Украинской ССР кинематография это:

Украинской ССР кинематография
«Ночной извозчик».

«Ночной извозчик».
Режиссёр Г. Тасин.
(Гордей Ярощук — А. Бучма.)
1929.

Украи́нской ССР кинематогра́фия. Первые фильм на Украине были показаны вскоре после изобретения кинематографа братьями Люмьер (1895). В 1893 механик-конструктор И. А. Тимченко и физик Н. А. Любимов создали аппарат для воспроизведения на экране непрерывного движения людей и предметов. В 1896—1902 фотограф-художник А. К. Федецкий снимал и демонстрировал хроникальные киноленты. Регулярное производство фильмов началось в 1907 (Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав). Создавались хроникально-документальные ленты, экранизировались театральные спектакли («Наталка-Полтавка», «Богдан Хмельницкий» и др.) с участием актёров украинского театра (Н. К. Садовский, М. К. Заньковецкая, И. А. Марьяненко). В Одессе и других городах появились частные киноателье. Крупнейшие из них принадлежали предпринимателю А. А. Ханжонкову. В Екатеринославе киномеханик Д. Сахненко с 1908 снимал видовые фильмы, а затем и театральные спектакли. Широкое развитие украинского киноискусства началось после Октябрьской революции. В 1919 кинопредприятия были национализированы. В отделе искусств Наркомпроса Украины создан Всеукраинский кинокомитет, преобразованный в 1922 во Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ). В первые годы революции и вооружённой борьбы за Советскую власть создавалась кинохроника. В 1919—21 появилось свыше 50 агитфильмов: «Всё для фронта», «Мир — хижинам, война — дворцам», «Революционный держите шаг», «Два мира», «Это будет последний и решительный бой» и др. При участии политорганов Красной Армии выпускалась кинохроника, ставились тематические документальные фильмы: «Взятие Одессы красными войсками», «Вручение М. И. Калининым ордена Красного Знамени Первой конной армии», «Освобождение Крыма от Врангеля», «Парад войск и демонстрация 1 Мая в Киеве», «Отправка на фронт Первого интернационального полка», «Первый выпуск советских врачей» и др. Тогда же появилось украинское научно-популярное кино (сельскохозяйственные и санитарно-просветительские фильмы и др.). Началось производство художественных фильмов. Была реорганизована Одесская кинофабрика, а в середине 20-х гг. началась подготовка к строительству новой большой кинофабрики в Киеве (см. Киевская киностудия имени А. П. Довженко). У истоков украинского кино стояли украинские и русские режиссёры, писатели, актёры, операторы, художники: А. П. Довженко, Г. Н. Тасин, А. Г. Кричевский, А. В. Кордюм, И. П. Кавалеридзе, Г. М. Стабовой, Д. П. Демуцкий, М. П. Бажан, Ю. И. Яновский, А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, И. Э. Замычковский, Д. Вертов, В. Р. Гардин, Н. А. Салтыков, А. Ф. Лундин, Н. П. Охлопков, П. И. Чардынин, Б. И. Завелев, Г. Л. Рошаль, В. В. Баллюзек, Л. П. Форестьев и др. Следуя указаниям партии, украинская кинематография утверждала партийные принципы в показе как событий современности, так и прошлого. Уже первые удачные художественные фильмы отражали эти тенденции — «Шведская спичка» (по А. П. Чехову, 1922, выпуск 1926) и «История Первого мая» (1922), в котором была сделана попытка создать образ К. Маркса. Начался процесс обновления киноискусства. Однако в ряде фильмов новая тематика выражалась в старых формах: «Призрак бродит по Европе» (1923), «Слесарь и канцлер» (по А. В. Луначарскому), «Атаман Хмель» и «Остап Бандура» (1924), «Лесной зверь» и «Укразия» (1925), «Трипольская трагедия» (1926) и др. Об укреплении подлинно реалистических тенденций свидетельствовали фильмы «Два дня» (1927, режиссер Стабовой, в главной роли Замычковский) и «Ночной извозчик» (1929, режиссер Тасин, в главной роли Бучма). Выдающееся событие украинского кино — создание фильм «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929) молодым режиссером Довженко, ставшим одним из крупнейших мастеров советской и мировой кинематографии. В его фильме «Земля» (1930) с огромной художественной силой воспевалась победа социалистического колхозного строя, новая жизнь советского села. Утверждению и развитию метода социалистического реализма с присущим ему стилевым многообразием способствовали произведения режиссеров: Кордюма — «Мирабо» (1930), «Последний порт» (по А. Е. Корнейчуку, 1935); Кавалеридзе — «Ливень» (1929), «Колиивщина» (1933), «Прометей» (1935); Вертова — «Симфония Донбасса» (1930) и др.; Л. Д. Лукова — «Большая жизнь» (1-я серия, 1940); И. А. Савченко — «Всадники» (по Ю. И. Яновскому, 1939), «Богдан Хмельницкий» (по Корнейчуку, 1941) и др. С освоением звукового кино ещё более возрос интерес к фильм, глубоко раскрывающим характеры, особенно современников. В 30е гг. были поставлены фильмы Довженко «Иван» (1932) и «Щорс» (1939). В украинском кино снимались актёры Ужвий, П. Е. Масоха, Н. Д. Мордвинов, Б. Ф. Андреев и др. Работали операторы Демуцкий, Ю. И. Екельчик, Н. П. Топчий, В. Г. Войтенко, А. А. Панкратьев, М. К. Чёрный, А. А. Мишурин, Н. Л. Кульчицкий; художники М. М. Уманский, С. М. Зарицкий. Ставили фильмы режиссеры: Рошаль —«Две женщины» и «Человек из местечка» (1930); И. А. Пырьев — «Богатая невеста» (1938); Н. Ф. Садкович — «Шуми, городок!» (1940), «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1941); А. М. Файнциммер — «Танкер “Дербент”» (1940); А. М. Роом — «Ветер с Востока» (1941) и др.

