'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО'

'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО'
• 'ИНТЕЛЛЕКТУА`ЛЬНОЕ КИНО`'
   "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО" (от лат. intellectus - разум, способность мыслить, понимать, составить себе представление), термин, предложенный С. М. Эйзенштейном в 1928. Концепция "И. к." возникла в процессе работы над ф. "Октябрь", в к-ром Эйзенштейн стремился не только реконструировать собы тия революции, но и наглядно выразить на экране их смысл (эпизоды "Возвышение Керенского", "Наступление Корнилова", "Боги", "2-й съезд Советов" и др.). Основываясь на этих опытах, режиссёр выдвинул гипотезу о возможности непосредств. "экранизации понятий" и целых "систем понятий". На раннем этапе теории "И. к." был провозглашён отказ от традиц. фабульной драматургии и "игры страстей" с заменой их "действием по ассоциативным путям" и "игрой умозаключений". Уже через год Эйзенштейн объяснял "И. к." как "синтез эмоциональной, документальной и абсолютной фильмы", способный "положить конец распре между "языком логики" и "языком образов" - на основе "языка кинодиалектики"". Доступность этой задачи кинематографу обосновывалась в ст. "За кадром" (1929), где Эйзенштейн сравнивал монтаж конкретных киноизображений (кадров) с образованием понятий из иероглифов в идеографич. письменности (в частности, японской) народов Дальнего Востока. Цель "И. к.", по Эйзенштейну,- "научить рабочего диалектически мыслить". Практич. воплощением теории "И. к." должен был стать ф. "Капитал". В сценарных разработках этого неосуществлённого ф. (1927 - 29) Эйзенштейн использовал, наряду с ассоциативным монтажом кадров, фабульные ситуации и материал для актёрской игры.
   В нач. 30-х гг. Эйзенштейн отходит от крайностей теории "И. к.", развивая вместе с тем её жизнеспособные элементы. В работе над сц. "Американская трагедия" (по Т. Драйзеру, 1930) он впервые в мировом кино использовал принцип "внутр. монолога", соединив нек-рые открытия "И. к." с углублённым раскрытием психологич. процесса на экране. В докладе на Всесоюзном творч. совещании работников сов. кинематографии (1935) Эйзенштейн по-новому определил диалектику чувственного и интеллектуального, конкретного и абстрактного в кинообразе, преодолевая противоречивость ранней теории "И. к.". Глубокая, конструктивная самокритика этой концепции заключена в цикле теоретич. трудов зрелого периода - "Монтаж" (1937), "Монтаж" (1938), "Метод" (1940 - 47), "Неравнодушная природа" (1945 - 48), а также в мемуарах Эйзенштейна.
   При всех крайностях и противоречиях концепция "И. к." всё же оказала влияние на теорию и практику кинематографа (игрового, док. и науч.-популярного), стимулировав поиски новых выразит. средств киноязыка, новых путей воздействия на зрителя. Отголоски её идей можно найти и в смежных иск-вах, в частности в теории и практике "эпич. театра" Б. Брехта, в политич. фотомонтажах Дж. Хартфилда и др.
   ◘ Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 1 - 6, М., 1964 - 71 (т. 1 - Автобиография, записки, с. 470 - 93; т. 2 - Перспективы, с. 35 - 44; т. 2 - За кадром, с. 283 - 296; Наш Октябрь. По ту сторону игровой и неигровой, т. 5, с. 3 2- 35); его же, Из неосуществленных замыслов ("Капитал"), "ИК", 1973, №1; Юренев Р., Теория интеллектуального кино С. М. Эйзенштейна, в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 17, М., 1976.
   Н. И. Клейман.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО'" в других словарях:

  • «интеллектуальное кино» — (от лат. intellectus — разум, способность мыслить, понимать, составить себе представление), термин, предложенный С. М. Эйзенштейном в 1928. Концепция «интеллектуального кино» возникла в процессе работы над фильмом «Октябрь», в котором… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Кино России — Эта статья о кинематографе Российской Федерации. См. также статьи Кинематограф Российской империи и Кинематограф СССР Российское кино киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. Содержание 1 Стиль и направления российского кино 1.1 Фильмы …   Википедия

  • КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см …   Энциклопедия культурологии

  • Российское кино — Эта статья о кинематографе Российской Федерации. См. также статьи Кинематограф Российской империи и Кинематограф СССР Российское кино киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. Содержание 1 Стиль и направления российского кино 1.1 Фильмы …   Википедия

  • Киноискусство — • КИНОИСКУ ССТВО    КИНОИСКУССТВО, вид худож. творчества, сформировавшийся на технич. основе кинематографии; важнейшая составная часть иск ва экрана, включающего и произв., осн. на др. средствах аудиовизуальной коммуникации: ТВ, видеокассетах и… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Кинематограф России — Основная статья: Кинематограф Режиссёр Никита Михалков на церемонии открытия XXXIII Московского международного кинофе …   Википедия

  • Русский кинематограф — Эта статья о кинематографе Российской Федерации. См. также статьи Кинематограф Российской империи и Кинематограф СССР Российское кино киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. Содержание 1 Стиль и направления российского кино 1.1 Фильмы …   Википедия

  • Сергей Михайлович Эйзенштейн — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) …   Википедия

  • Сергей Эйзенштейн — Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) …   Википедия

  • Эйзенштейн С. — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»