Польская кинематография

Польская кинематография
• ПО`ЛЬСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ
   Первый сеанс кинематографа бр. Люмьер состоялся в Польше в ноябре 1896 в Гор. т-ре Кракова. Ф. здесь демонстрировались в дополнение к спектаклю в течение неск. театр. сезонов. В 1896 - 1908 сеансы постепенно из театр. залов, паноптикумов, цирков, балаганов переносились в специально оборудованные залы. К 1910 на терр. Польши действовало ок. 200 кинотеатров. Из-за отсутствия своей производств, базы польск. кинематографисты сотрудничали с заруб. фирмами. Так, Б. Матушевский снимал репортажи для бр. Люмьер и др. компаний. Ему принадлежат первые в мире съёмки науч.-популяр. ф. в области медицины. Отдельные игровые ленты стали выходить в 1908. Один из первых ф.- фарс "Антек впервые в Варшаве", загл. роль в нём исполнял популярный впоследствии кинокомик А. Фертнер. С образованием в 1909 - 10 кинофирм, среди к-рых самой влиятельной и стабильной стала компания "Сфинкс", начался систематич. выпуск фильмов. В 1914 было снято 14 картин; в период 1-й мировой войны ежегодная продукция сократилась до 5 - 7 лент. Для 1910 - 18 наиболее характерными были экранизации произв. нац. лит-ры: "История греха" (по С. Жеромскому, реж. А. Беднарчик), "Суд божий" (по драме С. Выспяньского "Судьи", реж. С. Кнаке-Завадзкий), "Меир Езофович" (по Э. Ожешко, реж. Ю. Остоя-Сульницкий) - все 1911, и др. Эти первые экранизации представляли собой, по существу, "ожившие" иллюстрации и не обладали даже популяризаторскими качествами. Остальные ф.- мелодрамы и комедии - примечательны только тем, что герои, место действия и реалии фона в них обязательно польские, что являлось откликом на патриотич. настроения зрителя в стране, в течение почти полутора столетий боровшейся за нац. освобождение.
   Воссоздание польск. гос-ва (1918) не стало поворотным пунктом польск. киноистории. Технич. база продолжала отставать, проф. умение кинематографистов не отличалось высоким уровнем. Бурж.-помещичье гос-во не проявляло интереса к развитию кино и субсидировало лишь ленты, пропагандировавшие политику правящей верхушки. Это и определило смену доминирующей группы ф.: в 1918 - 25 появились картины, характерными чертами к-рых была пропаганда милитаризма, антибольшевизма, национализма. Нек-рые из этих черт проникли и в экранизации, мелодраму и фарс. Инфляция, безработица, резкое падение жизненного уровня в эти годы отвлекали широкие массы от кино. Закрывались к/т, сокращался объём произ-ва ф. (в 1921 - 17 игровых ф., в 1925 - 5).
   В 1926 - 28 произ-во ф. увеличилось. Рост рабочего движения, укрепление позиций демократич. культуры привели к тематич. сдвигам в области кино. Лобовая пропаганда официальных ф. нач. 20-х гг. не находила больше спроса. В кон. 20-х гг. с экрана зазвучали критич. мотивы в адpec отдельных институтов бурж.-помещичьего гос-ва. Наиболее значительными в этот период были ф.-экранизации "Земля обетованная" (по В. Реймонту, 1927, реж. А. Херц, З. Гняздовский), "Пан Тадеуш" (по А. Мицкевичу, реж. Р. Ордыньский), "Канун весны" (по Жеромскому, реж. X. Шаро) - оба 1928, "Сильный человек" (по С. Пшибышевскому, реж. Шаро), "Полицмейстер Тагиев" (по Г. Запольской, реж. Ю. Гардан) - оба 1929. Работа над классикой и произв. совр. лит-ры обогатила выразит. средства режиссуры, способствовала поискам новых повествоват. и изобразит. решений. Впервые появились ф., отмеченные нек-рой постановочной культурой, индивидуальной реж. манерой. Стала оформляться в качестве самостоятельной профессия сценариста; с кино сотрудничали крупные литераторы, среди к-рых прозаик А. Струг и поэт и критик А. Стерн.
