Чилийская кинематография это:

Чилийская кинематография
«События на руднике Марусия».

«События на руднике Марусия».
Режиссёр М. Литтин
(с Мексикой).
1975.

чили́йская кинематогра́фия. Показ первой чилийской ленты о манёврах пожарных на площади Анибала Пинто (Сантьяго) состоялся 26 мая 1902. К 100-летию независимости страны (1910) было выпущено несколько документальных фильмов: «Достопримечательность трансандинской чилийско-аргентинской дороги», «Пейзаж селитряных рудников», «Открытие дворца изящных искусств». В 1916 режиссёр С. Джамбастиани поставил художественный фильм «Смертельный исход». В Сантьяго и Вальпараисо были основаны крупные фирмы: «Джамбастиани-фильме», «Ханс-фрей-фильмс», «Андес-фильмс». Документальные ленты «Древний Сантьяго» (1915), «Праздник студентов» (1916), «Воспоминания о руднике Эль-Теньенте» (1919) отражали некоторые социальные аспекты чилийской действительности. С 1917 начался выпуск полнометражных игровых картин. В начале 20-х гг. в Чили снималось 10—12 фильмов в год (в 1925 было выпущено 16 фильмов). Среди них: «Дон Кипанса и Санчо Хоте» (1921, режиссёр X. Бор), «Птица без гнезда» (1922, режиссёр К. Карьола), «Крик в море» (1924) и «Гусар смерти» (1925) — оба режиссёра П. Сьенна, «Свет и тень» (1925, режиссёр X. Делано). В 1934 поставлен первый звуковой фильм «Север и Юг» (режиссёр Делано). В фильме снимались известный театральный актёр А. Флорес и певица X. Сур. В 1934—38 выпускались в основном короткометражные хроникальные и документальные фильмы. К концу 40-х гг. чилийские фильмы почти полностью были вытеснены кинопродукцией США. Создание КОРФО (объединение по содействию развитию кинопроизводства) и образование в 1942 государственной студии «Чиле-фильмс» не изменило ситуации. Среди немногих фильмов национального кинопроизводства: «Горькая правда» (1945, режиссёр К. Боркоске), «Человек, которого увели» (1946, режиссёр Делано), «Любовь, которая проходит» (1947, режиссёр Бор), «Проклятый шаг» (1949, режиссёр Ф. Маттер).

В 1951—61 было выпущено 13 полнометражных фильмов (5 из них поставлено иностранными режиссёрами). В эти годы работали чилийские режиссёры Э. де Миуоро, Делано, Бор, М. Франк. В начале 60-х гг. заметной была деятельность Экспериментального киноцентра, созданного при университете в Сантьяго в 1957. Документальный фильм «Флаги народа» режиссёра С. Браво (1964) был запрещён цензурой по политическим соображениям. В конце 1960-х гг. произошло объединение всех прогрессивных сил страны. Возникновение «нового кино» в Чили связано с деятельностью режиссёров Н. Крамаренко («Возвращение к молчанию», 1966), А. Ковасевича («Умереть — немного», 1967), Э. Сото («Жили-были мальчик, партизан и конь», 1967), П. Каулена («Долгое путешествие», 1967), Р. Руиса («Три грустных тигра», 1968), М. Литтина («Шакал из Науэльторо», 1969) и А. Франсия («Вальпараисо, любовь моя», 1969).

Чилийская буржуазия в 1970 контролировала 90% кинотеатров, кинокомпании США полностью заполнили прокат. Фильмы национального производства с трудом находили путь на экран, так как по законодательству владельцы кинотеатров имели право их не показывать.

