Румынская кинематография

Румынская кинематография
«Звенит долина».

«Звенит долина».
Режиссёр П. Кэлинеску.
1950.

румы́нская кинематогра́фия. 27 мая 1896 в Бухаресте состоялась первая демонстрация фильмов братьев Люмьер. 23 июня 1897 были показаны первые румынские видовые фильмы — «Тыргу Мощилор», «Терраса кафе “Капша”», «Шоссе Киселефф». В 1909 построен специальный кинозал. Наиболее примечательны фильмы «Роковая любовь» (1911, первый румынский художественный фильм) и посвящённый борьбе румынского народа за независимость в русско-турецкой войне 1877—78 фильм «Война за независимость» (1912) — оба режиссёра Г. Брезяну. В них участвовали известные театральные актёры К. Ноттара, А. Деметриаде, А. Романеску. Финансовые круги буржуазной Румынии, зависевшие от иностранного капитала, предпочитали прокат зарубежных фильмов. До 1948 в Румынии не было регулярного кинопроизводства. Рекламные ролики, чувствительные мелодрамы и приключенческие ленты, подражавшие западным фильмам, запечатленные на плёнку спектакли кабаре снимались на деньги меценатов из Вены, Берлина, Будапешта и не отличались высоким художественным уровнем. Лучшие фильмы немого кино были созданы в 1920—1930-х гг. режиссёрами Ж. Михаилом и Ж. Джорджеску. Среди первых румынских операторов — Н. Барбелиан, В. Гоча. Первыми значительными фильмами звукового кино стали социальная музыкальная комедия «Бинг-Банг» (1935, режиссёры Н. Строе, В. Василаке), экранизация комедии Й. Л. Караджале «Бурная ночь» (1943, режиссёр Джорджеску), фильм «Сон в зимнюю ночь» (по пьесе Т. Мушатеску, 1946, режиссёр Джорджеску). Экранизация произведений классиков румынского театра с участием крупнейших актёров — главная заслуга румынского кино 1930—40-х гг. В 1937 была создана киносекция при Национальном департаменте по туризму (выпускала киножурналы и туристические фильмы), затем — Национальный кинематографический департамент (ONC). В 1938 вышел документальный фильм «Страна Моцев» (режиссёр П. Кэлинеску).

Во время Народного вооружённого восстания и освобождения страны Советской Армией (1944) румынские кинематографисты стремились запечатлеть на экране революционные события, а позже — перемены, происходящие в стране (документальный фильм «Сельская рапсодия», 1945, режиссёр Михаил). Национализация производства и проката фильмов в 1948 знаменовала рождение социалистического кино Румынии. Становлению национальной кинематографии способствовали создание материально-технической базы и подготовка специалистов. В 1950 началось строительство киноцентра «Буфтя», основана студия документальных фильмов «Александру Сахия». Первые мультипликационные фильмы выпущены киностудией «Букурешти» на «Буфте» «Непослушный утёнок», 1951, режиссёр И. Попеску-Гопо). В 1964 организована киностудия «Анимафильм». В 1950 открыты курсы по подготовке специалистов разного кинематографического профиля.

