- Научно-фантастический фильм
нау́чно-фантасти́ческий фильм. Ленты, принадлежащие к научной фантастике, группируются преимущественно вокруг трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего.
Первые в истории кино научно-фантастические фильмы «Завоевание воздуха» (1901, режиссёр Ф. Зекка) и картины Ж. Мельеса «Путешествие на Луну» (1902), «20 000 лье под водой» (1907), «На завоевание полюса» (1912) и др. Хотя в них использовались некоторые мотивы романов Ж. Верна и Г. Уэллса, связь с научной фантастикой здесь была ещё довольно слабой; режиссёры скорее исследовали трюковые возможности кинематографии.
В 10-е гг. научно-фантастических фильмов выпускалось мало («Летающая торпеда», 1916, режиссёр Д. Гриффит; «Небесный корабль», 1918, режиссёр Ф. Хольгер-Мадсен; «Голем, как он пришёл в мир», 1920, режиссёры Вегенер, К. Безе); прежние трюковые возможности кино были уже недостаточны, а для разработки новых, требовавших значительного расхода материалов и финансов, в условиях войны не хватало средств.
В 20-е гг. принципиальным явлением в истории научной фантастики в кино стали советские фильмы «Аэлита» (по А. Н. Толстому, 1924, режиссёр Я. А. Протазанов) и «Луч смерти» (1925, режиссёр Л. В. Кулешов), обогатившие жанр социальным анализом, а также целым рядом новых изобразительных мотивов. Событием стали фильмы Ф. Ланга «Метрополис» (1926) пессимистическое видение общества будущего и «Женщина на Луне» (1929).
В 30-е гг. постановку советского фильма «Космический рейс» (1936, режиссёр В. Н. Журавлёв) консультировал К. Э. Циолковский. Для западного кинематографа в это время характерна серия фильмов о безумных учёных: «Убийства на улице Морг» (1932, режиссёр Р. Флоре), где в сюжет Э. По был введён новый персонаж доктор Миракль, экспериментировавший над гориллой; «Человек-невидимка» (по Г. Уэллсу, 1933, режиссёр Дж. Уэйл); «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) оба режиссёра Уэйла, об учёном, создавшем искусственного человека; а также серия фильмов о фантастических цивилизациях, самый известный из которых «Потерянный горизонт» (1937, режиссёр Ф. Капра).
Развитие научной фантастики в кино началось в 50-е гг., когда были созданы фильмы «Направление Луна» (1950, режиссёр И. Пайчел), «Это пришло из другого пространства» (1953, режиссёр Дж. Арнолд), «Завоевание космоса» (1955, режиссёр Б. Хаскин), разрабатывавшие темы космических путешествий и прибытия инопланетян на Землю, а также показывавшие далёкие перспективы развития науки и техники.
В 6070-е гг. в продолжение традиции фильмы «День, когда остановилась Земля» (1951, режиссёр Р. Уайз) и «На последнем берегу» (1959, режиссёр С. Крамер), содержавших предостережение человечеству о губительных последствиях накопления атомного оружия, появилась большая группа фильмов, в которых центр внимания переносился с проблем научно-технического развития на проблемы нравственные, философские, социальные. Прогрессивные художники используют эту форму для обличения противоречий буржуазной цивилизации («Проклятые», 961, режиссёр Дж. Лоузи; «451°по Фаренгейту», 1966, режиссёр Ф. Трюффо; «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу», 1963, «2001: Космическая одиссея», 1968, «Заводной апельсин», 1971, все режиссёра С. Кубрика; Страна на закате: Дания 1980», 1977, режиссёр П. Уоткинс).
С 60-х гг. активно развивается советский научно-фантастический фильм: «Человек-амфибия» (по А. Р. Беляеву, 1962, режиссёры Г. С. Казанский, В. А. Чеботарёв), «Планета бурь» по А. П. Казанцеву, 1962, режиссёр Т. В. Клушанцев), «Молчание доктора Ивенса» (1974, режиссёр Б. А. Метальников), «Отель У погибшего альпиниста» (по А. Н. и Б. Н. Стругацким, 1979, режиссёр Г. Е. Кроманов), «Москва Кассиопея» (1974), «Отроки во вселенной» 1975), «Через тернии к звёздам» (1981) все режиссёра Р. Н. Викторова, «Лунная радуга» (1983, режиссёр А. Ф. Ермаш) и «Завещание профессора Доуэля» (по А. Беляеву, режиссёр Л. И. Менакер) оба 1984.
С середины 70-х гг. в США создаётся с огромной тратой средств так называемая галактическая серия. Внутри неё имеются социологически ориентированные фильмы, содержащие определённые критические акценты («Близкие контакты третьего вида», 1977, и «Инопланетянин», 1982, оба режиссёра С. Спилберга; Козерог-1», 1977, режиссёр П. Хайамс). И хотя наиболее характерные картины этой серии носят откровенно сказочный характер («Звёздные войны», 1977, режиссёр Дж. Лукас; «Флэш Гордон», 1980, режиссёр М. Ходжес), а их герои и сюжетные повороты в большинстве заимствованы из комиксов, они часто имеют реакционную идейную основу, ориентированы главным образом на молодую аудиторию н служат мощным средством обработки массового сознания (см. ст. «Фильмы ужасов»).
Литература:
Ханютин Ю. М., Реальность фантастического мира, М., 1977;
Kołodyński A., Filmy fantastyczno-naukowe, Warsz., 1972;
Baxter J., Sciencefiction in the cinema, L.N.Y., 1970.
В. И. Михалкович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.