   Экономич. кризис в Польше на рубеже 30-х гг. приостановил развитие польск. кино. Дополнит, осложнение представлял переход к звук. кинематографу. Первая польск. звук, лента была снята в 1933, а всего до осени 1939 выпущено 49 звук, худож. картин. В 1934 сеймом было принято "Положение о фильмах и их распространении". Реальным последствием этого документа стало усиление цензурно-налогового гнёта. Скудные субсидии на "Еженедельные польские новости" положения не меняли. Вплоть до с краха Речи Посполитой (1939) создатели г ф. делали ставку на их прибыльность, что означало ориентацию на социально пассивного и эстетически неразвитого мелкобурж. зрителя.
   В 30-е гг. откровенно коммерч. харак-тер был присущ не только ф. популярных жанров (комедия, детектив, мелодрама). Коммерциализации подверглись т. н. историко-патриотич. ленты и экранизации. Авторы большинства таких ф. произвольно обращались с историч. фактами и лит. текстами. Так, в ф. "В Сибирь" (1930) и "Десятеро из Павиака" а (1931) фальсифицировались события и Революции 1905 - 07. В экранизациях "Янко-музыкант" (по Г. Сенкевичу, 1930, реж. Ордыньский), "История греха" (1933, реж. Шаро) и "Верная река" (1936, реж. Л. Бучковский) - обе по Жеромскому - переиначивался сюжет. Исключение составила экр. версия пьесы Жеромского "Роза" (1936, реж. Ю. Лейтес); в ней сохранились обществ, конфликт, и яркая образность первоисточника. Лейтес - режиссёр ф. "Молодой лес" (1934), "Девчата из Новолипок" (по П. Гоявичиньской, 1937), "Граница" (по З. Налковской, 1938)- превосходил мн. польск. кинематографистов не только уровнем мастерства, но также идейно-худож. кругозором творчества. Его ф. отличали демократизм вкусов, темперамент и сочность реалистич. зарисовок. Элементы реализма и демократич. тенденции содержались и в ф. "Приговор жизни" (1934, реж. Гардан), "Страхи" (1938, реж. Э. Ценкальский, К. Шоловский) и "Галька" (1938, реж. Гардан)- экранизированной опере С. Монюшко. В работе над последним ф. принимал участие реформатор польск. т-ра Л. Шиллер. Сильной стороной польск. ф. было актёрское исполнение. Среди участников кинокартин 30-х гг. были и кинематографич. актёры, и знаменитости сцены и эстрады: С. Ярач, Ю. Венгжин, Э. Барщевская, И. Эйхлерувна, А. Зельверович, Б. Лещиньский, А. Дымша, Э. Бодо, Е. Пихельский. Но самой популярной в П. к. с сер. 20-х гг. и до 1939 была Я. Смосар-ская, обладавшая органич. чувством камеры.
   Нек-рые критики, теоретики, публицисты пробовали утвердить в сознании зрителей и кинематографистов идею высокого обществ, назначения кино, ратовали за кино как иск-во (К. Ижиковский, С. Захорская). За общественно полезные ф. против ф.-безделушек выступало "Содружество любителей кино как иск-ва" (сокр. "Старт", 1930 - 34). Не обладая производств. возможностями, "Старт" занимался организацией некоммерч. показов шедевров мирового кино и диспутов об осн. проблемах киножизни. Заслуга "Старта" - в приобщении мн. зрителей к киноиск-ву, в утверждении эстетич. критериев оценки фильмов. Нек-рые из энтузиастов "Старта" выступили авторами док. и эксперим. к/м лент. В созданном в 1937 Товариществе киноавторов состоялось несколько дебютов бывших стартовцев в игровом п/м кино: В. Якубовская и Шоловский пост. "Над Неманом" (по Ожешко, 1939), Е. Зажицкий - "Солдат королевы Мадагаскара" (1939), и др.
