- Узбекской ССР Кинематография
«Азамат».
Режиссёр А. Кордюм.
(Азамат А. Бакиров.)
1940.Узбе́кской ССР кинематогра́фия. Первые демонстрации фильмов состоялись в Ташкенте в 1897. Но национальное киноискусство возникло лишь после Октябрьской революции. В 1924 было организовано русско-бухарское товарищество «Бухкино», которое выпустило в 1925 ряд документальных фильмов и с киностудией «Севзапкино» — художественный фильм «Минарет смерти». В этом же году «Пролеткино» и «Бухкино» выпустили художественный фильм «Мусульманка». Оба фильма были поставлены русскими режиссёрами и операторами с участием русских актёров. В 1925 организован трест «Узбекгоскино» и открыта кинофабрика «Шарк Юлдузи» (с 1958 киностудия «Узбекфильм»), которая в этом же году выпустила ряд документальных, научно-популярных и один художественный фильм «Пахта-Арал». Затем поставила фильмы, посвященный актуальным для Узбекистана проблемам — раскрепощению женщины, земельно-водной реформе: «Вторая жена», «Шакалы Равата» и «Чадра» (1927), «Крытый фургон» (1928), «Дочь святого» (1931), «Рамазан» (1933). В фильме «Подъём» (1931, режиссер Н. Ганиев) впервые в узбекском кино показана индустриализация республики. В первой половине 30-х гг. были созданы первый исторический фильм «Тонг Олдыдан» («Перед рассветом», 1933, режиссер С. Ходжаев) и детский — «Клыч» (1936, режиссер Ю. Агзамов). Фильм «Джигит» («Егит», 1936, режиссер Ганиев) заканчивает начальный этап развития узбекского кино.
В период немого кино большую помощь развитию узбекской кинематографии оказали режиссеры О. Н. Фрелих, К. Гертель, М. Доронин, Н. Н. Кладо, операторы А. Дорн, А. Булинский, Ф. Вериго-Даровский, В. Шевченко, В. Тимковский и др. За эти годы в республике выросла плеяда молодых деятелей национального киноискусства: Ганиев, К. Я. Ярматов, М. К. Каюмов, Ходжаев, З. Хамраев, Агзамов, А. Саидов и др.
Творческий опыт узбекских кинематографистов и усовершенствование съёмочной техники подготовили базу для перехода к звуковому кино. Первый узбекский звуковой фильм «Клятва» (1937, режиссер А. Г. Усольцев) показывал жизнь узбекского кишлака, становящегося на путь коллективизации, ожесточённую классовую борьбу, развернувшуюся вокруг земельно-водной реформы. Авторам удалось реалистически показать быт народа, живые и непосредственные характеры дехкан. В фильме раскрылось дарование актёров Я. Бабаджанова, А. Исматова, Л. Сарымсаковой, Р. Пирмухамедова. Звуковой фильм «Азамат» (1940, режиссер А. В. Кордюм) также посвящен жизни узбекского кишлака. В нём много удачно найденных жизненных деталей, фильм насыщен народным юмором. Фильм «Асаль» (1940, режиссеры М. Егоров, Б. Казачков) рассказывал о людях первого в республике текстильного комбината, о становлении новых производственных отношений. Сценарий был написан К. Яшеном. В фильме много народной музыки и песен. Главную женскую роль исполняла X. Насырова.
В годы Великой Отечественной войны в Узбекистан были эвакуированы киностудии других республик. В Ташкенте работали кинематографисты Москвы, Ленинграда, Киева. Содружеством различных студий были созданы фильм «Два бойца», «Александр Пархоменко» (режиссер Л. Д. Луков), «Человек № 217» (режиссер М. И. Ромм), «Насреддин в Бухаре» (режиссер Я. А. Протазанов). Узбекские кинематографисты сняли также короткометражных фильм и киноконцерты: «Мы победим!» (режиссер Ярматов), «Отважные друзья» (режиссер Ганиев), «Друзьям на фронте» и «Подарок Родины» (режиссер Ярматов).
В 40-е гг. созданы фильм, ставшие крупной победой узбекской кинематографии: «Тахир и Зухра» (1945), «Похождения Насреддина» (1947) — оба режиссера Ганиева, «Алишер Навои» (1948, режиссер Ярматов). Решённые в строгой реалистической манере, эти фильмы отразили жизнь и нравы далёких эпох, сложные внутренние процессы общественной жизни. Событиям современности, судьбе передовой девушки-хлопкороба посвящен фильм «Дочь Ферганы» (1948, режиссер Ганиев).
