Югославская кинематография

Югославская кинематография
«Большой и маленький».

«Большой и маленький».
Режиссёр В. Погачич.
1956.

югосла́вская кинематогра́фия. В 1896 в Югославии состоялись публичные киносеансы братьев Люмьер. В 1905 фотограф М. Манаки снял этнографический короткометражный фильм «Прачка». В 1906 в Белграде был открыт стационарный кинотеатр. Первые хроникальные съёмки на территории Югославии были осуществлены операторами французских фирм «Пате» и «Гомон» и включены в киножурналы 1908—14. В 1909 в Белграде было основано Общество для съёмки сербских фильмов, положившее начало систематическому производству фильмов.

Первый игровой югославский фильм — «Кара-георгий» (1910) был поставлен актёром и режиссёром Национального театра в Белграде И. Станоевичем-Чичей и посвящён вождю сербского восстания против турок в 1804—13. В 1911 Станоевич-Чича снял историческую ленту «Ульрих Цельский и Владислав Хуньяди». Среди пионеров Югославской кинематографии — операторы-хроникёры К. Гросман, И. Караман. Особое развитие деятельность югославских кинорепортёров получила во время Балканских войн 1912—13 и 1-й мировой войны. Среди этих репортажей — уникальный сюжет А. Валича «Сараевское покушение на Франца-Фердинанда» (1914). В 1916 в Загребе выходил журнал «Кино», посвящённый проблемам кинематографа. В 1917 там же была основана фирма «Кроация», осуществившая постановку комедии «Брцко в Загребе» (1917, режиссёр А. Грунд) и исторической драмы «Матия Губец» (1919, режиссёр А. Бинички). Однако полулюбительские фильмы «Кроации» и сменившего её акционерного общества «Югославия» не выдерживали конкуренции иностранных лент. Из фильмов немого периода выделяются «Грешница без греха» (1928, режиссёр К. Новакович) и «Триглавские стремнины» (1932, режиссёр Ф. Делан). В 1931 была сделана попытка создать общеюгославского объединение продюсеров, но Югославская кинематография, не имевшая достаточной технической базы и финансовых средств, не могла конкурировать с немецкой и американской кинопродукцией.

Новый этап в развитии Югославской кинематографии начался в годы Народно-освободительной войны 1941—45. С 1942 кинохроникёры снимали военные операции, деятельность подпольщиков, картины партизанского быта, становление органов власти на освобождённых территориях. В октябре 1943 решением Верховного штаба Народно-освободительной армии была учреждена партизанская киногруппа, преобразованная затем в Киносекцию при Верховном штабе, а потом в Государственное кинопредприятие по производству и прокату фильмов. В декабре 1944 из сюжетов, снятых С. Мишковичем, А. Глишичем, Н. Васильевичем, М. Иваниковым, был смонтирован киножурнал «Наша хроника № 1». В 1945 вышли документальные фильмы «Народ отвечает королю» и «Белград» (оба режиссёра Н. Поповича), «Шаги свободы» (режиссёр Р. Новакович), «Ясеновац» (режиссёр Г. Гаврин), а также первый мультфильм «Выборы» (режиссёр К. Хлаваты). В 1945—49, после преобразования Государственного кинопредприятия в Комитет кинематографии при правительстве ФНРЮ, были созданы киностудии в республиках — «Звезда» и «Авала» в Сербии, «Ядран» в Хорватии, «Триглав» в Словении, «Босна» в Боснии и Герцеговине, «Вардар» в Македонии, «Ловчев» в Черногории. С 1946 стала регулярно выходить кинохроника. В том же году был создан советско-югославский фильм «В горах Югославии» (режиссёр А. М. Роом). В 1947 в Белграде открылась киношкола, затем слившаяся с театральной академией. Первый художественный фильм новой Югославии «Славица» (1947, сценарист и режиссёр В. Африч) положил начало «партизанском у жанру», ставшему на долгие годы специфическим феноменом национальной кинематографии. Народно-освободительной войне посвящено большинство фильмов конца 40-х — начала 50-х гг.: «Будет жить этот народ» (1947, режиссёр Попович), «На своей земле» (режиссёр Ф. Штиглиц) и «Бессмертная молодость» (режиссёр В. Нанович) — оба 1948. Эти фильмы, проникнутые искренним стремлением показать на экране наиболее славные страницы Сопротивления, страдали, однако, иллюстративностью и схематизмом. В поисках выхода из этой ситуации часть режиссёров переносила центр тяжести с событийной драматургии на чисто кинематографические средства выразительности («Красный цветок», 1950, режиссёр Гаврин, и др.). С другой стороны, возник интерес к углублению этой драматургии, её психологизации, к нравственным проблемам войны и оккупации: «Солнце далеко» (по Д. Чосичу, 1953, режиссёр Новакович), «Их было двое» (1954, режиссёр Ж. Скригин), «Решающие минуты» (1955, режиссёр Ф. Чап). Наиболее значительные мастера этого периода — Штиглиц, Б. Бауэр, С. Янкович, В. Погачич, Ф. Ханжекович.