   В сент. 1939, с началом 2-й мировой войны, П. к., прекратила существование. Произ-во и демонстрация польск. ф. не разрешались герм, оккупац. властями. В стране конспиративно действовала небольшая группа хроникёров во главе с А. Богдзевичем. Им принадлежит съёмка боёв во время Варшавского восстания 1944. Нек-рые кинематографисты были кинохроникёрами при польск. частях, сражавшихся в составе союзнических армий в Зап. Европе и в Сев. Африке. Наиболее значит. объединение польск. кинематографистов сформировалось на терр. СССР. Киногруппа воен. корреспондентов "Чолувка" ("Авангард") при 1-й армии Войска Польского стала перво-ячейкой новой П. к. Операторы группы, преим. участники "Старта" и Товарищества киноавторов, снимали сражения на сов. и польск. земле. Их съёмки вошли в док. ленты "Мы присягаем польской земле", "Битва за Колобжег", "Майданек - кладбище Европы" и др., а также в хроник. выпуски к/ж "Сражающаяся Польша".
   После установления в Польше нар.-демократич. строя декретом от 13 нояб. 1945 кинопроиз-во и прокат были полностью национализированы. Началась новая эпоха П. к. Она получила возможность вырасти из полукустарной "фабрики грёз" в большое иск-во, опирающееся на лучшие традиции демократич. нац. культуры. С первых дней своего существования освобождённый кинематограф активно включился в политич., социальные, духовные преобразования, к-рые осуществлял польск. народ. Со временем конкретные задачи кино менялись, росли и ширились его тематич. горизонты, углублялся идейно-образный мир.
   Первое послевоен. пятилетие - начальные шаги П. к. как иск-ва. Историч. опыт народа, его патриотизм, стойкость и страдания в годы 2-й мировой войны определили темы, пафос и жанровые формы кино. Ф. "Запрещённые песенки" (1947, реж. Бучковский), "Последний этап" (реж. Якубовская) и "Стальные сердца" (реж. С. Урбанович, в сов. прокате "Ночной взрыв") - оба 1948, "Непокорённый город" (1950, реж. Зажицкий) - героико-эпич. повествования о мужеств. противостоянии фашизму. Лучшие сцены "Последнего этапа" - гл. ф. этого периода - обрели силу и масштаб нар. трагедии.
   С кон. 40-х гг. внимание кинематографистов стали привлекать темы современности ("Сокровище", 1949, реж. Бучковский, в сов. прокате "Моё сокровище"; "Первые дни", реж. Я. Рыоковский, "Община", реж. Е. Кавалерович, К. Сумерский, оба 1952; "Случай на Мариенштате", 1954, реж. Бучковский, и др.). В эти же годы были сняты историко-биографич. ф. "Варшавская премьера" (1951, реж. Рыбковский) о композиторе Монюшко, а также "Юность Шопена" (1952). Этот период можно назвать переходным: П. к. приходилось преодолевать немалые трудности как организац. характера (существ, сокращение произ-ва в 1951 - 53), так и творческого. Выделялись ф., составившие дилогию "Целлюлоза" (по И. Неверли, 1954, реж. Кавалерович, в сов. прокате "Дороги жизни" и "Под фригийской звездой"), отличавшиеся широтой и сочностью изображения жизни межвоен. Польши, многомерностью характеров, драм, экспрессией повествования о судьбе революционера.
