Clair, René

Clair, René
• КЛЕР (Clair) Рене (наст. фам. Шомет, Chomette)
(11.11.1898 - 15.3.1981)
   франц. режиссёр. Чл. Ин-та Франции (1960). Участвовал в 1-й мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актёр в ф.-балете Л. Фуллер "Лилия жизни" (1920), снимался в фильмах Л. Фёйада и Я. А. Протазанова. Был ассистентом реж. Ж. Баронселли. Первая работа К.- фантастич. комедия "Париж уснул" ("Дьявольский луч", 1923). В этом ф., как и во мн. последующих, К. был автором сценария. К/м ф. "Антракт" (1924) предназначался для дадаистич. балетного спектакля "Представление отменяется" (сц. ф. Пикабия, комп. Э. Сати, балетм. Ж. Берлин). Ф. "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были построены на сказочно-фантастич. сюжетах. В ранних фильмах К. широко пользовался приёмами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард"). Лучшая картина немого периода - "Соломенная шляпка" (по Э. Лабишу, 1927), где К., не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям.
   С 30-х гг. в творчестве К. определились две линии: лирическая, связанная с поэтич. переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение бурж. общества. В своём первом звук. ф. "Под крышами Парижа" (1930) К. широко использовал муз. лейтмотивы и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил К. канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый лиризмом, ф. связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат ф. "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирич. моменты, и "14 июля" (1933). Центр, пластич. мотивом ф. "Свободу нам!" (1932) были аналогично решённые сцены в тюрьме и на фабрике; подневольному механич. труду на конвейере противопоставлены иронически стилизованные сцены "естеств. жизни" на лоне природы. В ф. "Последний миллиардер" (1934, пр. Мкф в Москве, 1935) К. подверг осмеянию бурж. парламентаризм, политич. интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-иронич. направленностью отличались и два фильма, пост. К. в Великобритании,- "Призрак едет на Запад" (1935) и "Ошеломляйте новостями" (1938). В 1940-46 К. жил в США, где пост. неск. ф.; из них наибольший интерес представляет комедия "Я женился на ведьме" (1942), в к-рой характерные для режиссёра фантастич. мотивы сочетаются с саркастич. выпадами по адресу амер. образа жизни. В ф., пост, за пределами Франции, К. сохранил излюбленные темы и комедийные приёмы, но его манера во многом утратила своё поэтич. очарование.
   Во Франции К. пост. ф. "Молчание - золото" (1947) - ностальгии, комедию о ранних годах кинематографа. В ф. "Красота дьявола" (1949, сц. с А. Салакру) - совр. варианте легенды о Фаусте - решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушит. силами, к-рые предоставила в его распоряжение наука. Ф. "Ночные красавицы" (1952) в форме пародии на фильм Д. У. Гриффита "Нетерпимость" развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В ф. "Большие манёвры" (1955) К. раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающую лёгкую любовную интрижку в серьёзное чувство. В этой драм, комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актёрское дарование Ж. Филипа. Картина "Порт де Лила" (1957, в сов. прокате "На окраине Парижа") продолжила тему поэтизации жизни "маленьких людей", вытесненных бурж. обществом. В ф. "Всё золото мира" (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать всё, что попадает к ним в руки. Творчество К. завершает "костюмная" комедия "Галантные празднества" (1965, в сов. прокате "Праздники любви"). В 1971 вышла его пьеса "Странное творение небес", в 1976 - сб. рассказов "Игра случая".
   Вклад К. во франц. киноиск-во определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театр. и лит. традиции, чуткостью к проблемам совр. жизни, демократич. направленностью творчества. Юбил. пр. на Мкф в Москве (1979).
   Др. ф.: "Добыча ветра" (1926), "Башня" и "Двое робких" (1928), "Нью-Орлеанский огонёк" (1941), "Это случилось завтра" (1943), "Из них не осталось никого" (1945), новелла "Свадьба" (в ф. "Француженка и любовь", 1960), новелла "Голубки" (в ф. "Четыре истины", 1962).
   В рус. пер.- Сценарии и комментарии, М., 1969; Кино вчера, кино сегодня, М., 1981.
   ◘ Брагинский А. В., Рене Клер, М., 1963; Божович В. И., Рене Клер - классик франц. кино, М., 1981; Bourgeois J., Rene Clair, Geneve, 1949; Chareasol G., Regent R., Unmaitre du cinema, Rene Clair, P., 1952; Mitrу J., Rene Clair, P., 1960; Amengual В. Rene Clair, P., 1963.
   В. И. Божович.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Clair, René" в других словарях:

  • Clair, René — Clair (klâr), René. Originally René Chomette. 1898 1981. French filmmaker. An early exponent of productions with sound, he directed the classics Sous les Toits de Paris (1929) and Le Million (1931). * * * orig. René Lucien Chomette born Nov. 11,… …   Universalium

  • Clair, René — (René Chomette / November II, 1898, Paris, France March 15, 1981, Neuilly sur Seine, Hauts de Seine, France)    The son of a soap merchant, he grew up in the Les Halles area. In 1917, he took part in World War I as an ambulance driver. He… …   Encyclopedia of French film directors

  • Clair, René — (1898 1981)    Actor, director, and screenwriter. René Clair was born René Lucien Chomette in the Halles quartier of Paris. A lively, vibrant neighborhood of the city that housed the main market, this area was also a center of the modern… …   Guide to cinema

  • Clair, René — (1898 1981)    Actor, director, and screenwriter. René Clair was born René Lucien Chomette in the Halles quartier of Paris. A lively, vibrant neighborhood of the city that housed the main market, this area was also a center of the modern… …   Historical Dictionary of French Cinema

  • Clair, René — (1898 1981)    film director    Born René Chomette in Paris, René Clair, as he is known, demonstrated even in his early films a sense of inventive rhythm and insolent humor that became his trademark (Paris qui dort, 1924; Entr acte, 1924; Un… …   France. A reference guide from Renaissance to the Present

  • Clair, René — ► (1898 1981) Seudónimo de René Lucien Chomette, director cinematográfico y escritor francés. Películas: Bajo los techos de París y El silencio es oro, entre otras. * * * orig. René Lucien Chomette (11 nov. 1898, París, Francia–15 mar. 1981,… …   Enciclopedia Universal

  • Clair, René — pseud. di Chomette, René Lucien …   Sinonimi e Contrari. Terza edizione

  • Rene Clair — René Clair Pour les articles homonymes, voir Clair. René Clair Nom de naissance René Lucien Chomette Naissance 11 novembre 1898 Paris, France Nationalité(s) …   Wikipédia en Français

  • René Clair — Saltar a navegación, búsqueda René Clair (René Chomette) (11 de noviembre de 1898, París 15 de marzo de 1981) fue un cineasta y escritor francés. Biografía Se crió en el barrio parisino de Les Halles. Estudió en el Lycée Montaigne y en el Lycée… …   Wikipedia Español

  • CLAIR (R.) — CLAIR RENÉ CHOMETTE dit RENÉ (1898 1981) Auteur de films et, accessoirement, critique, essayiste et romancier. Après des débuts comme journaliste (L’Intransigeant ), comme parolier (pour Damia), comme comédien (notamment pour Feuillade), comme… …   Encyclopédie Universelle


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»