ЧАПЛИН Чарлз Спенсер это:

ЧАПЛИН Чарлз Спенсер

Ча́плин Чарлз Спенсер (Chaplin) (16.4.1889—25.12.1977), американский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер. Родился в Лондоне в семье артистов мюзик-холла. С 1895 (по другим данным, с 1898) пел и танцевал на сцене. В 1907 был принят в известную труппу пантомимы Ф. Карно, где овладел мастерством пантомимы, акробатики и эквилибристики. Здесь же выявилось присущее ему сочетание блестящей клоунской техники с актёрским талантом, подкреплённым зоркостью жизненных наблюдений. Во время гастролей труппы Карно в США (1913) Чаплин, подписав контракт с кинокомпанией «Кистоун», начал сниматься под руководством М. Сеннетта. Его дебютом стала роль щеголя-мошенника в комической ленте «Зарабатывая на жизнь» (1914, в советском прокате «Чарли-счастливец»). В последующих фильмах он развивал приобретённый ранее артистический опыт применительно к возможностям кино (игра в реальной пространственной и предметной среде, свобода импровизации, укрупнённая передача кинообъективом оттенков мимики и жеста). Выразительные приёмы грубого фарса с погонями и потасовками, разрабатывавшиеся у Сеннетта, Чаплин доводил до тонкости; этому способствовали и культура английской клоунады, и признававшееся им самим влияние М. Линдера. Постепенно он находил облик своего персонажа, то сочетание примет, которое стало на долгие годы его постоянной «маской»: шляпа-котелок и чёрные усики, тросточка и большие башмаки, придающие ему утиную походку. Внутренние характеристики этого персонажа поначалу складываются в образ злобного и заносчивого пройдохи по прозвищу Чэз, и лишь иногда этот герой обретает черты и свойства отверженного неудачника, вызывающего не просто смех, но сочувствие — того, кто вскоре получит постоянное имя Чарли.

На протяжении 1914, снявшись в 34 фильмах «Кистоуна» (из них около половины поставив по собственным сценариям), Чаплин стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино и завоевал творческую независимость. В 1915—16 он работает для фирмы «Эссеней», а в 1916—1917 для фирмы «Мьючуэл», создавая свои фильмы как сценарист, режиссёр, актёр. Достигнув высот мастерства и приведя к завершённой форме свой экранный облик, Чаплин становится всемирно знаменитым. Популярность его у публики и высочайшее признание критиков объясняются не только виртуозностью и комической силой его пантомимного искусства («Его новая работа», 1915, «В час ночи» и «Скетинг-ринг», 1916, «Лечение», 1917), но тем общезначимым смыслом и той жизненной убедительностью, что стали присущи образу Чарли — гонимого, но неистребимого «маленького человека», предстающего в разнообразных обличьях: подмастерья и кельнера, мелкого служащего и беглого каторжника, а чаще всего бродяги («Бродяга», «Банк» и «Завербованный», 1915, «Полиция», 1916, «Тихая улица» и «Иммигрант», 1917). Эксцентричная трактовка действия служит выявлению социальных нелепостей, алогизмов жизненного порядка. Работы Чаплина для фирмы «Фёрст нэшонал» (1918—23) — «Собачья жизнь», «На плечо!», «Солнечная сторона», «Удовольствия дня», «Малыш», «Праздный класс», «День получки», «Пилигрим» — отмечены зрелостью артистического таланта, более глубоким чувством творческой и социальной ответственности. Фильм «На плечо!» (1918) — трагифарс, в котором разоблачение ужасов окопной жизни героя сменяется уничтожающей пародией на милитаристско-шовинистические представления о войне. Картина «Малыш» (1921) — мелодрама о бродяге Чарли и его маленьком приёмыше, проникновенно выразившая мечту чаплиновского героя о счастье. Фильм «Пилигрим» (1923) — гротескно-реалистическое повествование о беглом каторжнике в роли священнослужителя, полное горьких иносказаний: как о судьбе «маленького человека» в капиталистической Америке, так и о положении самого художника.

В фильмах этого времени многообразно воплотилось то соединение комического и драматического начал, которое стало главным качеством чаплиновского искусства вообще и главным свойством образа Чарли. Этот персонаж — простодушный и изворотливый, сентиментально-отзывчивый и подчас жестокий, неудачливый и удивительно свободный — проявляет себя в огромном диапазоне эмоций и жанровых красок: от крайних форм фарсового комизма, вызывающих бурный смех, до глубокой грусти, поднимающейся на уровень трагического переживания действительности. В том, как Чарли соблюдает манеры «приличного господина» даже в самых унизительных ситуациях бесправия и обездоленности, выражается не только издёвка над фальшью условностей, но и высокая тема защиты человеческого достоинства, одна из важнейших в искусстве Чаплина. Смех наполняется грустью, грусть взрывается смехом, и через смешное заново постигается серьёзное. Достигнутое художником богатство эмоциональной выразительности служит познанию социальной жизни, изобличению её пороков, утверждению гуманистических идеалов добра и справедливости.

