Chaplin, Charles Spenser это:

Chaplin, Charles Spenser
• ЧА`ПЛИН (Chaplin) Чарлз Спенсер
(16.4.1889 - 25.12.1977)
   амер. актёр, режиссёр, сценарист, продюсер. Род. в Лондоне в семье артистов мюзик-холла. С 1895 (по др. данным, с 1898) пел и танцевал на сцене. В 1907 был принят в известную труппу пантомимы Ф. Карно, где овладел мастерством пантомимы, акробатики и эквилибристики. Здесь же выявилось присущее ему сочетание блестящей клоунской техники с актёрским талантом, подкреплённым зоркостью жизненных наблюдений. Во время гастролей труппы Карно в США (1913) Ч., подписав контракт с кинокомпанией "Кистоун", начал сниматься под рук. М. Сеннетта. Его дебютом стала роль щёголя-мошенника в комич. ленте "Зарабатывая на жизнь" (1914, в сов. прокате "Чарли-счастливец"). В последующих ф. он развивал приобретённый ранее артистич. опыт применительно к возможностям кино (игра в реальной пространств, и предметной среде, свобода импровизации, укрупнённая передача кинообъективом оттенков мимики и жеста). Выразит. приёмы грубого фарса с погонями и потасовками, разрабатывавшиеся у Сеннетта, Ч. доводил до тонкости; этому способствовали и культура англ. клоунады, и признававшееся им самим влияние М. Линдера. Постепенно он находил облик своего персонажа, то сочетание примет, к-рое стало на долгие годы его постоянной "маской": шляпа-котелок и чёрные усики, тросточка и большие башмаки, придающие ему утиную походку. Внутр. характеристики этого персонажа поначалу складываются в образ злобного и заносчивого пройдохи по прозвищу Чэз, и лишь иногда этот герой обретает черты и свойства отверженного неудачника, вызывающего не просто смех, но сочувствие - того, кто вскоре получит постоянное имя Чарли.
   На протяжении 1914, снявшись в 34 ф. "Кистоуна" (из них около половины поставив по собств. сценариям), Ч. стал широко известен как один из талантливейших комиков амер. кино и завоевал творч. независимость. В 1915 - 16 он работает для фирмы "Эссеней", а в 1916 - 1917 для фирмы "Мьючуэл", создавая свои ф. как сценарист, режиссёр, актёр. Достигнув высот мастерства и приведя к завершённой форме свой экр. облик, Ч. становится всемирно знаменитым. Популярность его у публики и высочайшее признание критиков объясняются не только виртуозностью и комич. силой его пантомимного иск-ва ("Его новая работа", 1915, "В час ночи" и "Скетинг-ринг", 1916, "Лечение", 1917), но тем общезначимым смыслом и той жизненной убедительностью, что стали присущи образу Чарли - гонимого, но неистребимого "маленького человека", предстающего в разнообразных обличьях: подмастерья и кельнера, мелкого служащего и беглого каторжника, а чаще всего бродяги ("Бродяга", "Банк" и "Завербованный", 1915, "Полиция", 1916, "Тихая улица" и "Иммигрант", 1917). Эксцентрич. трактовка действия служит выявлению социальных нелепостей, алогизмов жизненного порядка. Работы Ч. для фирмы "Фёрст нэшонал" (1918 - 23) - "Собачья жизнь", "На плечо!", "Солнечная сторона", "Удовольствия дня", "Малыш", "Праздный класс", "День получки", "Пилигрим" - отмечены зрелостью артистич. таланта, более глубоким чувством творч. и социальной ответственности. Ф. "На плечо!" (1918) - трагифарс, в к-ром разоблачение ужасов окопной жизни героя сменяется уничтожающей пародией на милитаристско-шовинистич. представления о войне. Картина "Малыш" (1921) - мелодрама о бродяге Чарли и его маленьком приёмыше, проникновенно выразившая мечту чап-линовского героя о счастье. Ф. "Пилигрим" (1923) - гротескно-реалистич. повествование о беглом каторжнике в роли священнослужителя, полное горьких иносказаний: как о судьбе "маленького человека" в капиталистич. Америке, так и о положении самого художника.