Во время Великой Отечественной войны украинские студии были эвакуированы в глубокий тыл, значительная часть кинодеятелей ушла на фронт (в том числе Довженко, П. П. Вершигора, Т. В. Левчук, Н. В. Быков и многие другие). Однако и в эти годы были созданы значительные фильмы: «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945) Довженко и Ю. И. Солнцевой, «Радуга» (1944, сценарист В. Василевская) и «Непокорённые» (1945, сценарист Б. Л. Горбатов) М. С. Донского, «Партизаны в степях Украины» (по Корнейчуку, 1943) Савченко и др.

В послевоенные годы украинская кинематография быстро преодолела нанесённый ей ущерб. Были поставлены фильмы: «Подвиг разведчика» (1947, режиссер Б. В. Барнет), «Третий удар» (1948, режиссер Савченко, сценарист А. А. Первенцев), «Тарас Шевченко» (1951, режиссер Савченко, в главной роли С. Ф. Бондарчук). После смерти Довженко его сподвижник и жена Солнцева поставила на киностудии «Мосфильм» ряд фильмов по его сценариям. Киевской киностудии в 1957 присвоено имя А. П. Довженко. В 1950—60-е гг. осуществлены экранизации произведений М. Горького («Мать», 1956, «Мальва», 1957), И. Я. Франко («Украденное счастье», 1952), М. М. Коцюбинского («Кровавый рассвет», 1957, «Дорогой ценой», 1958), В. С. Стефаника («Каменный крест», 1968), М. П. Старицкого («За двумя зайцами», 1961), О. Ю. Кобылянской («Земля», 1954), К. М. Станюковича («Матрос Чижик», 1956), М. К. Карпенко-Карого («Мартын Боруля», 1953), Корнейчука («В степях Украины», 1952, «Калиновая роща», 1953, «Гибель эскадры», 1966), А. В. Головко («Бурьян», 1967), А. П. Гайдара («Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1965), А. С. Макаренко («Педагогическая поэма», 1955, «Флаги на башнях», 1958) и др. Велись художественные поиски, направленные на расширение тематики, жанровое разнообразие и стилевое обогащение украинского кино. С конца 50-х гг. всё большее место начинают занимать фильмы, масштабно раскрывающие процессы социалистической действительности. Левчук создал киноэпопею «Киевлянка», посвященную истории рабочей семьи легендарного завода «Арсенал» (1958—59, в главных ролях Б. П. Чирков, Н. В. Скоробогатов). Ставились фильмы о советском человеке, героико-приключенческие картины, кинокомедии, исторические фильмы, кинопроизведения, посвященные морально-нравственным проблемам: «Весна на Заречной улице» (1956) Ф. Е. Миронера, М. М. Хуциева, «ЧП — Чрезвычайное происшествие» (1959) и «Иванна» (1960) В. И. Ивченко, «Среди добрых