В 1950 был основан Союз киноработников Югославии. В 1954 состоялся первый национальный фестиваль в г. Пула, сыгравший значительную роль в дальнейшем становлении национального кино. В 50-е гг. расширился жанровый диапазон Югославской кинематографии. В «партизанском жанре» не без влияния американских образцов, широко представленных в это время на национальном экране, появились приключенческие фильмы на военную тему («Эшелон доктора М.», 1954, режиссёр Ж. Митрович, и др.). Получила дальнейшее развитие психологическая военная драма — фильмы «Большой и маленький» (режиссёр Погачич), «Не оглядывайся, сынок» (режиссёр Бауэр), «Долина мира» (режиссёр Штиглиц) — все 1956, герои которых в драматических ситуациях военного времени решали сложные проблемы человеческого существования.

Углубление реализма и психологическое мастерство, отшлифованное в «партизанском жанре», распространились во второй половине 50-х гг. и на фильмы современной тематики. Были поставлены значительные фильмы в жанре психологической драмы — «В субботу вечером» (1957, режиссёр Погачич), в жанре социального репортажа — «Н-8» (1958, режиссёр Н. Танхофер), «Поезд вне расписания» (1959) и «Бурлящий город» (1961) — оба В. Булайича. Однако современная тема в этот период ещё не нашла достойного места в кинопроизводстве. Одной из попыток преодоления тематического однообразия югославской кинематографии было обращение к отечественной литературе. Среди лучших экранизаций — «Баконя фра Брне» (по С. Матавулю, 1951) и «Своего тела господин» (по С. Колару, 1957) — оба режиссёра Ханжековича, «Незаконнорождённые» (по П. Воранецу, 1963, режиссёр И. Претнар). Появились первые удачные комедии: сатирическая лента о крахе королевской Югославии «Проклятые деньги» (1956, режиссёр В. Стоянович, в советском прокате «Фальшивый кумир»), первый цветной фильм «Поп Чира и поп Спира» (1957, режиссёр С. Йованович), военные фарсы «Кот под шлемом» (1962, режиссёр Скригин, в советском прокате «Любимчик командира»), «Не плачь, Петр» (1964, режиссёр Штиглиц).

Децентрализация кинопроизводства, начатая в 50-е гг., сопровождалась увеличением числа производимых фильмов, способствовала их жанровому и тематическому разнообразию, помогала конкурентоспособности на внутреннем рынке, заполненном в этот период американскими, французскими, итальянскими и западногерманскими коммерческими лентами. Однако это касалось главным образом продукции развлекательной — комедий, детективов, триллеров. Определяющее место в производстве продолжала занимать военная тема. Фильмы «Один» (1959) и «Человек с фотографии» (1963) — оба режиссёра Погачича, «Девятый круг» (1960) и «Баллада о трубе и облаке» (1961) — оба режиссёра Штиглица, «Азбука страха» (1961, режиссёр Ф. Хаджич) исследовали проблемы подвига, самопожертвования, героизма с точки зрения индивидуальной, личностной психологии. На противоположном полюсе «партизанского жанра», как бы дополняя глубину психологической драмы размахом массовых сцен, появилась первая эпическая фреска «Козара» (1962, режиссёр Булайич), посвящённая подвигу народа в войне.