   С сер. 50-х гг. начался новый, чрезвычайно важный этап в истории П. к. Его историч. предпосылками были изменение обществ, климата, активизация всех областей социальной и духовной жизни. Показателями перелома стали: увеличение объёма произ-ва (в 1953 - 3 ф., в 1957 - 16, в 1960 - 23), к-рый с той поры стал постоянно наращиваться (в 1977, 1978 - св. 30 ф. ежегодно); реорганизация структуры кинематографии, выразившаяся в создании в 1955 самостоят, творч. объединений; успехи польск. ф. на междунар. фестивалях и, главное, приход творч. молодёжи. Рядом с мастерами довоен. периода Зажицким, Ценкальским, Якубовской, Бучковским, С. Волем, Л. Старским, а также послевоен. пополнением, пришедшим из ассистентуры,- Рыбковским, Кавалеровичем, С. Ружевичем - вступили в иск-во представители "воен. поколения": реж. A. Вайда, А. Мунк, С. Ленартович, Ч. и Э. Петельские, несколько позже B. Хас, К. Куц; писатели и сц. Е. Ставиньский, Р. Братны; oп. E. Вуйцик, Е. Липман, С. Матыяшкевич, Я. Лясковский, М. Яхода, Б. Лямбах, К. Виневич; актёры Л. Винницкая, Э. Кшижевская, З. Цибульский, Б. Кобеля, С. Микульский, В. Глиньский, Б. Квятковская, Т. Шмигелувна, Б. Крафтувна и др. В создании ф. участвовали комп. Т. Берд, К. Комеда, А. Валяциньский, К. Пендерецкий, Я. Кренц, в 60-е гг.- В. Киляр, З. Конечны, С. Радван. Все значит. произведения 2-й пол. 50-х гг. рассказывали о 2-й мировой войне - гитлеровской оккупации страны, героич. сопротивлении захватчикам, страданиях и потерях несломленного народа. Ведущим жанром стала романтич. и психологич. драма. На материале недавнего прошлого кино ставило проблемы личности и истории, сознательного и пассивного участия в событиях, прослеживало истоки стойкости, отмечало новое содержание понятия патриотизма. Война рассматривалась кинематографистами не только как время мужеств. противостояния, но и как осуществление нар. воли к социальному переустройству жизни. Лучшие ф. этого периода: "Поколение" (1955), "Канал" (1957), "Пепел и алмаз" (1958) - все реж. Вайды, "Eroica" (1958), "Косоглазое счастье" (1960, в сов. прокате "Шесть превращений Яна Пищика") и "Пассажирка" (1961 - 1963) - все реж. Мунка, "Тень" (1956, в сов. прокате "Кто он?") и "Настоящий конец большой войны" (1957, в сов. прокате "Этого нельзя забыть")- оба реж. Кавалеровича, "Покушение" (1959) и "Возвращение" (1960, в сов. прокате . "Поиски прошлого") - оба реж. Е. Пассендорфера, "Прощания" (1958, реж. Хас), "Маленькие драмы" (реж. Я. Насфетер) и "Никто не зовёт" (реж. Куц) - 1960, "Сержант Калень" (1961, реж. Э. и Ч. Петельские) и др. Они рассказывали о войне и первых годах нар. гос-ва. Концепцией героя, принципами драматургии, изобразит. и стилистич. решениями мн. из них восходят к весьма важной для польск. худож. культуры традиции нар. романтич. и неоромантич. драмы, а также реалистич. прозы нач. 20 в. Широта проблематики, диалектическое её истолкование, самобытная образность вывели П. к. за пределы внутринац. обращения, сделали её неотъемлемой частью прогрес. мировой культуры современности. Столь же значит. произведений на совр. тему П. к. в тот период не создала. Содержательнее других были ф. "Человек на рельсах" (1957, реж. Мунк) о взаимоотношениях личности и коллектива в социалистич. обществе, сатирич. комедия "Ева хочет спать" (1958, реж. Т. Хмелевский), психологич. драма "Поезд" (1959, реж. Кавалерович, в сов. прокате "Загадочный пассажир").