В 50-е гг. в продукции Ташкентской киностудии значительное место заняли фильмы, посвященные актуальным вопросам: «Сестры Рахмановы» (1955) и «Когда цветут розы» (1959) — оба режиссера Ярматова, «Во имя счастья» (1957) и «Очарован тобой» (1959) — оба режиссера Агзамова, «Второе цветение» (1960, режиссер Л. А. Файзиев). В исторических фильмах «Авиценна» (1957, режиссер Ярматов), «Священная кровь» (1956, режиссер Файзиев), «Фуркат» (1959, режиссер Агзамов) показана жизнь узбекского народа в далёком прошлом и до Октябрьской революции. В историко-революционных фильмах этих лет раскрывалась борьба узбекского народа за новую жизнь: «Крушение эмирата» (1955, режиссер В. Г. Басов, Файзиев), «Сыновья идут дальше» (1959, режиссер З. З. Сабитов). В фильме Файзиева «По путёвке Ленина» (1957), посвященном открытию первого в Средней Азии университета, впервые в узбекском киноискусстве был воплощён на экране образ В. И. Ленина (актёр М. Кондратьев).
60-е гг. отмечены рядом достижений. В 1959 узбекские мастера кино получили новое здание киностудии «Узбекфильм», где рядом с представителями старшего поколения Ярматовым, Сабитовым, Агзамовым, М. П. Краснянским, Н. И. Рядовым, В. Синиченко, В. Н. Еремяном начали творческую деятельность режиссеры Ш. С. Аббасов, А. Хачатуров, А. И. Хамраев, Д. И Салимов, Р. И. Батыров, X. Ахмар, У. Е. Назаров, А. А. Акбарходжаев, Э. М. Ишмухамедов, К. Ш. Камалова, операторы X. Х. Файзиев, Д. З. Фатхуллин, Л. И. Травицкий, Т. Эфтимовский, художники Э. Калантаров, Е. А. Путин, Н. Рахимбаев и др. Кинематографию этого периода характеризуют многообразие тематики фильмов, обилие жанров и направлений. В фильмах на современную тему стали подниматься важные морально-этические проблемы: «Птичка-невеличка» (1961, режиссер Файзиев), «Жизнь прошла ночью» (1966, режиссер Назаров), «Белые, белые аисты» (1967, режиссер Хамраев), «Нежность» (1967) и «Влюблённые» (1969) — оба режиссера Ишмухамедова, «Ждём тебя, парень» (1972, режиссер Батыров). Были созданы исторические фильмы «Звезда Улуг-бека» (1965, режиссер Файзиев), «Минувшие дни» (1970, режиссер Агзамов). Большое развитие получили и историко-революционные фильмы: «Буря над Азией» (1965), «Ташкент — город хлебный» по А. С. Неверову, 1968, режиссер Аббасов), «Всадники революции» (1969) — оба режиссера Ярматова, «Хамза» (1961, режиссер Сабитов). Впервые были созданы фильм о подвиге узбекского народа в годы Великой Отечественной войны: «Ты не сирота» (1963, режиссер Аббасов), «Яблоки сорок первого года» (1970, режиссер Батыров), «Возвращайся с солнцем» (1971, режиссер Файзиев) и др. С 1965 киностудия «Узбекфильм» выпускает мультипликационные фильмы, с 1968 — телевизионные. С 1966 выходит сатирический киносборник «Наштар» («Остриё», 6 раз в год).
В 70-е гг. продолжал интенсивно развиваться жанр историко-революционного фильма. В фильмах «Чрезвычайный комиссар» (1970), «Седьмая пуля» (1973) — оба режиссера Хамраева, созданы яркие образы узбекских революционеров. В исторических лентах «Одна среди людей» (1974, режиссер Ярматов), «Человек уходит за птицами» (1976, режиссер Хамраев), «Абу Райхан Беруни» (1975, режиссер Аббасов), «Юность гения» (1983, режиссер Ишмухамедов), разных по жанру, раскрыты страницы истории узбекского народа, созданы образы исторических личностей — поэтессы Надиры, поэта Мушфики и учёных Беруни (Вируни) и Авиценны. Интенсивное развитие получает и детское кино. Фильмы «Ласточки прилетают весной» (1975, режиссер Ахмар), «Горькая ягода» (1977, режиссер Камалова), «Озорник» (по Г. Гуляму, 1977, режиссер Салимов), «Ясные Ключи» (1979, режиссер Акбарходжаев) и другие прививают уважение к революционному прошлому, в увлекательной форме ставят вопросы бережного отношения к природе, учат понимать и ценить красоту. В 70-е гг. были поставлены фильмы совместно с киностудиями зарубежных стран: с НРБ — «Повесть о двух солдатах» (1977, режиссер Сабитов), с СФРЮ — «Любовь и ярость» (1979, режиссер Батыров, Ж. Ристич), с Индией — «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» (1980, режиссер Файзиев, У. Мехра). В это же время в узбекское кино пришли новые мастера: сценаристы Ж. Исхаков, А. Бородин, режиссеры М. А. Абзалов, З. А. Ройзман, операторы А. И. Исмаилов, Т. А. Каюмов, Д. М. Абдуллаев. В 1975 на киностудии «Узбекфильм» создана сценарная мастерская, которой руководит О. А. Агишев. В год «Узбекфильм» выпускает 12 художественных (в том числе телефильмы), 8 мультипликационных фильмов, дублирует около 65 фильмов.
