ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович это:

ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович

Ютке́вич Сергей Иосифович (28.12.1904—23.4.1985), советский режиссёр, художник, теоретик кино. Народный артист СССР (1962). Герой Социалистического Труда (1974). Доктор искусствоведения (1941). Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961). Член КПСС с 1939. В 1921—23 учился в ГВЫРМе (руководитель Вс. Э. Мейерхольд) и Вхутемасе. Работал художником театральной мастерской Н. М. Фореггера («Мастфор»), где с С. М. Эйзенштейном оформил ряд спектаклей. Затем был режиссёром и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза». В 1922 с Г. М. Козинцевым, Л. 3. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», который стал теоретической платформой Фабрики эксцентричного актёра (ФЭКС). В кино с 1924. Первая картина Юткевича «Даёшь радио!» (сценаристы и режиссёры Юткевич и С. Грюнберг) — эксцентричная комедия из жизни московских беспризорников. В 1928 поставил фильмы «Кружева» (о комсомольцах кружевной фабрики), в 1929 — фильм «Чёрный парус» о борьбе рыбацкого кооператива с частниками. В историко-революционных фильмах «Златые горы» (1931) Юткевич обратился к кинематографу характеров. На фоне истории завода «Красный путиловец» фильм показывал превращение крестьянина Петра (актёр Б. Д. Пославский) в революционного рабочего. В этой картине, начатой в немом, а законченной в звуковом варианте (композитор Д. Д. Шостакович), режиссёр впервые применил на практике принцип контрапункта звука и изображения. В 1932 Юткевич сФ. М. Эрмлером сделал фильм «Встречный». Новый для кинематографа материал (будни заводской жизни), конфликты, рождённые эпохой пятилеток, были поддержаны опытом бытовой драматургии. Подробно зафиксированный быт, а главное сложные и противоречивые характеры (старый рабочий Бабченко, секретарь парткома Василий) обозначили новый этап советского кино, знаменующий преодоление разрыва между фильмами новаторскими и «репертуарными». В 1934 Юткевич снял документальный фильм «Анкара — сердце Турции», в котором пытался организовать документальный материал своеобразным сюжетом. (Этот принцип, освоенный современным кинематографом, был разработан затем Юткевичем в документальном фильме «Освобождённая Франция», 1944.) В 1937 режиссёр поставил фильм «Шахтёры». В фильме «Яков Свердлов» (1940, Государственная премия СССР, 1941) Юткевич формулировал новый принцип создания исторического характера. В годы Великой Отечественной войны снял «Боевой киносборник № 7» (1941), героем которого стал Швейк, и фильм «Новые похождения Швейка» (1943).

Ведущая тема, к которой Юткевич обращается на протяжении всего пути, — создание образа В. И. Ленина. Впервые Юткевич обратился к этой теме в фильме «Человек с ружьём» (1938, Государственная премия СССР, 1941). Роль Ленина, исполненная М. М. Штраухом, сочетала реальные черты с легендарной обобщённой характеристикой. Следующий фильм Ленинианы «Рассказы о Ленине» (1958) состоял из двух новелл: «Подвиг солдата Мухина» и «Последняя осень», в которой Ленин показан не только как вождь, но и как человек; в то же время фильм знаменовал раскрепощение эстетики, его «фотогения» передавала единство героя и природы. В фильме «Ленин в Польше» (1966, премия Всесоюзного кинофестиваля, премия международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1967, с ПНР) Юткевич раскрыл глубину философских предвидений Ленина в момент начала 1-й мировой войны оригинальным приёмом внутреннего монолога. В содружестве со сценаристом Е. И. Габриловичем и артистом Штраухом он создал сложный и волнующий образ вождя, мыслителя и человека. В фильме «Ленин в Париже» (1981, Государственная премия СССР, 1983), рассказывающем о школе в Лонжюмо, Юткевич продолжил поиски, смело сталкивая прошлое с современностью, сюжет с политическим диспутом. В 1982 режиссёр получил специальную премию Всесоюзного кинофестиваля за воплощение ленинской темы.

В 50-е гг. Юткевич поставил ряд фильмов, показавших широту его творческих интересов, — цветные историко-биографические фильмы «Пржевальский» (1952) и «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия международного кинофестиваля в Канне), экранизировал трагедию У. Шекспира «Отелло» (1956, премия международного кинофестиваля в Канне).

