- Рей Сатьяджит
Рей Сатьяджит, Рай (р. 2.5.1921), индийский режиссёр, сценарист, композитор. В 1940 окончил Президентский колледж в Калькутте. Учился в Калькуттском университете. В 194052 совершенствовался у художника Н. Бошу в университете Вишва-Бхарати. В 1947 с Ч. Д. Гуптой основал в Калькутте первое в Индии кинообщество. В 1950 ассистент режиссёра Ж. Ренуара в фильме «Река» (1951). В 1955 снял фильм «Песнь дороги» (по первой книге дилогии Б. Бондопаддхая, премия международного кинофестиваля в Канне, 1956). По второй книге поставил фильмы «Непокорённый» (1956) и «Мир Апу» (1959), в которых анализировал процесс отмирания устоев патриархального прошлого в бенгальской деревне первой половины XX в. (снимал непрофессиональных актёров, использовал натурные съёмки, вводил плавный, слегка замедленный повествовательный ритм, близкое по стилю музыкальное сопровождение). После постановки комедии на фантастический сюжет «Философский камень» (по сатирическому памфлету Р. Бошу «Порошурам», 1957), киноэлегии «Музыкальный салон» (по Т. Бондопаддхаю, 1958) о становлении в колониальной Индии капиталистических отношений и кинотрагедии «Богиня» (по П. К. Мукерджи, 1960), исследующей корни религиозного фанатизма, Рей приступил к экранизации произведений Р. Тагора, рассказы которого «Почтмейстер», «Монихара» и «Решение» стали основой фильма «Три дочери» (1961, три новеллы). По его повести «Разорённое гнездо» режиссёр поставил лирический фильм «Чарулота» (1964, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1965), который считает своей лучшей картиной. В 1961, к 100-летию со дня рождения Тагора, Рей поставил о нём биографический фильм. Многие фильмы Рея посвящены проблемам современной Индии: крушению традиционных моральных ценностей («Канченджанга», сценарий Рея), разоблачению дельцов чёрного рынка («Поездка») оба 1962, дискриминации женщины в семье и обществе («Большой город», 1963, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1964), нравственной ответственности человека за своё поведение и разоблачению религиозного шарлатанства («Трус и святоша», 1965), судьбе бывшей «кинозвезды» («Актёр», 1966, сценарий Рея), контролю над увлечениями и эмоциями («Дни и ночи в лесу», 1970). Современной молодёжи посвящена трилогия: о бунтарстве молодёжи против несовершенства общественной системы («Противник», 1970), против несовместимости общечеловеческих моральных принципов с требованиями «морали» буржуазного общества («Компания с ограниченной ответственностью», 1971), о борьбе за элементарные гражданские права («Посредник», 1975, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1976). В 1983 поставил фильм «Дом и мир» (по Р. Тагору).
Многие фильмы Рея отмечены национальными премиями. Почётная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине (1966), юбилейные премии международных кинофестивалей в Москве (1979) и Венеции (1982), премия им. Дж. Неру (1985) за вклад в мировое киноискусство.
Другие фильмы:
«Зверинец» (1967), «Гупи поёт Багха танцует» (1969), «Отдалённый гром» (по Б. Бондопаддхаю, 1973, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Золотая крепость» (1974), «Шахматисты» (по Премчанду, 1977), «Слава отцу Фелунатху» (1978), «Королевство алмазов» (1980); телефильмы «День Пинку» (1980), «Избавление» (1981).Сочинения:
Our films, their films, New Delhi, 1976;
Вишай чалчитра, 4 изд., Калькутта, 1976 (на бенгали).Литература:
Сатьяджит Рей, составление и перевод с английского А. Г. Софьян, М., 1979;
«Montage». Special issue on Satyajit Ray, 1966, № 5/6, July;
Wood R., The Apu trilogy, L., 1972;
Seton M., Portrait of a director, New Delhi, 1976;
Gupta Ch. Das, The cinema of Satyajit Ray, [New Delhi], 1980;
An anthology of statemens on Ray and by Ray, New Delhi, 1981.Ю. Ф. Корчагов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.