   60-е гг. отмечены поисками нового жизненного материала и форм его воплощения. Ряд ф. свидетельствовал о достижениях П. к. на этом пути: "Если кто-нибудь знает..." (1966, реж. Куц), "Тощий и другие" (1967, реж. X. Клюба), "Житие Матеуша" (1968, реж. В. Лещиньский). Характерная черта этого этапа - внимание ведущих кинематографистов к национальной литературной классике. Интерес к шедеврам литературы способствовал утверждению новых средств образной выразительности. Среди ф.-экранизаций широкую известность получили: "Мать Иоанна от ангелов" (по Я. Ивашкевичу, 1961) и "Фараон" (по Б. Прусу, 1966) - оба реж. Кавалеровича, "Рукопись, найденная в Сарагосе" (по Я. Потоцкому, 1965) и "Кукла" (по Прусу, 1968) - оба реж. Хаса, "Пепел" (по Жеромскому, 1965, реж. Вайда), "Пан Володыевский" (по Сенкевичу, 1969, реж. Гофман). Работа над экранизациями продолжалась и в нач. 70-х гг. ("Березняк" по Ивашкевичу, 1971, "Свадьба" по Выспяньскому, 1973, "Земля обетованная" по Реймонту, 1975, все реж. Вайды; "В пустыне и пуще", 1973, реж. В. Шлесицкий, "Потоп", 1974, реж. Гофман, оба по Сенкевичу). В 60-е гг. возникла новая форма межнац. связей социалистич. Кинематографий совместные постановки. Большой успех выпал на долю ф. "Ленин в Польше" (1966, реж. С. И. Юткевич), позже заметными явлениями стали ф. "Легенда" (1971, реж. С. Хенциньский), "Помни имя своё" (1975, реж. С. Н. Колосов), "Ярослав Домбровский" (1976, реж. Б. Поремба) - все с СССР, а также картины "Заколдованные столики" (1975, реж. Я. Маевский, с ЧССР, в сов. прокате "Отель "Пасифик""), "80 гусаров" (1978, реж. Ш. Шара, с ВНР), "Запах земли" (1978, реж. Д. Йованович, с СФРЮ). Ряды режиссёров в этот период пополняют писатели (Ставиньский и др.) и документалисты (Я. Ломницкий, Шлесицкий, Маевский и др.). Большой популярностью пользуются актёры Б. Тышкевич, П. Ракса, С. Микульский, Я. Новицкий, Р. Филипский и др.
   В 70-е гг. основным становится ф. на совр. тему. Режиссёры, сценаристы, операторы, актёры уделяли особое внимание новым связям человека и общества. Проблематика мн. ф.- ответственность личности перед обществом и за общество, соотношение деловитости и нравственности и т. д.- решалась в различных повествоват. и стилистич. формах. Во мн. случаях режиссёры выступали одновременно и сценаристами своих произведений. Особое место в кинопродукции десятилетия принадлежит т. н. силезской трилогии реж. Куца "Соль чёрной земли" (1970), "Жемчужина в короне" (1972) и "Бусинки одних чёток" (1980), в к-рой с эпич. размахом представлены этапы героич. истории шахтёрского края. Палитра выразит, средств включает элементы нар. иск-ва, а также стилистич. приёмы совр. кинематографа. В русле исканий Куца находится худож. творчество Я. Кидавы, ставящего ф. о настоящем и прошлом рабочего класса ("Горизонтальный пейзаж", 1978, "Грешное житие Франтишека Буллы", 1980). Значит, фигура нового кинематографич. поколения - К. Занусси, дебютировавший в кино ф. "Структура кристалла" (1969, в сов. прокате "Размышление"). В это время ф. ставили также Г. Круликевич, А. Краузе, Р. Залуский, Т. Зыгадло и др. Мн. из них сочетают работу для большого экрана с работой на ТВ и в док. кино. Выдвинулась и новая плеяда операторов (В. Собоциньский, З. Самосюк, Я. Хессе, Э. Клосиньский, В. Сток) и актёров (М. Браунек, Б. Брыльская, 3. Запасевич, Р. Вильхельми, Я. Новицкий, Э. Шикульская).