людей» (1962) А. С. Буковского и Е. В. Брюнчугина, «Трое суток после бессмертия» (1963) В. З. Довганя, «Жажда» (1960) и «Приходите завтра» (1963) Е. И. Ташкова, «Проверено — мин нет» (1966, с СФРЮ) Ю. С. Лысенко и З. Велимировича, «Повесть о женщине» (1975) В. Т. Денисенко, «Верность» П. Е. Тодоровского и «Наш честный хлеб» А. И. Муратова и К. Г. Муратовой — оба 1965, «Ключи от неба» (1965) и «Ни пуха, ни пера» (1975) В. М. Иванова, «Вниманию граждан и организаций» (1966) А. И. Войтецкого, «Их знали только в лицо» (1967) А. Г. Тимонишина, «Аннычка» (1969) Б. В. Ивченко, «Комиссары» (1971) Н. П. Мащенко, «Белая птица с чёрной отметиной» (1972) и «Праздник печёной картошки» (1978) Ю. Г. Ильенко, «Адрес вашего дома» (1972) Е. М. Хринюка, «За твою судьбу» (1973) Т. А. Золоева и др. Наиболее значительные фильмы 70-х гг.: «Семья Коцюбинских» (1971, режиссер Левчук, сценарист А. С. Левада), трилогия «Дума о Ковпаке» («Набат», 1974, «Буран», 1976, «Карпаты, Карпаты...», 1978, режиссер Левчук, сценаристы И. Я. Болгарин, В. О. Смирнов), «В бой идут одни “старики”» (1974, режиссер Л. Ф. Быков, сценарист Быков, Е. Ф. Оноприенко, А. С. Сацкий), «До последней минуты» (1974, режиссер В. Исаков, сценарист В. П. Беляев), «Аты-баты, шли солдаты» (1977, режиссер Быков, сценаристы Б. Л. Васильев, К. И. Рапопорт), «Жнецы» (1979, сценарист и режиссер В. Т. Денисенко).

Несмотря на отдельные творческие успехи, украинская кинематография подвергалась и справедливой критике за создание ряда слабых фильмов, жанровую ограниченность, низкий профессиональный уровень работы некоторых сценаристов и режиссёров. Особенно это проявилось в области сценарно-драматургического материала, связанного с современной тематикой. В дальнейшем в результате партийной критики и организационных мероприятий, в том числе по пополнению студий новыми кадрами, положение в начале 80-х гг. улучшилось.

Среди значительных кинопроизведений 80-х гг.: «Вавилон XX» (1980, режиссер И. В. Миколайчук), «От Буга до Вислы» (режиссер Левчук), «Крупный разговор» (режиссер Г. Глаголев), «Рассказы о любви» (режиссер А. И. Войтецкий, телефильм) и «Чёрная курица, или Подземные жители» (режиссер В. С. Гресь) — все 1981. «Лесная песня. Мавка» (по Л. Украинке, сценарист и режиссер Ильенко), «Ночь коротка» (режиссер М. А. Беликов), «Высокий перевал» (сценарист и режиссер Денисенко) и «Ярослав Мудрый» (режиссер Г. Р. Кохан) — все 1982. «Если враг не сдаётся» (1983, режиссер Левчук).