Первый художественный фильм социалистической кинематографии «Звенит долина» (1950) о строительстве железной дороги Бумбешти — Ливезень проникнут энтузиазмом и патетикой эпохи. Современности посвящено и большинство фильмов 50-х гг. В них рассказывалось о строительстве социалистического общества, коллективизации, борьбе с буржуазным наследием («У нас в селе», 1951, «Разворот», 1955, и др.). Другую группу фильмов составляли экранизации произведений классической литературы, прежде всего Караджале («Румынский арендатор», «Цепь слабостей», «Визит», все 1952, режиссёр Джорджеску, и др.). В 1957 дебютировали режиссёры В. Илиу («Счастливая мельница» по И. Славичу) и Л. Чулей («Извержение»), внёсшие заметный вклад в румынское кино. Фильмы режиссёра Попеску-Гопо утвердили мультипликационное кино Румынии на мировом экране: «Краткая история» (1957), «Семь искусств» (1958), Homo Sapiens» (1959). В 1958 начали работать выпускники Института театрального и киноискусства им. Караджале, определившие на ближайшие годы лицо румынского кинематографа: М. Маркус, Ю. Миху, Т. Брату, М. Дрэган, С. Степул, Ф. Мунтяну, А. Блайер, Дж. Сайзеску. В детском кино дебютировала режиссёр Э. Бостан, получившая широкое признание. В 1962 Попеску-Гопо поставил свой первый полнометражный художественный фильм «Украли бомбу». В 60-е гг. были созданы значительные экранизации. Другая характерная особенность румынского кино этого периода — обращение к ключевым моментам национальной истории. Восстанию 1944 посвятил режиссёр Чулей свой фильм «Волны Дуная» (1960, в советском прокате «Пылающая река»). В 1963 Брату снял фильм «Тудор» — эпическое произведение о вожде Валашского восстания 1821, положившее начало так называемой национальной эпопее. Затем были поставлены фильмы «Даки» (1967, режиссёр С. Николаеску), «Колонна» (1968, режиссёр Дрэган), посвящённый древнему периоду румынской истории, фильмы режиссёра Николаеску «Михай Храбрый» (1970) и «Бессмертные» (1974) о борьбе румынского народа против Османского ига в XVI—XVII вв. По пути воссоздания мифологических сюжетов, легенд пошли режиссёры Г. Витанидис («Кантемир», 1975), К. Ваени («Булава с тремя печатями», 1977) и др. Успехом у зрителей пользуется серия приключенческих фильмов Д. Кочи, основанных на народных легендах, — «Гайдуки» (1966), «Похищение девушек» и «Месть гайдуков» (1968). Заметным явлением этого периода стал фильм Чулея «Лес повешенных» (по Л. Ребряну, 1965). Глубина философского обобщения сочетается в нём с поэтическим видением мира (оператор О. Гологан). Широкое признание получили фильмы М. Мурешана «Восстание» (по Ребряну, 1966), Л. Пинтилие «Воскресенье в 6 часов» 1966) о молодых подпольщиках. Расширился тематический диапазон румынского кино. Снова большое место начала занимать в нём современная проблематика: «Утро благоразумного молодого человека» (режиссёр А. Блайер), «Лабиринт» (режиссёр М. Соукан), «Последняя ночь детства» (режиссёр С. Степул) — все 1967, «Реконструкция» (режиссёр Пинтилие) и «Вредный юноша» (режиссёр Г. Витанидис, в советском прокате «Всего один месяц») — оба 1969, и др. В центре внимания кинематографистов — вопросы социалистической нравственности, взаимоотношения поколений, поиски молодым человеком своего пути. Режиссёр М. Уршиану исследует психологический тип женщины социалистического общества — «Джоконда без улыбки» (1968), «Мимолётная любовь» (1974). Характерные черты Румынской кинематографии 70-х гг. — разнообразие тематики, значительный рост профессионального уровня. В 1971 документально-художественным фильмом «Вода, как чёрный буйвол» (о наводнении в Румынии) дебютировала группа молодых румынских кинематографистов, которых румынская критика назвала «новой волной». Многие из них впоследствии стали признанными мастерами. В области экранизаций успешно работают режиссёры М. Верою и Д. Пица. Два их совместных фильма по новеллам И. Агырбичану — «Каменная свадьба» (1973) и «Дух золота» (1974) — получили широкую известность. В эпическом фильме «За мостом» (по И. Славичу, 1976, в советском прокате «Роковая коляска») Верою передал романтические настроения предреволюционной эпохи 1848, Пица в фильме «Тэнасе Скатиу» (по Д. Замфиреску, 1976, в советском прокате «Летняя история») дал чёткий социальный анализ классового расслоения румынского общества рубежа XIX—XX вв. Удачно дебютировали и другие молодые режиссёры: К. Ваени в фильме «Стена» (1975) воспел героизм молодых подпольщиков в годы 2-й мировой войны, М. Данелюк в фильмах «Рейс» (1976) и «Проба микрофона» (1980) затронул нравственно-этические проблемы современности. Современной деревне посвящена лента М. Молдована «Буран» (1973). В кино пришли и талантливые операторы: Й. Демиан, Д. Тэнасе, К. Гибу, Ф. Михэилеску, Н. Мэрджиняну и др. Продолжают успешно выступать операторы старшего поколения: Н. Стан, Д. Корня, Н. Джирарди и др. Из фильмов исторического жанра, исследующих недавнее прошлое, выделился политический фильм, в том числе ленты М. Маркуса «Власть и правда» (1972) и Витанидиса «Мгновение» (по Д. Сэрару, 1979), посвящённый сложным нравственно-этическим проблемам мира, строящего социализм.

