Центральная студия документальных фильмов

Центральная студия документальных фильмов

Центра́льная сту́дия документа́льных фи́льмов (ЦСДФ), крупнейшая в СССР студия хроникально-документальной кинематографии. Основана в 1927 как отдел кинохроники при кинофабрике «Совкино». В 1931 отдел был реорганизован во Всесоюзную фабрику кинохроники («Союзкинохроника»), которая в 1936 переименована в Московскую студию кинохроники, с 1940 называлась Центральная студия кинохроники, с 1944 современное название.

Документалисты студии, ряды которых пополнили в 30-е гг. выпускники ГИКа Р. Л. Кармен, М. Я. Слуцкий, Л. В. Варламов, А. А. Ованесова, развивали традиции образной публицистики, начатой работами Д. Вертова, Э. И. Шуб, М. А. Кауфмана, И. П. Копалина в первые годы становления Советского государства. В фильмах студии находили отражение новые процессы в жизни страны — коллективизация и индустриализация, массовый героизм советского народа на стройках первых пятилеток. Была организована сеть выездных киноредакций (кинофабрик на колёсах) на Магнитострое, Челябстрое, Днепрострое, в Донбассе и на других крупнейших стройках. Режиссёры и операторы искали новые приёмы и методы показа на экране образа современника («КШЭ» — «Комсомол — шеф электрификации», режиссёр Шуб; «Иван Годунов» и «Отчёт Анны Масоновой», оба режиссёра Кармена). Для воспитания массового советского патриотизма имели значение хроникальные картины, сюжеты для журналов, в том числе о полётах советских лётчиков, освоении Арктики («К белому пятну Арктики», 1931, режиссёр Н. К. Кармазинский, «Челюскин», режиссёр Я. М. Посельский, и др.); развитию пролетарского интернационализма способствовали репортажи из Испании Б. К. Макасеева и Кармена. В этот период выпускались киножурналы: «Союзкиножурнал» (1931—44, в 1925—30 назывался «Совкиножурнал»), «Социалистическая деревня» и «Железнодорожник» (с 1936), «Советское искусство» (с 1937), «Пионерия» (с 1936) и др.

В годы Великой Отечественной войны ЦСДФ объединяла фронтовые киногруппы, руководила их работой на всех фронтах и в тылу врага (съёмки вели около 260 операторов). Эти съёмки вошли во многие выпуски студии, сыграли большую роль в мобилизации духовных сил народа, в раскрытии на убедительных фактах античеловеческой сущности фашизма и противостоящей ей гуманной освободительной миссии Советской Армии. Было выпущено 284 номера «Союзкиножурнала», 45 номеров «Новостей дня», 78 — «Пионерии» и «Советского искусства», свыше 60 специальных выпусков, 102 короткометражных и 41 полнометражный фильм: «Дело войны» (1942, режиссёр Слуцкий), «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942, режиссёры Варламов, Копалин), «Сталинград» (1943, план фильма Варламова, А. Кузнецова), «Народные мстители» (1943, режиссёр Ю. И. Солнцева) и др. Опыт документалистов военных лет стал не только достоянием документального кино в последующие годы, но и послужил источником многих новаторских приёмов игрового кино. Деятельность ЦСДФ в 50—80-е гг. характеризуется дальнейшим ростом выпусков фильмов на актуальные темы современности, переходом на съёмки цветных картин, освоением новых технических средств, широкого экрана, круговой кинопанорамы, подводных съёмок. Творческое лицо студии определял постоянный поиск выразительных средств документального кино, партийная страстность, оперативный отклик на важнейшие события страны и всей планеты. Документалисты систематически ведут кинолетопись жизни трудового народа страны, создают развёрнутую картину строительства развитого социалистического общества.

ЦСДФ оснащена современной техникой. Имеет цех обработки и печати плёнки чёрно-белых и цветных фильмов, звукоцех, осветительный цех, мультипликационный цех, механический цех, цех кинолетописи и др. Студия работает над созданием кинопериодики, событийных, тематических и заказных документальных фильмов, сюжетов (12 в год) для киножурнала «Фитиль». Ежегодно выпускает свыше 150 документальных фильмов (в том числе 11—17 полнометражных), киножурналы «Новости дня» (с 1944), «Советский спорт» (с 1946), «Иностранная кинохроника» (с 1955), «Советский воин» (с 1961), «Советское кино» (с 1965), «Советский патриот» (с 1967), «Ровесник» (с 1968), «Хроника наших дней» (с 1984) и др. Ведёт обмен хроникальными лентами с большинством социалистических стран, а также с некоторыми капиталистическими странами, осуществляет совместные постановки с кинематографистами НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, ЧССР и др. Одна из наиболее значительных работ студии совместно с американской фирмой «Эр тайм интернэшонал» (эту работу возглавлял Кармен) — 20-серийная киноэпопея «Великая Отечественная» (в США и ряде других стран шла под названием «Неизвестная война»).