Большой вклад в развитие украинского кино внесли писатели, сценаристы Корнейчук, О. Ф. Гончар, М. А. Стельмах, Левада, Н. С. Рыбак, В. С. Земляк, Ю. О. Збанацкий, П. А. Загребельный, Беляев, Г. Я. Колтунов, Н. Я. Зарудный, К. И. Кудиевский, Е. Ф. Оноприенко, Л. Д. Дмитерко, Болгарин, Смирнов, В. Д. Говяда, Сацкий; композиторы Г. И. Майборода, П. И. Майборода, А. И. Билаш, И. Н. Шамо, В. Гомоляка, А. Д. Филипенко, М. М. Скорик, В. П. Губа и др.

Во второй половине 70-х гг. в украинскую кинематографию пришли молодые режиссёры, операторы, актёры, художники — выпускники ВГИКа и кинофакультета Киевского института театрального искусства: Гресь, М. Г. Ильенко, Р. Г. Балаян, А. И. Мороз, В. М. Новак, В. С. Криштофович, А. Павловский, С. Клименко, И. А. Симоненко, И. М. Недужко, Беликов, А. Владимиров, А. И. Лозинский, Я. Лупий, М. Мандрич, А. А. Итыгилов, Б. И. Савченко, Глаголев и др.

С 60-х гг. на Украине началось активное производство телефильмов. Были поставлены телефильмы: «Варькина земля» (1970) и «Подпольный обком действует» (4 серии, 1979) Буковского, «Как закалялась сталь» (по Н. А. Островскому, 6 серий, 1973, в прокате 2 серии, 1975), «Путь к Софии» (5 серии, 1977, в прокате 2 серии) и «Овод» (по Э. Л. Войнич, 1980) Мащенко, «Юркины рассветы» (4 серии, 1975) Н. С. Ильинского, «Рождённая революцией» (10 серий, 1974—77) Кохана и др.

На телевидении работают также режиссеры Р. Б. Василевский, В. З. Довгань, В. В. Костроменко, В. Н. Левин, Г. И. Липшиц, Ю. С. Лысенко, Муратов, Р. А. Синько и др.

В документальном кино Украины созданы этапные кинокартины: «Одиннадцатый» (1928) и «Симфония Донбасса» (1930) Вертова, «Освобождение» (1940), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945) Довженко и Солнцевой, фильм о зачинателях стахановского движения — «Большевик» (1933), «Герой Криворожья» (1935), «Мария Демченко» (1936). В годы Великой Отечественной войны украинские документалисты работали во фронтовых киногруппах.

В 60—80-х гг. на Украинской студии хроникально-документальных фильмов (с 1939 «Укркинохроника») созданы значительные публицистические фильмы: «Украина», «Мы с Украины», «Земля Донецкая», «Украина Советская», «Мы — советские», «Украина, земля и люди», «Я — партизан Украины», «Соколове», «Крылья победы», «Роменская мадонна», «Ум, честь и совесть эпохи», «Огни Приднепровья», «Слово о хлебе», «Огненный путь», «Пять песен о коммунистах», «С Лениным в сердце», «Сердце солдата», «Академик Ремесло», «Главком хлеба», «Битва за Киев», «Поэма о Донецком крае», «Командармы индустрии», «Дневник съезда», «Партийный подход», «Слово о пятилетке», «Слушайте, слушайте Батюка», «Ради жизни на земле» и др.

Выпускаются периодические киноочерки, киножурнал «Советская Украина» и др.

Пропаганда науки и техники средствами научно-популярного кино, проводимая в украинском кино с начала его существования, получила большое развитие в послевоенные годы. Картины, выпускаемые Киевской киностудией научно-популярных фильмов («Киевнаучфильм», существует с 1941), пользуются признанием в СССР и за рубежом: «Они видят вновь» (1948), «По следам невидимых врагов» (1955), «Портрет хирурга» (1965), «Дума о хлебе», «Плюс вся жизнь», «Компьютер и загадка Леонардо». В конце 60-х — начале 80-х гг. поставлены фильмы «Язык животных» и «Думают ли животные?», «Семь шагов за горизонт», «Я и другие», «Шахтёрский характер», «Николай Амосов», «У истоков человечества», «Убийца известен», «Эхо наших эмоций», «Иду дорогой века», «Ильичёво поле», «Сердце отдают детям», «Диалектика качества», «Шестое чувство», «Артерии жизни», «Его величество алмаз», «Дели. Связь времён», «Школа жизни», «Корни травы», «Закон оптимизма» и многие другие. Коллектив студии создал портреты людей науки, новаторов социалистического труда, исторические, искусствоведческие и видовые очерки. Всё большее место начинает занимать популяризация проблем научно-технической революции. В научно-популярном кино плодотворно работали и работают режиссёры Ф. М. Соболев, А. А. Серебренников, Е. З. Григорович, Л. Н. Островская (Кордюм), С. Л. Шульман, К. В. Лундышев, редакторы-сценаристы Е. П. Загданский, Ю. И. Аликов, оператор Л. Ф. Прядкин.