Стилистическому и жанровому многообразию Югославской кинематографии 60-х гг. способствовал приход в кинематограф (особенно после Сараевского конгресса Союза киноработников Югославии в 1962) деятелей документального и любительского кино, критиков, искусствоведов — Б. Хладника, А. Петровича, Ж. Павловича, В. Мимицы, Д. Кадиевича, 3. Берковича, К. Папича, П. Джорджевича, В. Слиепчевича, М. Клопчича, выступивших против коммерциализации Югославской кинематографии, против узкого традиционализма и непрофессионализма. Большинство из них находилось под влиянием теории и практики французской «новой волны» (многие проходили в Париже стажировку). Однако слабость некоторых их фильмов была связана с тем, что зачастую они механически переносили принципы и приёмы «новой волны» в отечественную кинематографию. Обновлению образного языка Югославской кинематографии во многом способствовали молодые операторы Т. Пинтер и А. Петкович, а также актёры М. Ступица, Р. Маркович, Д. Фелба, Я. Врховец, О. Маркович, М. Алексич, Л. Тадич, Б. Живоинович, Л. Самарджич, Б. Фехмию, М. Дравич, Д. Жегарац, Ш. Розин.

С начала 60-х гг. это новое поколение режиссёров всё чаще обращалось к современной теме, и именно их фильмы определяли облик югославского экрана; среди значительных работ: «Танец под дождём» (1961) и «Замок на песке» (1963) — оба режиссёра Хладника, «Двое» (1961) и «Дни» (1963) — оба режиссёра Петровича, «Прометей с острова Вишевице» (1965) и «Понедельник или вторник» (1966) — оба режиссёра Мимицы, «Рондо» (1966, режиссёр Беркович), «Подопечный» (1966, режиссёр Слиепчевич, в советском прокате «Карьера авантюриста»), «Когда я буду мёртвым и белым» (1968, режиссёр Павлович). Но многие из этих фильмов, анализируя актуальные проблемы общественной, идеологической и экономической жизни страны, рассматривали современность с пессимистических позиций. Подобные веяния проявились также, хотя и в значительно меньшей степени, в военных фильмах — поэтической трилогии Джорджевича, посвящённой Сопротивлению, «Девушка» (1965), «Мечта» (1966), «Утро» (1967, в советском прокате «Приговор приведён в исполнение»), в фильме Петровича «Три» (1965, в советском прокате «Папоротник и огонь»), Кадиевича — «Праздник» и «Поход» (1967). В этот период вышли фильмы, открывшие неизвестный ранее отечественному экрану тематический пласт деревенской жизни: «Скупщики перьев» (1967, режиссёр Петрович), «Солнце чужого неба» (1968, режиссёр М. Косовац), «Моя сторона света» (режиссёр В. Филипович), «Пересечённая местность» (режиссёр Джорджевич) и «По ходу солнца» (режиссёр Ф. Шкубоня) — все 1969. Явлением в военной теме стало эпическое полотно «Битва на Неретве» (1969, режиссёр Булайич), продолжающее и развивающее традиции, начатые фильмом «Козара».

Однако в конце 60-х — начале 70-х гг. всё больше стало появляться фильмов критиканских, а то и просто антисоциалистических. В 1972—73 эти тенденции и явления, получившие наименование «чёрная волна» или «чёрный» фильм, подверглись острой общественной критике. Был принят ряд мер по укреплению идеологического руководства кинопроизводством и кинопрокатом. Существенное значение имел Загребский конгресс республиканских союзов киноработников (1974), принявший решение о разработке идейно-политической программы действий. Наиболее отчётливо перемены в Югославской кинематографии проявились в «партизанском жанре». Получила дальнейшее развитие эпическая форма фильма — картины «Сутьеска» (1973, режиссёр С. Делич, в советском прокате «Пятое наступление»), «Ужицкая республика» (режиссёр Митрович) и «Партизаны» (режиссёр Янкович) — оба 1974, «Вершины Зелёной горы» (1975, режиссёр З. Велимирович). Однако масштабные полотна о войне требовали слишком больших средств, и вскоре производство вновь обратилось к фильмам скромным, камерным, как бы повторяя на новом, качественно более высоком художественном уровне жанры 50-х гг.: партизанскую комедию — «Гранатомётчики» (1973, режиссёр П. Голубович, в советском прокате «Отважные»); фильмы о детях на войне — «Шалаш в Малом Рите» (1974) и «Зимовка в Якобсфельде» (1975) — оба режиссёра Бауэра; психологическую драму — «Между страхом и долгом» (1976, режиссёр В. Дулетич) и «Операция “Стадион”» (1977, режиссёр Д. Вукотич, в советском прокате «Трагедия на стадионе»). Постепенно возвращается на экран и современная тема, сначала в «региональной драме», дополняющей деревенские фильмы 60-х гг. критикой пережитков прошлого в районах, отдалённых от центра, а затем в картинах, исследовавших нравственные и психологические последствия экономических реформ, индустриализации, научно-технической революции: «Лёт мёртвой птицы» (1974, режиссёр Павлович), «Павле Павлович» (1975, режиссёр Джорджевич), «Дом» (1975) и «Не высовывайся!» (1977) — оба режиссёра Б. Жижича, «Безумные дни» (1977, режиссёр Н. Бабич).