Начало 80-х гг. характеризуется особым вниманием режиссёров к современной тематике. Были поставлены фильмы «Экскурсия» (1981, режиссёр Данелюк), «Конкурс» (режиссёр Пица) и «В ожидании поезда» (режиссёр Верою) — оба 1982. В качестве кинорежиссёров дебютировали молодые операторы Демиан («Слеза девушки», 1980) и Тэнасе («Полузащитник», 1980), театральные режиссёры А. Татос («Скорбно Анастасия шла», 1980, «Эпизоды», 1982) и В. Алекса («Перед молчанием», 1978, «Шпагоглотатель», 1981). Развивается творческое содружество румынских и советских кинематографистов. Среди последних совместных работ — «Мария, Мирабела» (1982, режиссёр Попеску-Гопо) и «Сказка странствий» (1983, режиссёр А. Н. Митта).

Румынская мультипликация, занявшая в 50-е гг. одно из видных мест в мире, пользуется и ныне широким признанием (фильмы И. Труйки, С. Балаша и др.). Румынский документалисты М. Илиешу, Т. Месарош, Дж. Сегал откликаются на самые злободневные проблемы румынской действительности. Крупнейшие мастера Румынской кинематографии: актрисы — М. Барбу, Д. Олтяну, М. Погонат, С. Попович, И. Петреску, актёры — М. Албулеску, Й. Бесою, Ю. Дарие, Г. Диникэ, Д. Константин, А. Пелля, Ф. Пьерсик, В. Ребенджюк, С. Стэнкулеску, И. Чобану и др. Среди сценаристов, историков и критиков Румынской кинематографии — И. Григореску, Д. Попеску, Т. Попович, П. Сэлкудяну, М. Георгиу, В. Илиу, И. Кантакузино, Е. Опрою.

С 1954 в Институте театра, переименованного в Институт театрального и киноискусства им. Караджале, функционируют отделения кинорежиссёров, операторов и киноведения. В 1975 в стране работало 560 кинотеатров (в 1948 — 258), имелось 5340 сельских киноустановок. Для поднятия уровня кинематографической культуры в 1957 был создан Национальный киноархив. С 1964 выходит журнал «Cinema». С 1964 проводился Национальный кинофестиваль в Мамае. Киностудия «Букурешти», выпустившая в 1951 2 фильма, сделала в 1975 25, в 1982 — 31 фильм.

также: Указатель фильмов по странам. Румыния

Литература:
Парамонова К. К., Киноискусство Румынской Народной Республики, М., 1965;
Contributii la istoria cinematografiei in România 1896—1948, Buc., 1971;
Cinematograful românesc contemporan 1949—1975, Buc., 1976.

Е. В. Азерникова.

«У нас в селе».

«У нас в селе».
Режиссёр Ж. Джорджеску.
1951.

«Счастливая мельница».

«Счастливая мельница».
Режиссёр В. Илиу.
1957.

«Волны Дуная».

«Волны Дуная».
Режиссёр Л. Чулей.
1960.

«Украли бомбу».

«Украли бомбу».
Режиссёр Й. Попеску-Гопо.
1962.

«Лес повешенных».

«Лес повешенных».
Режиссёр Л. Чулей.
1965.

«Тудор».

«Тудор».
Режиссёр Л. Брату.
1963.

«Восстание».

«Восстание».
Режиссёр М. Мурешан.
1966.

«Гайдуки».

«Гайдуки».
Режиссёр Д. Коча.
1966.

«Даки».

«Даки».
Режиссёр С. Николаеску.
1967.

«Реконструкция».

«Реконструкция».
Режиссёр Л. Пинтилие.
1969.

«Колонна».

«Колонна».
Режиссёр М. Дрэган.
1968.

«Бессмертные».

«Бессмертные».
Режиссёр С. Николаеску.
1974.

«Рейс».

«Рейс».
Режиссёр М. Данелюк.
1975.

«Тэнасе Скатиу».

«Тэнасе Скатиу».
Режиссёр М. Верою.
1976.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Румынская кинематография" в других словарях:

  • УДК — Универсальная десятичная классификация (УДК) система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек …   Википедия

  • Универсальная Десятичная Классификация — (УДК) система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. Содержание 1 История создания 2… …   Википедия

  • Мультипликация Третьего рейха — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»