- грим
грим в кино (франц. grim, буквально забавный старикан, от староитал. grimo морщинистый), искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, париков, причёски и др. в соответствии с образными задачами исполняемой роли. Грим помогает созданию индивидуальной и социальной характеристики образа. Поиски грима сложный процесс, связанный с замыслом сценариста, режиссёра, актёра, художника, с работой оператора. Он должен органически сочетаться с особенностями костюма, декорации, освещения, а также соответствовать условиям киносъёмки, цвето- и светочувствительности плёнки и др. Когда требуется значительно изменить лицо актёра, применяется пластический грим (наклейка и губчатая резина). Такой грим гибкий, эластичный, почти не связывает движения лицевых мускулов, при мимических движениях на его поверхности образуются естественные складки. Особенно часто к нему прибегают для осуществления портретных и характерных гримов Пластичные резиновые наклейки были впервые применены в 1930. Развитие цветного кино, новых видов кинооптики, совершенствование цветной плёнки и качества экранного изображения поставили новые задачи перед художниками-гримёрами. Они постоянно меняют технологию грима, учитывая новые изобразительные возможности экрана. Среди советских художников, внёсших вклад в развитие искусства грима: А. Д. Ермолов, В. Г. Яковлев, А. И. Анджан, В. В. Горюнов, В. П. Ульянов, Н. Т. Печенцов, Е. Ф. Ломова, В. Ф. Рудина, А. А. Патеновская, С. В. Калинин, М. С. Чикирёв, А. С. Смирнов, А. Иванов.
Литература:
Анджан А. И., Волчанецкий Ю. М., Грим в кино, 2 изд., М., 1957;
Яковлев В., Пластический грим, в сборнике: Мосфильм, в. 1, М., 1959.Г. А. Мясников.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.