   В ф. этого времени многообразно воплотилось то соединение комич. и драм. начал, к-рое стало главным качеством чаплиновского иск-ва вообще и главным свойством образа Чарли. Этот персонаж - простодушный и изворотливый, сентиментально-отзывчивый и подчас жестокий, неудачливый и удивительно свободный - проявляет себя в огромном диапазоне эмоций и жанровых красок: от крайних форм фарсового комизма, вызывающих бурный смех, до глубокой грусти, поднимающейся на уровень трагич. переживания действительности. В том, как Чарли соблюдает манеры "приличного господина" даже в самых унизительных ситуациях бесправия и обездоленности, выражается не только издёвка над фальшью условностей, но и высокая тема защиты человеческого достоинства, одна из важнейших в иск-ве Ч. Смех наполняется грустью, грусть взрывается смехом, и через смешное заново постигается серьёзное. Достигнутое художником богатство эмоц. выразительности служит познанию социальной жизни, изобличению её пороков, утверждению гуманистич. идеалов добра и справедливости.
   Отстаивая независимость своего творчества от власти голливудских кинопромышленников, Ч. в 1923 основал собств. кинофирму "Чарлз С. Чаплин филм корпорейшен". С этого момента Ч. как режиссёр-автор перешёл от типа коротко- или среднеметражного комич. ф. к ф. полнометражному, требующему огромной подготовит, работы. Первым из его больших ф. стала психологич. драма "Парижанка" (1923, сам Ч. в ф. не снимался), загл. роль в к-рой сыграла Эдна Пёрвиенс (исполнительница лирич. ролей во мн. прежних фильмах Ч.). Рассказывая о любви и её крахе, это произв. разоблачает корыстный и лицемерный дух бурж. общества, бесчеловечие "общественного мнения". Глубокий и тонкий реализм ф., выдающееся реж. иск-во Ч. заслужили признание кинематографистов всего мира, однако массового успеха "Парижанка" не имела. В след. работе Ч. возвратился к стихии комического и к образу Чарли: ф. "Золотая лихорадка" (1925) стал шедевром эксцентрич. комедии. В условном сюжете (повесть об удачливом золотоискателе) Ч. воплотил нек-рые автобиографич. мотивы и продемонстрировал своё мастерство актёра и клоуна, обеспечившее картине триумфальный успех. В лирич. трагикомедии "Цирк" (1928) виртуозная клоунада оттеняет тему крушения иллюзий и надежд, вновь возникшую при обращении художника к современности. Одним из самых значит, произв. Ч. стал ф. "Огни города" (1931, в сов. прокате "Огни большого города") - наиболее глубокое поэтич. воплощение темы "маленького человека", синтез комедийных и мелодраматич. мотивов, к-рый был определён самим Ч. как "комич. роман". Ф. говорит о стремлении к счастью и борьбе за достоинство обездоленных; любовь бродяги Чарли к слепой девушке развёртывается на фоне совр. амер. жизни с её углубляющимся контрастом бедности и богатства.
   Эволюция Ч.-художника совпала с нарастанием социально-критич. мотивов в кино США и с развитием звук. кино, заменившего немое и потребовавшего новых выразит, средств. Эти процессы сказались на содержании и форме ф. "Новые времена" (1936), где образ Чарли, сталкивающегося с капиталистич. эксплуатацией, с безработицей, с недовольством людей, перерастающим в стихийный протест, в значит, мере утрачивает прежнюю условность. В атмосфере фашистской угрозы, нависшей над миром, Ч. создал ф. "Великий диктатор" (1940) - прямой отклик на проблемы, волновавшие человечество. Смелая антифаш. сатира, в к-рой он сыграл две роли - парикмахера Чарли и диктатора Хинкеля (гротескно-карикатурный образ Гитлера), завершается ораторским обращением Ч. к зрителям - патетич. призывом к сопротивлению, к борьбе против фашизма. В годы 2-й мировой войны Ч. неоднократно выступал за открытие второго фронта, за всемерную помощь сов. народу в войне. Когда его надежды на победу мира были омрачены тревогой и разочарованием, в обстановке начала "холодной войны" Ч. завершил самое сумрачное и горькое из своих произведений - ф. "Месье Верду" (1947). Созданный им образ Верду - ожесточившегося "маленького человека", ради денег ставшего женоубийцей, явился открытым обвинением обществу, сделавшему массовые убийства доходным промыслом. Крайне реакц. элементы, возобладавшие в обществ. жизни США, подняли против Ч. очередную кампанию клеветы и