   В ряде фильмов конца 70-х - начала 80-х гг. проявилась противоречивость жизненных позиций их авторов; односторонне критическое, недостаточно диалектическое изображение общества, жизни и труда народа послужило почвой для возникновения отдельных антисоциалистич. тенденций в польской кинематографии.
   Большое место в нац. кинотворчестве занимает док. кино. Его высокий авторитет завоёван мн. талантливыми ф., созданными такими мастерами, как Е. Боссак, Т. Макарчиньский, Л. Перский, Шлесицкий, Маевский, Б. Косиньский, К. Карабаш, Гофман, Э. Скужевский, Т. Зыгадло, Р. Вёнчек, Кидава и др. В перирды, когда в игровом кино доминировала историческая и военно-героическая тематика, док. кино активно разрабатывало материал современности. Начиная с сер. 50-х гг. творчески оформился идейно-худож. облик польск. док. школы. Польск. док. кино отличается разнообразием жанровых форм: публицистич. плакат, монтажная реконструкция, портрет, лирич. зарисовка и т. д. Проводящийся с 1961 ежегодный Всепольск. фестиваль к/м ф. в Кракове стимулирует развитие док., науч.-популяр., мульт. кино, способствует его популярности у зрителей. Наиболее значительны ф.: "Возвращение на Старе-Място" (1954, реж. Боссак, В. Казьмерчак), "Сувенир из Кальварии" (1958, реж. Гофман, Скужевский), "Музыканты" (реж. Карабаш) и "Первый класс" (реж. Д. Халладин) - оба 1960, "Ночь" (реж. Макарчиньский) и "Рождение корабля" (реж. Ломницкий) - оба 1961, "Реквием по 500 000" (реж. Боссак, Казьмерчак) и "Альбом Флейшера" (реж. Маевский) - оба 1963, "Семья человеческая" (1966, реж. Шлесицкий), "Кшиштоф Пендерецкий" (1967, реж. Занусси), "Психодрама" (1969, реж. Пивовский), "Начальная школа" (1971, реж. Зыгадло), "Воздвигаю памятник" (1972, реж. Е. Ярачевский).
   Богатое жизненное содержание отличает и польск. мульт. фильмы. Режиссёры и художники (в практике польск. мультипликации обе эти функции исполняет один человек - автор ф.) З. Василевский, В. Нехребецкий, Я. Леница, В. Герш, Д. Щехура, С. Шабенбек, Р. Чекала и др. ищут новые пластич. и жанровые решения, расширяют сферу содержат, и эстетич. воздействия мульт. кино.
   В Польше действуют студии худож. ф. в Лодзи, Вроцлаве и с 1963 худож. картины снимаются также на Студии док. фильмов в Варшаве. Имеются также: студия "Чолувка" (в Варшаве, выпускает док. и уч. ленты и ф. воен.-патриотич. тематики), Студия науч.-популяр. ф. (в Лодзи), "Семафор" (в Лодзи, выпускает к/м ф.), студия киноминиатюр (в Варшаве), студии мульт. фильмов (в Бельско-Бяла и в Кракове).
   Вопросами кино ведает Гл. управление кинематографии Мин-ва культуры и иск-ва ПНР. С 1974 проводится Всепольск. фестиваль худож. ф. и для ТВ). С 1964 ПНР - устроитель Мкф короткометражных ф. в Кракове.