Мультипликационное кино существует с 1927. В послевоенные годы при киностудии «Киевнаучфильм» организовано творческое объединение художественной мультипликации с постоянным коллективом режиссёров-мультипликаторов, художников и др. Среди лучших фильмов 60—70-х гг.: «Сказание об Игоревом походе», «Журавлик», «Тёплый хлеб», «Тигрёнок в чайнике», «Волшебник Ох», «Весёлый цыплёнок», «Мальчики облако», «Зонтик на охоте», «Человек и слово», «Как казаки невест выручали», «Салют», «Какого рожна хочется», «Удивительный котёнок», «“Колумб” причаливает к берегу», «Как жёны мужей продавали».

В 20-е гг. в Одессе работал кинотехникум. В начале 30-х гг. в Киеве был создан Киноинститут, существовавший до начала войны. В 1968 при Киевском институте театрального искусства создан кинофакультет (готовит режиссёров, актёров, киноведов, операторов для кино и телевидения, организаторов кинопроизводства). Вопросы кино освещает ежемесячный республиканский журнал «Новини кiноекрану» и ежемесячный бюллетень «На екранах України». В 1957 основан СК Украины. В республике около 28 тыс. киноустановок.

Литература:
Ромiцин А., Українське радянське кiномистецтво, 1941—1954, Київ, 1959;
Жукова А. Є., Журов Г. В., Українське радянське кїномистецтво. 1930—1941, Київ, 1959;
Журов Г. В., З минулого кино на Українi 1896—1917, Київ, 1959;
Корнiенко I. С., Пiвстолiття українського радянського кiно, Київ, 1970;
Корниенко И., Кино Советской Украины, М., 1975;
Мастерство в фильме. Сборник статей об украинском кино в 1976—1980 гг., К., 1982
Новиков Ю. У., Кино Украины, М., 1982.
Т. В. Левчук.

«Симфония Донбасса».

«Симфония Донбасса».
Режиссёр Д. Вертов.
1930.

«Земля».

«Земля».
Режиссёр А. Довженко.
1930.

«Арсенал».

«Арсенал».
Режиссёр А. Довженко.
(Тимош — С. Свашенко.)
1929.

«Колиивщина».

«Колиивщина».
Режиссёр И. Кавалеридзе.
(Иван Гонта — А. Марьяненко,
Дионисий — Н. Надемский.)
1933.

«Дума про казака Голоту».

«Дума про казака Голоту».
Режиссёр И. Савченко.
(Дед-лирник — Н. Соколов.)
1937.

«Большая жизнь».

«Большая жизнь».
Режиссёр Л. Луков.
(Ваня Курский — П. Алейников,
Балун — Б. Андреев.)
1940.

«Трактористы».

«Трактористы».
Режиссёр И. Пырьев.
(В центре Клим Ярко — Н. Крючков,
Марьяна Бажан — М. Ладынина.)
С киностудией «Мосфильм».
1939.

«Танкер “Дербент”».

«Танкер “Дербент”».
Режиссёр А. Файнциммер.
(В центре Догайло — В. Меркурьев.)
1941.

«Богдан Хмельницкий».

«Богдан Хмельницкий».
Режиссёр И. Савченко.
(Иван Богун — Б. Безгин,
Богдан Хмельницкий — Н. Мордвинов,
Максим Кривонос — Н. Ильченко.)
1941.