Сразу же после победы на выборах блока левых сил Народного единства была национализирована в 1970 киностудия «Чиле-фильмс», которая обратилась ко всем кинематографистам с призывом централизовать производство. Контроль осуществляла «Чиле-фильмс», прокатом ведала «Континенталь-фильмс». Национализация кинотеатров проходила в течение 1972—73. Новая тенденция, возникшая в чилийской кинематографии, заключалась в воссоздании и переосмыслении важных событий истории страны с позиций современности. Этой теме были посвящен фильм «Конец игры» (режиссёр Л. Корнехо), «Операция “Альфа”» (режиссёр Э. Ортега), «Одной молитвы мало» (режиссёр А. Франсия), «Земля обетованная» и документальный фильм «Товарищ президент» (оба режиссёра Литтина). Были созданы документальные ленты, в которых рассказывалось о социально-экономических мероприятиях правительства Народного единства («Первый год», режиссёр П. Гусман), узкоплёночные фильмы «Национальные новости» (группу возглавлял режиссёр Э. Лабарка). За три года было создано 12 полнометражных художественных картин, 4 полнометражные документальные ленты, около 150 короткометражных фильмов. Иностранные режиссёры сняли 9 полнометражных художественных фильмов (из них 5 фильмов с чилийскими кинематографистами). С конца 1972 стала функционировать сеть 16-мм проката. С помощью кинопередвижек 500 тысяч зрителей смогли увидеть фильмы социалистических стран, прогрессивное кино Латинской Америки.

Военно-фашистская хунта, захватившая власть 11 сентября 1973, уничтожила кинематографическое наследие страны. Сожжены киноархивы «Чиле-фильмс» и национального телевидения. Сотрудники подверглись арестам, преследованиям, пыткам, многие были брошены в тюрьмы, концлагеря. Убит президент «Чиле-фильмс» Э. Паредес, пропало без вести 110 кинематографистов. Специальным декретом был возобновлён выпуск «Новостей», которые выходят не чаще одного раза в месяц и прославляют руководителей фашистской хунты. Выпуск полнометражных фильмов не налажен. Киноблокада США, объявленная правительству Альенде, после фашистского переворота была сразу же прекращена. К концу 1975 чилийским прокатом почти полностью завладели американские компании.

После переворота прогрессивная чилийская кинематография существует за пределами страны. Её создают кинематографисты, которым удалось эмигрировать. Фильмы, начатые в Чили и законченные за рубежом: «Битва за Чили» (режиссёр Гусман), «История» (режиссёры С. и П. Кастилья), «Уголовная тюрьма» (режиссёр Р. Руис), «Кулаки против пушек» (режиссёры Г. Анселовичи, О. Любберт), «История наша, и её делают народы» (режиссёр А. Рамирес). Фильмы, сделанные в эмиграции: «Ночь над Чили» (1977, режиссёры С. Аларкон, А. Косарев), «Санта-Эсперанса» (1980) и «Падение Кондора» (1982) — оба режиссёра Аларкона, «Чилийская хроника» (1975, документальный, режиссёр Лабарка, премия Московского кинофестиваля) — все в СССР, «События на руднике Марусиа» (1975, режиссёр Литтин, в Мексике), «Милая родина» (1975, режиссёр Б. Гонсалес, в ГДР), «Я хотела бы иметь сына» (1973, в Швеции) и «Исчезнувшие узники» (1979, на Кубе) — оба режиссёра С. Кастилья, «В Сантьяго идёт дождь» (1975, режиссёр Э. Сото, во Франции и Болгарии), «Глаза как у моего папы» (1979, режиссёр П. Часкель, на Кубе), «Альсино и Кондор» (1982, режиссёр Литтин, в Никарагуа). Главная тема чилийских кинематографистов в эмиграции — разоблачение фашизма.

Чилийская синематека (директор П. Часкель, являющийся также генеральным секретарем Союза латиноамериканских синематек, создана в 1965) хранится на Кубе.

также: Указатель фильмов по странам. Чили

Литература:
Новикова Л. С., Из истории чилийского кино, в сборнике: Культура Чили, М., 1968;
[Выступление М. Литтина], в книге: Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов, М., 1981;
Ossa Coo C., Historia del cine chileno, Santiago de Chile, 1971;
Bolzoni F., El cine de Allende, Valencia, 1974.

И. С. Быкова.

«Ночь над Чили».

«Ночь над Чили».
Режиссёры С. Аларкон и А. Косарев
(снят в СССР).
1977.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Чилийская кинематография" в других словарях:

  • Чили — Республика Чили, гос во в Юж. Америке. Название на языке индейцев араваков, у которых чили холод, зима , что связано с их восприятием снежных вершин Анд. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Чили …   Географическая энциклопедия

  • Чили — (Chile) Государство Чили, история и география Чили Государство Чили, история и география Чили, политическое и экономическое устройство Содержание Содержание Природа Рельеф местности Анды Прибрежные плато Центральная, или Продольная, долина… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»