   В 1948 в Лодзи была создана Высш. киношкола, в 1958 она слилась с Высш. театр, школой (ныне Высш. школа т-ра, кино и ТВ им. Л. Шиллера). Имеет 5 ф-тов: режиссёрский, актёрский, операторский, телевизионный и директоров кинопроиз-ва. Ряд высш. уч. заведений готовит кадры др. кинематографич. специальностей. Проблемы кино исследуются в Отделе истории и теории кино Ин-та иск-в (с 1949) Польск. академии наук в Варшаве. Отдельные исследования ведутся также Ин-том культуры Мин-ва культуры и иск-ва, Ин-том психологии Варшавского ун-та. Ин-том философии и социологии Академии наук, кафедрами киноведения ун-тов в Лодзи и Катовице. Гос. киноархив "Польская фильмотека" находится в Варшаве.
   Работу по пропаганде кино ведут многочисл. дискуссионные киноклубы (в нач. 80-х гг. их ок. 400). Они объединены в Польск. федерацию дискуссионных киноклубов. С 1957 федерация издаёт ежемесячный ж. "Film na swiecie" (до 1976 выходил под назв. "Kultura filmowa").
   В 1951 начали возникать любительские киноклубы, число к-рых к кон. 70-х гг. достигло почти 300. В ПНР выходит неск.. специализированных массовых периодич. изданий по вопросам кино: еженедельный "Film" (с 1946).
   "Ekran" (с 1957), двухнедельный информац. бюллетень "Filmowy serwis prassowy" (с 1954), ежемесячники "Kino" (с 1966) и "Kinotechnik" (с 1947), а также рекламный двухмесячник "Film Polski" (с 1963) на англ. и франц. языках. (Илл. табл. XCIV - XCVI.)
   ◘ Рубанова И. И., Польск. кино. Фильмы о войне и оккупации. 1945 - 1965, М., 1966; Соболев Р. П. Встреча с польск. кино, М., 1967; Маркулан Я. К., Кино Польши, Л.- М., 1967; Кушевский С. Совр. польск. кино, пер. с польск., Варшава, 1978; Тоерlitz J., Spotkania muza., Warsz., 1960; Haudiquet Ph., Nouveaux cineastes polonais, Lyon, 1963; Jewsie-wick W., Polska kinematografia okresie filmu niemego, todz, 1966; его же, Polska kinematografia okresie filmu dzwiekqwego, Lodz, 1967; Jackiew icz A., Niebezpieczne zwiqzki literatury filmu, Warsz., 1971, s. 291 - 423; Polska mysi teatralna filmowa. Warsz., 1971: Marszalek R., Pamflet na kino codzienne, Krakow. 1974; Оzimek S., Film polski w wojennej potrzebie, Warsz., 1974; Toeplitz К. Т., Probasensu, Warsz., 1974; Historia filmu polskiego, t. 1, 3 - 4, Warsz., 1966 - 1974; Drozdowski B.r Klaczyriski Z., Polska filmie dokumentalnym 1960 - 1973, Warsz., 1975 Eberhardt K., Album aktorow polskiego filmu telewizji, Warsz., 1975; Kinematografia Polsce Ludowej, Warsz., 1975; Janicki S., Film polski od A do Z, Warsz., 1977.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Польская кинематография" в других словарях:

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… …   Большая советская энциклопедия

  • Великобритания — I Великобритания (Great Britain)         остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain)         официальное название Соединённое… …   Большая советская энциклопедия

  • Конвицкий, Тадеуш — Тадеуш Конвицкий Tadeusz Konwicki …   Википедия

  • Литва — Республика Литва. Название страны Литва (Lietuva) образовано от древнего названия р. Летава (Lietava от литов. lieti лить , пп Няриса), русск. Летавка. Феодальное княжество, по землям которого протекала эта река, со временем заняло ведущее… …   Географическая энциклопедия

  • Швеция — Королевство Швеция, гос во на С. Европы. Швед, название страны Sverige, где sve от этнонима (др. сканд. svein, русск. свей) наименования одного из крупных др. швед, племен и rige государство . См. также Свеаборг. Географические названия мира:… …   Географическая энциклопедия

  • Первая Балканская война — Балканские войны Вверху: Картина Василиоса Хадзиса …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»