Производство фильмов

Производство фильмов

произво́дство фи́льмов, одна из основных отраслей кинематографии. В производство фильмов входит художественно-творческий процесс, главными элементами которого являются: создание кинодраматургом сценария — литературного произведения, по которому будет поставлен фильм; творческая работа режиссёра и съёмочной группы, в результате которой замысел сценария разрабатывается и фиксируется на киноплёнку в виде киноизображения и записанного звука; творчество актёров.

Производство фильмов включает: творческие вопросы, технику, вопросы технологии производства, экономику, планирование и организацию производства.

Производство фильмов началось в 1895, после появления первых аппаратов для киносъёмки и демонстрации фильмов. С момента зарождения кинематографа в различных странах организовывались предприятия для выпуска фильмов — кинофабрики или киностудии. Вначале это были сараи с застеклёнными крышами, съёмка фильма производилась при солнечном освещении на фоне примитивных театральных декораций, нарисованных на холсте. По мере усовершенствования и усложнения техники кинофабрики перешли к применению электрических осветительных приборов, объёмных декораций, более сложного оборудования. Они всё больше отходили от использования театрального опыта и совершенствовали собственные методы работы. В результате длительной практики и накопленного опыта киностудии сформировались как предприятия с замкнутым технологическим циклом, на которых осуществляется весь комплекс работ — от подготовки литературного сценария до выпуска готовой для показа фильмокопии. Единое руководство всем процессом создания фильма даёт возможность наиболее рационально использовать как художественно-творческих работников, так и техническую базу киностудии.

Становлению такой формы производства фильмов способствовала практика американской кинематографии: создание в Голливуде крупных кинофирм с большими, хорошо оснащёнными павильонами, натурными площадками, с совершенной технической базой.

Руководство группой, снимающей фильм или несколько фильмов, поручается продюсеру, который комплектует съёмочные группы, возглавляет работу на всех этапах производства, отвечает перед фирмой за качество фильма, расходование средств и сроки производства.

Система производства фильмов, используемая киностудией с замкнутым технологическим циклом, получила распространение в Великобритании, Аргентине, Индии, Мексике, Швеции, Японии и с некоторыми изменениями — в Италии, ГДР и др.

В Советском Союзе все киностудии также организованы по этому принципу. В отдельных союзных республиках существуют объединённые киностудии, выпускающие художественные и хроникально-документальные фильмы, что приводит к организационному выделению внутри студии соответствующих отделов. Возможно также объединение студий хроникально-документальных и научно-популярных фильмов в одном предприятии. Такое объединение создаётся с целью улучшить организацию производства и наиболее рационально использовать кадры и техническую базу.

В ряде стран существует другая система организации производства фильмов, при которой художественно-творческий процесс полностью отделён от производственно-технического и осуществляется в специально созданной продуцентской кинофирме, которая подготавливает сценарий и проводит все работы по производству (приглашает актёров, формирует съёмочную группу, заключает договоры с техническими работниками, консультантами, приобретает киноплёнку и магнитные ленты, грим, шьёт или берёт на прокат костюмы и часть реквизита). Когда фильм подготовлен к запуску в производство, заключается договор с киностудией на предоставление павильонов, постройку декораций, техническое обслуживание. Съёмочная группа создаётся только на период постановки фильма. При такой организации производства фирма, выпускающая, как правило, от 1 до 3—6 фильмов в год, приглашает по мере необходимости творческих и технических работников на договорных началах и на строго ограниченные сроки. В капиталистических странах такие фирмы сами занимаются реализацией своей продукции и состоят в сложных отношениях с кинопрокатными фирмами и банками. Киностудии при таких производственных отношениях превращаются в технические базы, предоставляющие фирмам и отдельным съёмочным группам павильоны и технические средства.

Система продуцентских кинофирм, выпускающих фильмы, и киностудий, являющихся только техническими базами, выгодна для владельцев кинофирм, стремящихся снять фильм как можно быстрее и дешевле. Однако при этой системе в тяжёлом положении оказываются киностудии, не получающие достаточных средств для расширения и обновления техники, а возрастающая зависимость производства фильмов от коммерческих интересов мелких кинофирм отрицательно сказывается на развитии национальной кинематографии. Вместе с тем гибкость этой организационной формы, удешевление производства, чёткое разделение ответственности между всеми участниками, отделение творческого процесса от производства привлекают внимание к ней кинематографистов многих стран мира. Эта система получила наибольшее распространение во Франции, частично в Италии, в ФРГ, в послевоенные годы с некоторыми изменениями — в отдельных социалистических странах.

Широкое распространение во всех странах с развитой кинематографией получили совместные постановки фильмов несколькими продуцентскими фирмами или киностудиями разных стран на взаимовыгодных условиях. Такую форму организации применяют в тех случаях, когда стремятся объединить финансовые ресурсы, пригласить для съёмок наиболее популярных актёров, использовать технические базы киностудий или натуру стран, совместно ставящих фильм. Для совместной постановки объединяются, как правило, две кинофирмы (в отдельных случаях более трёх). Съёмочные группы для таких постановок комплектуются по договорённости из представителей стран, участвующих в производстве. По законам, действующим в большинстве стран, фильмы совместного производства считаются продукцией каждой страны, которая принимала участие в его создании, например, франко-итальянский фильм признаётся национальным и во Франции и в Италии, что даёт возможность преодолевать таможенные преграды и квоты, устанавливаемые для иностранных фильмов. Совместные постановки, кроме коммерческого успеха, расширения культурного обмена между странами позволяют наладить широкий обмен опытом, повысить квалификацию производственно-технических работников. Советские киностудии осуществляют совместные постановки фильмов со всеми социалистическими и рядом капиталистических стран.