Первые узбекские документальные фильмы: «Туркестан» (1923), «Туркестанское шелководство» (оператор А. Г. Лемберг), «По Средней Азии» (оператор Г. В. Гибер) — оба 1924, и др. В 20-е гг. киностудия «Шарк Юлдузи» выпустила фильмы, посвященные этнографии и географии республики, — «Народные гулянья в Узбекистане» и «Старые города» (оба 1924, режиссер Тимковского), социалистическому строительству — «Женщина Узбекистана», «Комсомол», «Красная Армия» (все 1928, режиссер Тимковского) и др. В 30-е гг. вышли фильмы: о колхозном строительстве — «Пионеры в борьбе за хлопок» (1931, режиссер Агзамов), «Машина и хлопок» (1932, режиссер Ходжаев); о народных стройках республики — «Текстилькомбинат» (1938, режиссер Каюмов), «Большой Ферганский канал» (операторы Каюмов, Т. Турсунов), «Могучий поток» (режиссер В. Р. Небылицкий) — оба 1939. В 1932 был создан сектор кинохроники для съёмки документальных и научно-популярных фильмов, ставший в 1961 самостоятельной киностудией. Во время Великой Отечественной войны узбекские документалисты сняли фильмы, призывающие к беспощадной борьбе с врагом: «Фронтовым друзьям» (1941, режиссер Ярматов), «Подарок фронту» (1942, режиссер Агзамов) и др. В послевоенные годы вышли документальные фильмы режиссера-оператора Каюмова «Пять рук человечества», «Приезжайте к нам в Узбекистан», ознаменовавшие начало нового этапа в узбекском документальном кино. В 1968 была сдана в эксплуатацию новая студия документальных и научно-популярных фильмов. В 60-е гг. пришло новое поколение документалистов: Д. И. Салимов, Н. Атауллаева, Т. Надыров, Н. Б. Азимов, Т. Рузиев, А. Х. Каримов и др. Фильмы режиссера Каюмова 60—70-х гг. «Золотая Бенгалия», «Вьетнам, страна моя», «От весны до весны», «Встречи с Таджихон», «13 ласточек», «Голодная степь», «Самарканд всегда со мной», «Есть на Востоке добрый город», «Паранджа», «Земельная реформа», «Афганистан, революция продолжается», «Боль» («Притча»), «Бобо», «Шакал» и др. завоевали международное признание.
Широкое развитие получило научно-популярное кино Узбекистана. По заказу министерств и ведомств выпускаются фильмы, посвященные различным вопросам экономики, культуры и искусства. В 1972 открыт филиал киностудии документальных и научно-популярных фильмов в столице Каракалпакии г. Нукусе. Узбекская киностудия документальных и научно-популярных фильмов выпускает 60 названий в год. В республике около 5500 киноустановок. Кадры для студий готовят ВГИК, ЛИКИ, Высшие курсы при «Мосфильме», Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. В Институте искусствознания им. Хамзы изучаются и разрабатываются проблемы истории и теории узбекского кино, а также кино стран Азии, Африки и Латинской Америки. Вопросы киноискусства освещаются в журналах «Кино», «Искусство советского Узбекистана». С 1968 проводится Ташкентский международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки (один раз в 2 года).
Литература:
Абул-Касымова Х., Рождение узбекского кино, Таш., 1965;
Хасанов Б., Узбекское документальное кино, Таш., 1972 (на узбекском языке)
Мирзамухамедова М., Узбекское детское кино, Таш., 1976 (на узбекском языке);
Тешабаев Д., Узбекское кино: традиции, новаторство, Гаш., 1979;
Акбаров Х., Кино Узбекистана, М., 1981.
X. Н. Абул-Касимова.
«Похождения Насреддина».
Режиссёр Н. Ганиев.
(Насреддин Р. Хамраев,
Безбородый Р. Пирмухамедов.)
1947.
«Алишер Навои».
Режиссёр К. Ярматов.
(Навои Р. Хамраев,
Абу-Малик Р. Пирмухамедов.)
1948.
«Очарован тобой».
Режиссёр Ю. Агзамов.
(Турдыев Н. Рахимов,
Мухаббат М. Туляходжаева,
Шариф С. Диванов.)
1959.
«Хамза».
Режиссёр З. З. Сабитов.
(Хамза О. Ходжаев.)
1961.
«Птичка невеличка».
Режиссёр Л. Файзиев.
(Арслан-бек Каландаров Ш. Бурханов,
Саида С. Ганиева.)
1961.
«Нежность».
Режиссёр Э. Ишмухамедов.
(Тимур Р. Нахапетов,
Мамура М. Махмудова.)
1967.
«Ташкент город хлебный».
Режиссёр Ш. Аббасов.
(Серёжа В. Куденков,
Мишка Додонов В. Воробей.)
1968.
«Яблоки 1941 года».
Режиссёр Р. Батыров.
(Адыл У. Салимов,
Мансур С. Ахмедов,
Старик Н. Рахимов.)
1969.
«Седьмая пуля».
Режиссёр А. Хамраев.
(Максумов С. Чокморов.)
1973.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.