены в павильоне, премия Всесоюзного кинофестиваля). Последние работы Москвина — фильм «Рассказы о Ленине» (1958, совместно с другими) и фильм «Дама с собачкой» (1960, с Д. Д. Месхиевым). Наряду с операторами Тиссэ и А. Д. Головнёй Москвин — один из основоположников советской операторской школы.

Другие фильмы:
«Девятое января» (1925, с А. Далматовым), «Катька — Бумажный Ранет» (1926, с Михайловым), «Братишка», «Турбина № 3» (с С. Беляевым) и «Чужой пиджак» (с И. Тихомировым) — все 1927, «Гайль Москау!» (1932, с П. Пасынкиным), «Актриса» (1943), «Пирогов» (1947, с А. М. Назаровым и Н. Шифриным; Государственная премия СССР, 1948), «Белинский» (1953, с М. П. Магидсоном и С. В. Ивановым).

Р. И. Маланичев.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МОСКВИН Андрей Николаевич" в других словарях:

  • МОСКВИН Андрей Николаевич — (14.02.1901 28.02.1961), оператор постановщик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935); Лауреат Государственной премии СССР (1946 за первую серию фильма «Иван Грозный, 1958 за вторую серию). Много лет работал в творческом содружестве с Г.… …   Энциклопедия кино

  • Москвин Андрей Николаевич — [р. 1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин, 28.2.1961, Ленинград], советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З.… …   Большая советская энциклопедия

  • Москвин Андрей Николаевич — (1901 1961), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из основоположников отечественной операторской школы. Снял фильмы: «Новый Вавилон» (1929), «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона»… …   Энциклопедический словарь

  • Москвин, Андрей Николаевич — Андрей Москвин Имя при рождении: Андрей Николаевич Москвин Дата рождения: 1 (14) февраля 1901(1901 02 14) Место рождения: Царское Село, Санкт Петербургская г …   Википедия

  • Москвин Андрей Николаевич — Андрей Москвин Имя при рождении: Андрей Николаевич Москвин Дата рождения: 14 февраля 1901 Дата смерти: 28 февраля 1961 Место смерти: СССР …   Википедия

  • Москвин Андрей Николаевич — (1901—1961), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из основоположников отечественной операторской школы. Чёткость и выразительность кадра, живопись светотональных решений, мастерские портретные характеристики,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Москвин, Андрей Николаевич — Род. 1901, ум. 1961. Кинооператор. Стоял у истоков советской операторской школы. Работы: "Новый Вавилон" (1929), "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1939),… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Москвин, Андрей — Андрей Москвин Имя при рождении: Андрей Николаевич Москвин Дата рождения: 14 февраля 1901 Дата смерти: 28 февраля 1961 Место смерти: СССР …   Википедия

  • Москвин — Москвин  фамилия. Известные носители: Москвин, Алексей Степанович  русский горный инженер, строитель Ижевского и Воткинского железоделательных заводов. Москвин, Андрей Николаевич  оператор, один из зачинателей советской… …   Википедия

  • МОСКВИН — 1. МОСКВИН Андрей Николаевич (1901 61), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из основоположников отечественной операторской школы. Чёткость и выразительность кадра, живопись светотональных решений, мастерские портретные… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»