Увеличение производства фильмов, появление новых технических средств, влияние телевидения, необходимость сокращения сроков производства и удешевления стоимости фильмов заставляют работников кинематографии постоянно совершенствовать существующие и искать новые формы организации производства фильмов. В СССР развиваются и совершенствуются такие формы сотрудничества, как совместные постановки фильмов двумя или несколькими студиями. В последние годы сделана попытка научно организовать процессы, связанные с производством фильмов, с использованием опыта других отраслей народного хозяйства. Разработаны технологические процессы для цехов и отделов киностудии, весь процесс съёмки чётко разделён на периоды производства, ведутся поиски новых форм организации творческого процесса. Впервые творческие объединения были созданы на киностудии «Мосфильм», что позволило децентрализовать художественно-творческое руководство, приблизить его к съёмочным группам. Творческие объединения, как правило, формируются на основе творческого содружества групп и отдельных работников, входящих в него. В ряде случаев творческие объединения специализируются по выпуску детских и юношеских фильмов, кинокомедий, телевизионных фильмов. Объединение представляет собой постоянно действующую структурную единицу. Число входящих в него групп определяется программой производства из расчёта выпуска каждым объединением, как правило, не менее 5 полнометражных фильмов в год. Так как одновременно ведётся работа по подготовке сценария и по фильмам, переходящим на следующий год, то число фильмов, над которыми работает объединение в течение года, достигает 10—12. Творческое объединение возглавляют директор и художественный руководитель. В каждом объединении имеется художественный совет и сценарно-редакционная коллегия, ведущая работу по подготовке сценариев. В художественный совет, возглавляемый руководством объединения, входят ведущие творческие работники, редакторы, внештатные члены сценарно-редакционной коллегии (как правило, писатели и сценаристы). Объединениям переданы все художественно-творческие и часть организационно-производственных функций по производству фильмов.

Объединения, созданные на советской киностудии, в отличие от системы продуцентских фирм обладают самостоятельностью в художественно-творческих вопросах. В то же время они несут ответственность перед киностудией за выполнение плана, расходование средств по утверждённой смете, за соблюдение технологической и производственной дисциплины.

Творческие объединения кроме киностудии «Мосфильм» организованы также на киностудиях им. Горького, «Ленфильм», киностудии им. Довженко, ЦСДФ, «Центрнаучфильм» и др.

Литература:
Горюнова Г. Н., Организация производства кинофильмов, М., 1964;
Коноплёв Б. Н., Основы фильмопроизводства, 2 изд., М., 1975.

Б. Н. Коноплёв.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Производство фильмов" в других словарях:

  • Классическая серия фильмов ужасов студии Universal — Классическая серия фильмов ужасов студии Universal, называемые также «Монстры Universal» это несколько фильмов ужасов, которые были сняты в 1930 1950 х годах и оказали значительное влияние на развитие жанрового кинематографа. Содержание 1 История …   Википедия

  • Ворон (серия фильмов) — Обложка DVD сборника с тремя фильмами из серии «Ворон» «Ворон» (англ. The Crow)  популярная на западе франшиза, истоки …   Википедия

  • История игрушек (серия фильмов) — История игрушек Toy Story Логотип серии …   Википедия

  • Крик (серия фильмов) — Крик Scream …   Википедия

  • Список самых дешёвых фильмов — Ниже представлен список фильмов с самым маленьким бюджетом. В списке представлены фильмы, на производство которых было затрачено менее $40 000, без учёта инфляции. В бюджет фильма не включены расходы на рекламу, промоушн, пост продакшн и т.… …   Википедия

  • Список фильмов студии «Центрнаучфильм» по алфавиту — …   Википедия

  • Сколько российских фильмов получили "Оскар". Интересные факты — Самая престижная кинонаграда планеты ежегодная премия «Оскар» Американской академии киноискусств (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS). Академия была основана в Голливуде в 1927 году и идея ее создания принадлежит… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • 100 лучших британских фильмов за 100 лет по версии BFI — В 1999 году Британский институт кинематографии, по результатам опроса тысячи человек со всего телевидения Британии, составил список ста лучших британских фильмов двадцатого века [1]. Избирателям было предложено выбрать до 100 фильмов, которые… …   Википедия

  • Сколько российских фильмов получили "Оскар". Интересные факты — Фильм "12" российского кинорежиссера Никиты Михалкова стал одной из девяти иностранных картин, прошедших в финальный отборочный раунд номинантов кинопремии "Оскар". Самая престижная кинонаграда планеты ежегодная премия… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Список самых дорогих российских фильмов — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 октября 2012. Пока процесс обсужден …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»