Клер Рене

Клер Рене

Кле́р Рене (Clair), настоящая фамилия Шомет (Chomette) (11.11.1898—15.3.1981), французский режиссёр. Член Института Франции (1960). Участвовал в 1-й мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актёр в фильме-балете Л. Фуллер «Лилия жизни» (1920), снимался в фильмах Л. Фёйада и Я. А. Протазанова. Был ассистентом режиссёра Ж. Баронселли. Первая работа Клера — фантастическая комедия «Париж уснул» («Дьявольский луч», 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был автором сценария. Короткометражный фильм «Антракт» (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля «Представление отменяется» (сценарист Ф. Пикабия, композитор Э. Сати, балетмейстер Ж. Берлин). Фильмы «Призрак Мулен Ружа» и «Воображаемое путешествие» (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приёмами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению «Авангард»). Лучшая картина немого периода — «Соломенная шляпка» (по Э. Лабишу, 1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям.

С 30-х гг. в творчестве Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своём первом звуковом фильме «Под крышами Парижа» (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно — возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни «маленьких людей». Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат фильм «Миллион» (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и «14 июля» (1933). Центральным пластическим мотивом фильма «Свободу нам!» (1932) были аналогично решённые сцены в тюрьме и на фабрике; подневольному механическому труду на конвейере противопоставлены иронически стилизованные сцены «естественной жизни» на лоне природы. В фильме «Последний миллиардер» (1934, премия международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-иронической направленностью отличались и два фильма, поставленных Клером в Великобритании, — «Призрак едет на Запад» (1935) и «Ошеломляйте новостями» (1938). В 1940—46 Клер жил в США, где поставил несколько фильмов; из них наибольший интерес представляет комедия «Я женился на ведьме» (1942), в которой характерные для режиссёра фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приёмы, но его манера во многом утратила своё поэтическое очарование.

Во Франции Клер поставил фильм «Молчание — золото» (1947) — ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме «Красота дьявола» (1949, сценарист с А. Салакру) — современном варианте легенды о Фаусте — решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм «Ночные красавицы» (1952) в форме пародии на фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость» развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме «Большие манёвры» (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающую лёгкую любовную интрижку в серьёзное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актёрское дарование Ж. Филипа. Картина «Порт де Лила» (1957, в советском прокате «На окраине Парижа») продолжила тему поэтизации жизни «маленьких людей», вытесненных буржуазным обществом. В фильме «Всё золото мира» (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать всё, что попадает к ним в руки. Творчество Клера завершает «костюмная» комедия «Галантные празднества» (1965, в советском прокате «Праздники любви»). В 1971 вышла его пьеса «Странное творение небес», в 1976 — сборник рассказов «Игра случая».

Вклад Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической направленностью творчества. Юбилейная премия на международном кинофестивале в Москве (1979).

Другие фильмы:

«Добыча ветра» (1926), «Башня» и «Двое робких» (1928), «Нью-Орлеанский огонёк» (1941), «Это случилось завтра» (1943), «Из них не осталось никого» (1945), новелла «Свадьба» (в фильме «Француженка и любовь», 1960), новелла «Голубки» (в фильме «Четыре истины», 1962).

Сочинения:
В русском переводе — Сценарии и комментарии, М., 1969;
Кино вчера, кино сегодня, М., 1981.

Литература:
Брагинский А. В., Рене Клер, М., 1963;
Божович В. И., Рене Клер — классик французского кино, М., 1981;
Bourgeois J., René Clair, Genève, 1949;
Charensol G., Regent R., Un maître du cinéma, René Clair, P., 1952;
Mitry J., René Clair, P., 1960;
Amengual В., René Clair, P., 1963.

В. И. Божович.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Клер Рене" в других словарях:

  • Клер Рене — (Clair), настоящая фамилия Шомет (Chomette) (1898 1981), французский кинорежиссёр. От авангардных фарсово эксцентрических фильмов («Антракт», 1924) перешёл к созданию лирико иронических, порой сатирических комедий: «Соломенная шляпка» (1928),… …   Энциклопедический словарь

  • Клер, Рене — Рене Клер. КЛЕР (Clair) (настоящая фамилия Шомет) Рене (1898 1981), французский кинорежиссер. От авангардных фарсово эксцентрических фильмов ( Антракт , 1924, и др.) перешел к созданию лирико иронических, порой сатирических комедий: Под крышами… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Клер, Рене — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клер. Рене Клер René Clair …   Википедия

  • Клер Рене — Рене Клер René Clair Имя при рождении: René Lucien Chomette Дата рождения: 11 ноября 1898 …   Википедия

  • Клер Рене — Клер (Clair) Рене (настоящая фамилия ‒ Шомет, Chomette) (р. 11.11.1898, Париж), французский кинорежиссёр и кинодраматург. Член Французской академии (1960). Расцвет его творчества относится к 20‒30 м гг. Первый фильм ‒«Париж уснул» (1923), комедия …   Большая советская энциклопедия

  • КЛЕР Рене — КЛЕР (Clair) Рене (11 ноября 1898 15 марта 1981), французский режиссер. Настоящая фамилия Шомет. Сын торговца мылом, с раннего детства увлекался театром, писал стихи. После войны выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Л. Фейада и Я …   Энциклопедия кино

  • КЛЕР Рене — (Clair, Rene) (1898 1981), французский кинорежиссер, сценарист. Клер (наст. имя Рене Шомет, Chomette) родился 11 ноября 1898 в Париже. В 1921 статистом дебютировал в кино. Сыграв в нескольких картинах, в 1922 был принят на должность ассистента… …   Энциклопедия Кольера

  • Клер Рене — (наст. фам. Шомет; 1898–1981) – франц. кинорежиссер, сценарист. Пост. ф.: «Под крышами Парижа» (1930), «Последний миллиардер» (1934), «Большие маневры» (1955), «Порт де Лила» (1957; в отеч. прокате «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1961) и …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Клер — (фр. Clerc)  французское и швейцарское имя и фамилия. Имя Клер Дени (род. 1948)  французский кинорежиссёр и сценарист. Клер Лакомб (1765 ?)  актриса, революционная активистка, деятельница Великой французской революции,… …   Википедия

  • Рене Клер — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Клер. В Википедии есть статьи о других людях с именем Рене. Рене Клер René Clair …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»