Отстаивая независимость своего творчества от власти голливудских кинопромышленников, Чаплин в 1923 основал собственную кинофирму «Чарлз С. Чаплин филм корпорейшен». С этого момента Чаплин как режиссёр-автор перешёл от типа коротко- или среднеметражного комического фильма к фильму полнометражному, требующему огромной подготовительной работы. Первым из его больших фильмов стала психологическая драма «Парижанка» (1923, сам Чаплин в фильме не снимался), заглавную роль в которой сыграла Эдна Пёрвиенс (исполнительница лирических ролей во многих прежних фильмах Чаплина). Рассказывая о любви и её крахе, это произведение разоблачает корыстный и лицемерный дух буржуазного общества, бесчеловечие «общественного мнения». Глубокий и тонкий реализм фильма, выдающееся режиссёрское искусство Чаплина заслужили признание кинематографистов всего мира, однако массового успеха «Парижанка» не имела. В следующей работе Чаплин возвратился к стихии комического и к образу Чарли: фильм «Золотая лихорадка» (1925) стал шедевром эксцентрической комедии. В условном сюжете (повесть об удачливом золотоискателе) Чаплин воплотил некоторые автобиографические мотивы и продемонстрировал своё мастерство актёра и клоуна, обеспечившее картине триумфальный успех. В лирической трагикомедии «Цирк» (1928) виртуозная клоунада оттеняет тему крушения иллюзий и надежд, вновь возникшую при обращении художника к современности. Одним из самых значительных произведений Чаплина стал фильм «Огни города» (1931, в советском прокате «Огни большого города») — наиболее глубокое поэтическое воплощение темы «маленького человека», синтез комедийных и мелодраматических мотивов, который был определён самим Чаплиным как «комический роман». Фильм говорит о стремлении к счастью и борьбе за достоинство обездоленных; любовь бродяги Чарли к слепой девушке развёртывается на фоне современной американской жизни с её углубляющимся контрастом бедности и богатства.

Эволюция Чаплина-художника совпала с нарастанием социально-критических мотивов в кино США и с развитием звукового кино, заменившего немое и потребовавшего новых выразительных средств. Эти процессы сказались на содержании и форме фильма «Новые времена» (1936), где образ Чарли, сталкивающегося с капиталистической эксплуатацией, с безработицей, с недовольством людей, перерастающим в стихийный протест, в значительной мере утрачивает прежнюю условность. В атмосфере фашистской угрозы, нависшей над миром, Чаплин создал фильм «Великий диктатор» (1940) — прямой отклик на проблемы, волновавшие человечество. Смелая антифашистская сатира, в которой он сыграл две роли — парикмахера Чарли и диктатора Хинкеля (гротескно-карикатурный образ Гитлера), завершается ораторским обращением Чаплина к зрителям — патетическим призывом к сопротивлению, к борьбе против фашизма. В годы 2-й мировой войны Чаплин неоднократно выступал за открытие второго фронта, за всемерную помощь советскому народу в войне. Когда же надежды на победу мира были омрачены тревогой и разочарованием, в обстановке начала «холодной войны» Чаплин завершил самое сумрачное и горькое из своих произведений — фильм «Месье Верду» (1947). Созданный им образ Верду — ожесточившегося «маленького человека», ради денег ставшего женоубийцей, явился открытым обвинением обществу, сделавшему массовые убийства доходным промыслом. Крайне реакционные элементы, возобладавшие в общественной жизни США, подняли против Чаплина очередную кампанию клеветы и политической травли, обвиняя его в приверженности к коммунизму. В это время он начал работать над фильмом «Огни рампы». Законченный в 1952 (премия «Оскар» за музыку, 1972), этот фильм стал одной из вершин искусства Чаплина: по внешности мелодрама о старом клоуне и юной балерине, а по сути философская повесть о жизни и смерти, о любви и творчестве. Словно воссоздав свою артистическую биографию в несколько ином, менее счастливом варианте, Чаплин как сценарист, режиссёр, актёр и композитор выразил взгляд на искусство как на великую силу, связующую человека с жизнью. Выход «Огней рампы» на экраны совпал с окончательным отъездом Чаплина из США. С почётом встреченный в Европе, Чаплин поселился с 1953 в Швейцарии, в городе Веве, где и жил в дальнейшем.