С деятельностью ЦСДФ связаны имена крупнейших советских документалистов: Вертова, Шуб, Варламова, Г. М. Болтянского, И. И. Белякова, В. Н. Беляева, С. Д. Бубрика, С. Н. Гурова, Кауфмана, Посельского, И. Ф. Сеткиной-Нестеровой, Л. И. Степановой, Слуцкого, М. А. Трояновского, Кармена, Копалина, Медведкина и др. В разное время в работе студии принимали участие многие из видных мастеров художественного кинематографа: Герасимов, А. П. Довженко, Ю. Я. Райзман, М. И. Ромм, С. И. Юткевич и др. Звания лауреатов Ленинской премии удостоены: в 1960 — режиссёр Кармен, операторы С. Е. Медынский, Д. М. Мамедов («Повесть о нефтяниках Каспия», 1953, «Покорители моря», 1959), в 1978 — сценаристы Л. М. Замятин, В. Н. Игнатенко, режиссёр И. В. Бессарабов, режиссёр-оператор А. С. Кочетков («Повесть о коммунисте», 1977) и в 1980 за киноэпопею «Великая Отечественная» — сценаристы К. Л. Славин, И. М. Ицков, А. М. Александров, главный военный консультант П. А. Курочкин, режиссёры И. И. Гелейн, И. А. Григорьев, И. С. Гутман, Л. С. Данилов, В. В. Катанян, С. Г. Киселёв, Л. М. Кристи, С. Н. Пумпянская, А. Я. Рыбакова, Т. А. Семёнов, Н. В. Соловьёва, З. Т. Фомина, Д. С. Фирсова (Микоша), звукооператор И. Ф. Гунгер, актёр В. С. Лановой. Государственной премии СССР и РСФСР удостоены свыше 80 фильмов, около 200 фильмов и киножурналов имеют награды всесоюзных и международных кинофестивалей. Орден Ленина (1971) и Красного Знамени (1944).

Литература:
[Львов В.], Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов, М., 1981.

М. А. Рябова.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Центральная студия документальных фильмов" в других словарях:

  • Центральная студия документальных фильмов — (ЦСДФ) крупнейшая советская киностудия хроникально документальной кинематографии, Москва. В настоящее время на базе студии функционирует Российская Центральная студия документальных фильмов. Содержание 1 История 2 Фильмы …   Википедия

  • Центральная студия документальных фильмов — ЦЕНТРÁЛЬНАЯ СТУ́ДИЯ ДОКУМЕНТÁЛЬНЫХ ФИ́ЛЬМОВ (ЦСДФ), осн. в 1927 как отдел кинохроники при кинофабрике Совкино . В 1931 был реорганизован во Всес. ф ку кинохроники, с 1940 – в Центр. студию кинохроники, с 1944 – совр. назв. В годы войны… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Российская Центральная студия документальных фильмов — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) крупнейшая советская киностудия хроникально документальной кинематографии. Находилась в Москве. В настоящее время на базе студии функционирует Российская Центральная студия документальных фильмов.… …   Википедия

  • Центральная студия документальных фильмов — (ЦСДФ)         крупнейшая советская киностудия хроникально документальной кинематографии. Находится в Москве. В 1927 при кинофабрике «Совкино» был создан специальный отдел кинохроники, в 1931 реорганизованный во Всесоюзную фабрику кинохроники… …   Большая советская энциклопедия

  • Центральная Студия Документальных Фильмов (Цсдф) — • ЦЕНТРА ЛЬНАЯ СТУ ДИЯ ДОКУМЕНТА ЛЬНЫХ ФИ ЛЬМОВ (ЦСДФ) (ЦСДФ)    крупнейшая в СССР студия хроник. док. кинематографии. Осн. в 1927 как отдел кинохроники при к/ф ке Совкино . В 1931 отдел был реорганизован во Всесоюзную ф ку кинохроники (… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Российская центральная студия документальных фильмов — Российская Центральная киновидеостудия хроникально документальных и учебных фильмов (РЦСДФ) (Лихов переулок, 6). Основана в 1927 как отдел кинохроники при кинофабрике «Совкино» (1 й Брянский проезд, 11), который в 1931 был реорганизован во… …   Москва (энциклопедия)

  • Центральная студия кинохроники — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) крупнейшая советская киностудия хроникально документальной кинематографии. Находилась в Москве. В настоящее время на базе студии функционирует Российская Центральная студия документальных фильмов.… …   Википедия

  • Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов — РЦСДФ крупнейшая российская киностудия хроникально документальной кинематографии. Была образована на базе крупнейшей в СССР студии документального кино Центральная студия документальных фильмов. Студия управляется Федеральным Государственным… …   Википедия

  • Центральная телевизионная и радиовещательная студия МО РФ — (ЦТРС МО РФ) Эмблема ЦТРС МО РФ Тип ФГУП Год основания 28 июля 1992 года …   Википедия

  • ЦСДФ — Центральная студия документальных фильмов …   Словарь сокращений русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»