В это же время дебютирует новое поколение югославских кинематографистов, пришедших в кино главным образом из телевидения (Р. Грлич, С. Каранович, Д. Караклаич, Г. Маркович, Г. Паскалевич, З. Чалич, Л. Зафранович и др.) и объединённых единством взглядов на жизнь и искусство. В их произведениях сочетались элементы лирической комедии, социологического исследования и прямого телерепортажа. Наиболее значительные их работы — «Сторож пляжа в зимний сезон» (1975), «Пёс, который любил поезда» (1977), «Специальное лечение» (1980) — все режиссёра Паскалевича, «Будь что будет» (1974) и «Браво, маэстро!» (1978) — оба режиссёра Грлича, «Любовная жизнь Будимира Трайковича» (1977, режиссёр Караклаич), «Специальное воспитание» (1977) и «Вариола Вера» (1982) — оба режиссёра Марковича, «Безумные годы» (режиссёр Чалич) и «26 фотографий из времён оккупации» (режиссёр Зафранович) — оба 1978, «Трофей» (1979, режиссёр К. Вичек), «Венец Петрии» (1980, режиссёр Каранович), «Кто там поёт?» (1980) и «Марафонцы проходят почётный круг» (1982) — оба режиссёра С. Шияна, «Помнишь ли Долли Белл?» (1981, режиссёр Э. Кустурица), «Идём дальше» (1982, режиссёр З. Шотра). По-прежнему важное место занимает Народно-освободительная война: «Поезд из Кралево» А. Джорджевича, «Тринадцатое июля» М. Шарановича (оба 1982). Из новых тематических направлений заслуживает внимания цикл фильмов, действие которых происходит в первые послевоенные месяцы, в дни начинающегося общественного переустройства страны на социалистических началах. Наиболее значительные фильмы этого направления — «Боевые друзья» (1979, режиссёр М. Милошевич), «Любишь только однажды» (1981, режиссёр Грлич).

Ведущие актёры 70—80-х гг.: П. Манойлович, Д. Николич, Р. Полич, М. Каранович, М. Штрлич, Р. Шербеджия, А. Берчек, Д. Жегарац, И. Видович, И. Менсур, Н. Арнерич.

Особое место в Югославской кинематографии занимают документальные ленты. Здесь начинали многие из ведущих мастеров национального кинематографа — Джорджевич, Петрович, Клопчич, Папич, X. Крвавац, Бабич. Часть из них продолжает работать в документальном кино и сегодня. Среди других мастеров, фильмы которых также получили международное признание, — Р. Сремец, К. Шканата, М. Штрбац, Ж. Ристич, Н. Майдак, А. Илич, И. Погачник, В. Гилич, М. Любич, Т. Попов, С. Попов, П. Любоев.

Мировую известность завоевала так называемая загребская школа мультипликации, возникшая в начале 50-х гг. на базе сатирического журнала «Kerempuh». В 1956 была организована студия «Загреб-филм». Среди лучших работ студии — фильмы Вукотича, Мимицы, Б. Довниковича-Бордо, Н. Драгича, Б. Колара, А. Заниновича, П. Шталтера, А. Маркса и В. Ютриши. Загребская школа провозгласила решительный отказ от коммерческого, развлекательного анимализма диснеевской школы, от канонов литературной мультипликации. Наибольших успехов она добилась в начале 60-х гг., когда фильм Вукотича «Суррогат» был отмечен премией «Оскар». К концу 60-х гг. ведущие мастера «загребской школы» Вукотич и Мимица всё чаще обращаются к игровому кино. Основную продукцию студии составляют многосерийные коммерческие мультфильмы, снятые совместно с зарубежными фирмами. Однако опыт «загребской школы» становится как бы фундаментом общеюгославской мультипликации. Возникают мультстудии и в других республиках; среди них студия «Вардар-филм», объединившая группу талантливых македонских художников: П. Глигоровского, Д. Марковича, Б. Пейчинова.

Среди многочисленных национальных и международных кинофестивалей, проходящих в СФРЮ, — национальный фестиваль художественных фильмов в Пуле, национальный фестиваль короткометражных и документальных фильмов в Белграде, национальный смотр актёрских достижений в Нише, а также «Фест» — смотр лучших фильмов мира в Белграде, международный кинофестиваль спортивных фильмов в г. Крань и международный кинофестиваль антифашистских фильмов в Сопоте.