В 1957 Чаплин поставил в Великобритании фильм «Король в Нью-Йорке» и сыграл в нём главную роль. Пользуясь испытанными средствами эксцентриады, он зло высмеял культ наживы и погоню за сенсациями как атрибуты «американского образа жизни». Последней режиссёрской работой Чаплина стала романтическая комедия «Графиня из Гонконга» (1967, Чаплин снялся в эпизодической роли). В 1954 он был награждён Международной премией Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами. В 1928 и 1972 получал специальные премии «Оскар», в 1972 — Золотой приз на кинофестивале в Венеции за творчество в целом.

На протяжении нескольких десятилетий Чаплин создавал свои фильмы, окружённый всемирной славой и любовью многих миллионов зрителей. Свою клоунскую маску он превратил в человеческий образ огромной обобщающей силы, выразивший тревоги и надежды простых людей мира.

Сочинения:
My trip abroad, N. Y., 1922;
В русском переводе — Моя биография, М., 1966.

Литература:
Чарли Чаплин. Сборник под редакцией В. Шкловского, Л., 1925;
Соколов И. В., Чарли Чаплин, М., 1938;
Чарльз Спенсер Чаплин, под редакцией С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича, М., 1945;
Авенариус Г. А., Чарльз Спенсер Чаплин. Очерки раннего периода творчества, М., 1959;
Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960;
Божович В., Чаплин, в книге: Современные западные режиссёры, М., 1972;
Садуль Ж., Чарли Чаплин, [перевод с французского], М., 1981;
Delluc L., Charlie Chaplin, P., 1921;
Bowman W. D., Charlie Chaplin. His life and art, N. Y., 1931;
Ulm G. v., Charlie Chaplin, king of tragedy, Caldwell, 1940;
Huff Th., An index to the films of Charles Chaplin, L., 1945;
его же, Charlie Chaplin, N. Y., 1964;
Leprohon P., Charles Chaplin, P., 1957;
Viazzi G., Chaplin e la critica, Bari, 1955;
Mitry J., Chariot et la «fabulation» chaplinesque, P., 1957; Chaplin Ch., My father Charlie, N. Y., 1960;
Brož J., Věčný tulák Charlie, 2 vyd., Praha, 1964;
Boost Ch., Chaplin, Den Haag, [1964];
Martin M., Charles Chaplin, nouv. ed., P., 1972;
Chapliniana: Chaplin e la critica, a cura di G. Oldrini, Roma—Bari, 1979.

Л. К. Козлов.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "ЧАПЛИН Чарлз Спенсер" в других словарях:

  • ЧАПЛИН Чарлз Спенсер — (1889 1977) американский актер, кинорежиссер, сценарист, композитор. Родился в Лондоне, с 1913 в США. В 1952 уехал из США по политическим мотивам. Международную известность получили гуманистические, антикапиталистические и антифашистские комедии… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чаплин Чарлз Спенсер — Чаплин (Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889, Лондон, ‒ 25.12.1977, Веве, Швейцария), американский режиссёр, актёр и сценарист. По происхождению англичанин; из семьи актёров мюзик холла. Выступал с 8 лет, в 1907‒12 в английской труппе пантомимы Ф.… …   Большая советская энциклопедия

  • Чаплин, Чарлз Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр …   Википедия

  • Чаплин Чарлз Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр …   Википедия

  • Чаплин Чарлз Спенсер — (1889 1977), американский актёр, кинорежиссёр, сценарист, композитор, продюсер. Родился в Лондоне. Выступал на сцене английского мюзик холла, с 1913 играл в американских короткометражных кинокомедиях, создав трагикомическую маску Чарли … …   Энциклопедический словарь

  • Чаплин, Чарлз Спенсер — (Chaplin, Charles Spencer)    Режиссер, актер, сценарист, композитор, продюсер. Родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне в семье водевильных актеров, умер 25 декабря 1977 г. в г. Веве (Швейцария).    За всю столетнюю историю кинематографа никто в нем… …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Чаплин, Чарльз Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр …   Википедия

  • Чаплин, Чарли Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр …   Википедия

  • Чаплин Чарли Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр …   Википедия

  • Чаплин Чарльз Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр …   Википедия

Книги

  • Великие любовники, Сборник. В этой аудиокниге вы откроете для себя новые образы известных и талантливых людей, их любовные истории, а в любви, как известно, наиболее ярко и неожиданно проявляется характер человека.… Подробнее  Купить за 194 руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»