В эти же годы Юткевич осуществил постановки ряда спектаклей в московском и ленинградском театрах, был художником и режиссёром пьес В. В. Маяковского в Московском театре сатиры: «Баня» (1953, с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, с Плучеком). К творчеству Маяковского Юткевич обратился и в кино. Как режиссёр и сценарист (с А. Г. Карановичем) в 1962 поставил мультипликационный фильм «Баня», последовательно применяя разработанный им метод киноколлажа, в котором были органично соединены актёры, документальные кадры, куклы и рисованная мультипликация. В фильме «Маяковский смеётся» (1976) режиссёр продолжил эксперимент, усложнив структуру введением в фильм рассказчика. В 1970 поставил фильмы «Сюжет для небольшого рассказа» (с Францией), который охватывал период жизни А. П. Чехова, связанный с созданием «Чайки». Восстановил фильм Эйзенштейна «Бежин луг» (с Н. И. Клейманом, 1967) и фильм «Барышня и хулиган» (с участием Маяковского) для телевидения (1968). В 1960—65 руководил Студенческим театром МГУ. В 1982 поставил в Московском музыкальном камерном театре «Балаганчик» и «Незнакомку» А. А. Блока. С 1929 занимался педагогической деятельностью во ВГИКе (с 1940 профессор). Главный редактор энциклопедического «Кинословаря» (т. 1—2, 1966—70) и настоящего издания. Автор ряда книг и статей, посвященных современным проблемам театра и кино. Многие работы Юткевича переведены на иностранные языки. В 1982 на международном кинофестивале в Венеции получил Юбилейную премию за вклад в киноискусство.

Другие фильмы:
«Как будет голосовать избиратель» (1937), «Здравствуй, Москва» (1946), «Молодость нашей страны» (1946, премия международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1947, документальный), «О самом человечном» (1967, документальный).

Сочинения:
[Как я стал режиссером], в сборнике: Как я стал режиссером, М., 1946;
Человек на экране, М., 1947;
В театрах и кино свободного Китая, М., 1953;
Искусство народной Албании, М., 1958;
Контрапункт режиссера, М., 1960;
О киноискусстве, М., 1962;
Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя, в сборнике: Встречи с Мейерхольдом, М., 1967;
Разгадка поэзией, [М., 1968];
Франция — кадр за кадром, М., 1970;
Шекспир и кино, М., 1973;
Кино — это правда. 24 кадра в секунду, М., 1974;
Модели политического кино, М., 1978.

Литература:
Михайлов А., Игровая фильма, в книге: Ежегодник литературы и искусства, М., 1929;
Фреилих С., Эстетические взгляды кинорежиссера, в его сборнике: О киноискусстве, М., 1962;
Любашевский Л. [Д. Дэль], Рассказы о театре и кино, [Л.—М., 1964];
Молдавский Д., С Маяковским в театре и кино. Книга о С. Юткевиче, М., 1975;
Долинский М., Связь времен, М., 1976;
Twórczość Sergiusza Jutkiewicza, Warsz., 1957;
Herlinghaus H., Sergei Jutkewitsch, Weg und Werk, в книге: Jutkewitsch S., Kontrapunkt der Regie, В., 1965;
Delahaye M., Découvrir Serge Youtkevitch, «Education et cinéma», 1959, № 18;
Turowskaja M., Chanjutin J., Sergei Jutkewitsch, В., 1968;
Schnitzer L., Youtkevitch ou la permanence de 1’avant-garde, P., [1976].

Ю. М. Ханютин, М. И. Туровская.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович" в других словарях:

  • Юткевич, Сергей Иосифович — Сергей Юткевич Имя при рождении: Сергей Иосифович Юткевич Дата рождения: 15 (28) декабря 1904(1904 12 28) …   Википедия

  • Юткевич Сергей Иосифович — Сергей Юткевич Имя при рождении: Сергей Иосифович Юткевич Дата рождения: 28 декабря 1904 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович — (28.12.1904, Петербург 23.04.1985, Москва), режиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974), Лауреат Сталинской премии (1941, 1946), Государственной премии СССР (1967, 1983), Государственной …   Энциклопедия кино

  • ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович — (1904 85) российский режиссер и теоретик кино, художник, народный артист СССР (1962), доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда (1974). Фильмы: Человек с ружьем (1938), Рассказы о Ленине (1958), Ленин в Польше (1966), Ленин в Париже… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Юткевич Сергей Иосифович — [р. 15(28). 12.1904, Петербург], советский режиссёр, теоретик киноискусства, народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974), доктор искусствоведения (1941). Член КПСС с 1939. В 1921‒23 учился в Государственных высших… …   Большая советская энциклопедия

  • Юткевич Сергей Иосифович — (1904 1985), режиссёр и теоретик кино, театральный художник, народный артист СССР (1962), доктор искусствоведения (1941), Герой Социалистического Труда (1974). В 1921 23 художник, заведующий художественной частью и режиссёр московского театра… …   Энциклопедический словарь

  • Юткевич Сергей Иосифович — (1904, Петербург  1985, Москва), режиссёр, художник, теоретик кино, народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974), доктор искусствоведения (1941). В 1921 23 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под… …   Москва (энциклопедия)

  • Юткевич, Сергей Иосифович — Род. 1904, ум. 1985. Режиссер театра и кино, художник постановщик, теоретик искусства. Учился на театрально художественном факультете ВХУТЕМАСа (1921 23) и в Государственных Высших режиссерских мастерских у В. Э. Мейерхольда. Был режиссером и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сергей Иосифович Юткевич — Сергей Юткевич Имя при рождении: Сергей Иосифович Юткевич Дата рождения: 28 декабря 1904 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • Юткевич, Сергей — Сергей Юткевич Имя при рождении: Сергей Иосифович Юткевич Дата рождения: 28 декабря 1904 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»