- САВЧЕНКО Игорь Андреевич
Са́вченко Игорь Андреевич (11.10.190614.12.1950), советский режиссёр, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Член КПСС с 1944. В 192629 учился в Ленинградском институте сценических искусств. Возглавлял Бакинский театр рабочей молодёжи. В 1932 поставил несколько спектаклей в Московском ТРАМе, выступал и как актёр. Первые работы в кино фильм «Никита Иванович и социализм» (1931, с А. А. Маковским), агитпропфильм «Люди без рук» (1932). В 1933 сыграл роль лидера эсеров в фильме «Двадцать шесть комиссаров». В 1934 поставил одну из первых советских музыкальных кинокомедий «Гармонь» (по поэме А. А. Жарова) о жизни комсомольцев советской деревни. Поэтическое изображение природы сочеталось здесь с раскрытием чувств людей, с песнями, стихотворным диалогом. Сам режиссёр сыграл острогротесковую роль кулацкого сына Тоскливого. Работу над комедией Савченко продолжил в фильмах «Случайная встреча» (1936), «Старинный водевиль» (по водевилю «Аз и Ферт» П. С. Фёдорова, 1947, сценарий Савченко). В 1937 поставил героико-романтическую поэму о событиях Гражданской войны на Украине «Дума про казака Голоту» (по рассказу А. П. Гайдара «РВС», сценарий Савченко). Тема Гражданской войны, героического прошлого украинского и русского народов легла в основу фильма-легенды «Всадники» (по Ю. И. Яновскому, 1939). Работая в этом жанре, Савченко добивался драматизации действия, образной поэтичности, передавал национальный колорит, атмосферу исторической эпохи. Крупным явлением советской кинематографии стала созданная им монументальная народно-героическая драма «Богдан Хмельницкий» (1941, сценарист А. Е. Корнейчук, Государственная премия СССР, 1942). Борьба украинского народа, его вольнолюбивые традиции воссозданы в фильме поэтично, увлекательно, красочно. В годы Великой Отечественной войны Савченко поставил новеллу «Квартал № 14» (в «Боевом киносборнике № 9», 1942), фильмы «Партизаны в степях Украины» (по Корнейчуку, 1943, сценарий Савченко), «Иван Никулин русский матрос» (1945). Событиям войны посвящён также фильм «Третий удар» (1948, Государственная премия СССР, 1949). В этом фильме Савченко отобразил одну из славных битв Отечественной войны, создал незабываемые по силе батальные эпизоды. Последняя работа режиссёра историко-биографический фильм «Тарас Шевченко» (1951, закончен А. А. Аловым, В. Н. Наумовым, Л. А. Файзиевым, Государственная премия СССР, 1952) отличается стремлением отразить злободневные политические проблемы крепостнической России 184050-х гг. В центре фильма образ гениального поэта Тараса Шевченко (актёр С. Ф. Бондарчук). В фильме проявилась свойственная режиссёру образность мышления. Творчество Савченко яркого, своеобразного художника, мастера монументальных полотен внесло большой вклад в развитие советского киноискусства. С 1946 Савченко возглавлял режиссёрскую мастерскую ВГИКа. Среди его учеников: Алов, Наумов, Файзиев, М. М. Хуциев, Ф. Е. Миронер, Ю. Н. Озеров.
Сочинения:
[Рассказ о своей работе], в книгах:
Как я стал режиссёром, М., 1946;
Тарас Шевченко. Киносценарий, М., 1951;
О монтаже, «Искусство кино», 1960, № 3.Литература:
Юренев Р., Народная эпопея, «Искусство кино», 1941, № 4;
Маневич И., Творческий путь И. А. Савченко, там же, 1951, № 1;
Зак М., Парфенов Л., Якубович-Ясный О., И. Савченко, М., 1959;
Корнейчук А., Сын Украины, «Искусство кино», 1960, № 3;
Миронер Ф., Хуциев М., Самая редкая профессия, там же;
Корнiенко I. С., Бережний М. М., I. А. Савченко, К., 1963;
И. Савченко. Сборник статей и воспоминаний, К., 1980.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.