«Щорс».

«Щорс».
Режиссёр А. Довженко.
(Щорс — Е. Самойлов.)
1939.

«Радуга».

«Радуга».
Режиссёр М. Донской.
(Олёна Костюк — Н. Ужвий.)
1944.

«Два бойца».

«Два бойца».
Режиссёр Л. Луков.
(Окулита — Л. Масоха,
Саша Свинцов — Б. Андреев,
Аркадий Дзюбин — М. Бернес.)
1943.

«Подвиг разведчика».

«Подвиг разведчика».
Режиссёр Б. Барнет.
(Федотов — П. Кадочников.)
1947.

«Тарас Шевченко».

«Тарас Шевченко».
Режиссёр И. Савченко.
(Тарас Шевченко — С. Бондарчук.)
1951.

«Весна на Заречной улице».

«Весна на Заречной улице».
Режиссёры М. Хуциев, Ф. Миронер.
(Юра — В. Гуляев,
Саша Савченко — Н. Рыбников.)
1956.

«Матрос Чижик».

«Матрос Чижик».
Режиссёр В. Браун.
(Матрос Чижик — М. Кузнецов.)
1956.

«Киевлянка».

«Киевлянка».
Режиссёр Т. Левчук.
(Матвей Степанович — К. Скоробогатов,
Яков Петрович — Б. Чирков.)
1958—59.

«ЧП — Чрезвычайное происшествие».

«ЧП — Чрезвычайное происшествие».
Режиссёр В. Ивченко.
(Райский — В. Тихонов.)
1959.

«За двумя зайцами».

«За двумя зайцами».
Режиссёр В. Иванов.
(Голохвостый — О. Борисов.)
1961.

«Приходите завтра».

«Приходите завтра».
Режиссёр Е. Ташков.
(Фрося — Е. Савинова.)
1963.

«Верность».

«Верность».
Режиссёр П. Тодоровский.
(Зоя — Г. Польских.)
1965.

«Наш честный хлеб».

«Наш честный хлеб».
Режиссёры А. Муратов, К. Муратова.
1965.

«Аннычка».

«Аннычка».
Режиссёр Б. Ивченко.
(Аннычка — Л. Румянцева.)
1969.

«Каменный крест».

«Каменный крест».
Режиссёр Л. Осыка.
(Иван Дидух — Д. Ильченко.)
1967.

«Комиссары».

«Комиссары».
Режиссёр Н. Мащенко.
(Актёры Н. Гринько, Л. Кадочникова.)
1971.

«Белая птица с чёрной отметиной».

«Белая птица с чёрной отметиной».
Режиссёр Ю. Ильенко.
(Актёры Б. Ступка,
И. Миколайчук,
Ю. Миколайчук.)
1972.

«Дума о Ковпаке». («Набат»).

«Дума о Ковпаке». («Набат»).
Режиссёр Т. Левчук.
(Ковпак — К. Степанков.)
1976.

«В бой идут одни “старики”».

«В бой идут одни “старики”».
Режиссёр Л. Быков.
1974.

«Праздник печёной картошки».

«Праздник печёной картошки».
Режиссёр В. Ильенко.
(Актёры С. Алексеенко, Л. Ефименко.)
1978.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Украинской ССР кинематография" в других словарях:

  • Советская кинематография — советская кинематография. Победа Октябрьской революции положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Советское кино началось с хроники: операторы документалисты, тогда ещё работавшие на частных студиях, запечатлевая дни… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Советская психология в 1920-1930 годах — Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Научные съезды …   Википедия

  • Советская психология в 1920—1930 годах — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • ВУФКУ — Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ) Год основания 1922 Расположение …   Википедия

  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (РСФСР) крупнейшая по территории, населению, экономич. мощности союзная республика СССР. Расположена в вост. части Европы и в сев. части Азии. На З. граничит с Норвегией, Финляндией, Польской Народной Республикой; на Ю. с Монгольской Народной… …   Советская историческая энциклопедия

  • Советская психология в 1920-1930 гг. — Советская психология в 1920 1930 гг. Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Институты и общества 4 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»