В СФРЮ 12 киностудий, выпускающих игровые полнометражные фильмы, и 20 киностудий — короткометражные фильмы. С 1949 в Белграде функционирует Югославская кинотека (филиалы в Загребе, Любляне, Сараеве и Скопье). Вопросам киноискусства посвящены журналы «Filmska kultura» (с 1965), «Filmograf» (с 1946), «Sineast», «Ekran» (с 1962), «Екран» (с 1970). В Белграде выходит теоретическое издание Института кино «Filmske sveske» (с 1969). Кадры для кинематографа готовят академии кино, театра, радио и телевидения в Белграде, Загребе и Любляне. Ведущие критики и киноведы: П. Волк, М. Ранкович, С. Остоич, П. Голубович, М. Грчар, М. Боглич, С. Новакович, А. Штака, Н. Стоянович, Д. Стоянович, Р. Мунитич.

также: Указатель фильмов по странам. Югославия

Литература:
Анохин И. Г., Киноискусство Югославии, М., 1966;
Двадцать лет югославского фильма, Белград, 1965;
Кино Югославии, М., 1978;
Brenk F., Aperçu de 1’histoire du cinéma yougoslave, Ljubljana, 1961;
Pavlović Ž., Davoli film, Bepgrad, 1969;
Ranković М., Društvena kritika u savremenom jugoslovenskom igranom filmu, Beograd, 1970;
Volk P., Estetika moderne animacje, Beograd, 1970;
его же, Svedočenje, sv. 1—2, Beograd, 1973—75;
Petrović A., Novi film. 1950—1965, Beograd, 1971;
Ljubojev P., Izazov neponoyejivog filmu, Beograd, 1973;
Filmografija jugoslovenskog filma, 1966—1970; Beograd, 1974;
Munitić R., Živjet će ovaj narod, Zagreb, 1974;
его же, О dokumentarnom filmu, Beograd, 1975;
его же, Teslatke filmske laže, Beograd, 1977;
Kosanović D., Uvod u proučavanje istorije jugoslovenskog filma, Beograd, 1976;
War revolution movies, Zagreb, 1979;
Film, kritika, publicistika, Beograd, 1979;
Boglić M., Mit i antimit. Povijesno kritičke bilješke о jugoslovenskom filmu, Zagreb, 1980;
Filmografija jugoslovenskog igranog filma. 1945—1980, Beograd, 1981.

М. М. Черненко.

«Поп Чира и поп Спира».

«Поп Чира и поп Спира».
Режиссёр С. Йованович.
1957.

«Своего тела господин».

«Своего тела господин».
Режиссёр Ф. Ханжекович.
1957.

«Козара».

«Козара».
Режиссёр В. Булайич.
1962.

«Прометей с острова Вишевице».

«Прометей с острова Вишевице».
Режиссёр В. Мимица.
1965.

«Не плачь, Пётр».

«Не плачь, Пётр».
Режиссёр Ф. Штиглиц.
1964.

«Лицом к лицу».

«Лицом к лицу».
Режиссёр Б. Бауэр.
1964.

«Девушка».

«Девушка».
Режиссёр П. Джорджевич.
(Актриса М. Дравич.)
1965.

«Три».

«Три».
Режиссёр А. Петрович.
1965.

«Подопечный».

«Подопечный».
Режиссёр В. Слиепчевич.
1966.

«Рондо».

«Рондо».
Режиссёр З. Беркович.
1966.

«Сутьеска».

«Сутьеска».
Режиссёр С. Делич.
1973.

«Ужицкая республика».

«Ужицкая республика».
Режиссёр Ж. Митрович.
1974.

«Сторож пляжа в зимний сезон».

«Сторож пляжа в зимний сезон».
Режиссёр Г. Паскалевич.
1975.

«Дом».

«Дом».
Режиссёр Б. Жижич.
1975.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Югославская кинематография" в других словарях:

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 …   Википедия

  • Югославия — (Jugoslavija, Jyгославиja)         Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).          I. Общие сведения          Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1952) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства …   Википедия

  • ЮГОСЛАВИЯ — (Jugoslavija, Jугославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), гос во в Юго Вост. Европе, гл. обр. на Балканском п ове. Граничит с Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Грецией, Албанией. Площ. 255 804 км2. Нас …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»