политич. травли, обвиняя его в приверженности к коммунизму. В это время он начал работать над ф. "Огни рампы". Законченный в 1952 (пр. "Оскар" за музыку, 1972), этот фильм стал одной из вершин искусства Ч.: по внешности мелодрама о старом клоуне и юной балерине, а по сути философская повесть о жизни и смерти, о любви и творчестве. Словно воссоздав свою артистич. биографию в несколько ином, менее счастливом варианте, Ч. как сценарист, режиссёр, актёр и композитор выразил взгляд на иск-во как на великую силу, связующую человека с жизнью. Выход "Огней рампы" на экраны совпал с окончат. отъездом Ч. из США. С почётом встреченный в Европе, Ч. поселился с 1953 в Швейцарии, в г. Веве, где и жил в дальнейшем.
   В 1957 Ч. пост. в Великобритании ф. "Король в Нью-Йорке" и сыграл в нём гл. роль. Пользуясь испытанными средствами эксцентриады, он зло высмеял культ наживы и погоню за сенсациями как атрибуты "амер. образа жизни". Последней реж. работой Ч. стала романтич. комедия "Графиня из Гонконга" (1967, Ч. снялся в эпизодич. роли). В 1954 он был награждён Междунар. пр. Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами. В 1928 и 1972 получал спец. пр. "Оскар", в 1972 - Золотой приз на Мкф в Венеции за творчество в целом.
   На протяжении нескольких десятилетий Ч. создавал свои ф., окружённый всемирной славой и любовью многих миллионов зрителей. Свою клоунскую маску он превратил в человеческий образ огромной обобщающей силы, выразивший тревоги и надежды простых людей мира.
   ♦ My trip abroad, N. Y., 1922; в рус. пер.- Моя биография, М., 1966.
   ◘ Чарли Чаплин. Сб. под ред. В. Шкловского, Л., 1925; Соколов И. В., Чарли Чаплин, М., 1938; Чарльз Спенсер Чаплин, под ред. С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича, М., 1945; Авенариус Г. А., Чарльз Спенсер Чаплин. Очерки раннего периода творчества, М., 1959; Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960; Божович В., Чаплин, в кн.: Совр. зап. режиссеры, М., 1972; Садуль Ж., Чарли Чаплин, (пер. с франц.), М., 1981; Dеlluc L., Charlie Chaplin, P., 1921; Bowman W. D., Charlie Chaplin. His life and art, N. Y., 1931; Ulm G. v., Charlie Chaplin, king of tragedy, Caldwell, 1940; Huff Th., An index to the films of Charles Chaplin, L., 1945; его же, Charlie Chaplin, N. Y., 1964; Leprohon P., Charles Chaplin, P., 1957; Viazzi G., Chaplin e la critica, Bari, 1955; Mjtry J., Chariot et la "tabulation" chaplinesque, P., 1957; Chaplin Ch., My father Charlie, N. Y., 1960; Broz J., Vecny tulak Charlie, 2 vyd., Praha, 1964; Boost Ch., Chaplin, Den Haag, (1964); Martin M.,. Charles Chaplin, noued., P., 1972; Chapliniana: Chaplin e la critica, a cura di G. Oldrini, Roma - Bari, 1979.
   Л. К. Козлов.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Chaplin, Charles Spenser" в других словарях:

  • Chaplin — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Shakespeare Urheberschaft — …   Deutsch Wikipedia

  • Georgy Alexandrovich Avenarius — ( ru. Георгий Александрович Авенариус, 1903 1958) was one of the founders of Soviet film criticism [G. Avenarius and his book about Chaplin, by R. Yurenev, p. 6// Charles Spenser Chaplin, by G. Avenarius, Moscow, 1960] .He was born in a family of …   Wikipedia

  • Capelin — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Caplan — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Caplen — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Caplin — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Chaperlin — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Chaperling — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference

  • Chaplain — This interesting surname with variant spellings Chaplain, Chapling, Caplen, Kaplin etc., is of French origin, found also in England, deriving from the old Norman French word caplain and old French and medieval English word chapelain , meaning… …   Surnames reference


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»