Antonioni, Michelangelo

Antonioni, Michelangelo
• АНТОНИО`НИ (Antonioni) Микеланджело
(р. 29.9.1912)
   итал. режиссёр. Окончил Высш. школу экономики и коммерции в Болонье, занимался журналистикой и кинокритикой. В 1942 как режиссёр-стажёр работал во Франции на съёмках ф. "Вечерние посетители" (реж. М. Карне). Сотрудничая в ж. "Bianco e пего" и "Cinema", сблизился с молодыми режиссерами формирующегося итал. неореализма. Участвовал в создании сц. ф. "Трагическая охота" (1947, режч Дж. Де Сантис) и др., был одним из авторов сюжета ф. "Белый шейх" (1952, реж. ф. Феллини).
   Реж. дебют А.- док. ф. "Люди с реки По" (начат в 1943, закончен в 1947). Эта и след. ленты "Служба чистки улиц", "Суеверие", "Семь тростей, один костюм ", "Дом уродов" и др.- своеобразный вариант неореализма в документалистике. Трагич. одиночество человека А. фиксировал и исследовал на разных срезах совр. общества и в худож. ф. В "Хронике одной любви" (1950) - это среда респектабельной миланской буржуазии, история мучительного адюльтера. В "Побеждённых" (1952) - послевоен. "потерянная" молодёжь, расследование преступления, совершённого компанией подростков без видимых причин и целей. В "Даме без камелий" (1953) - духовная пустота, убогие провинц. нравы итал. коммерч. кинематографа. В кругу гор. эскизов - и новелла "Попытка самоубийства", снятая А. для неореалистич. ф. в эпизодах "Любовь в городе" (1953). В "Подругах" (по Ч. Павезе, 1955, пр. Мкф в Венеции) проступают черты индивидуального стиля А.- режиссёра-психолога. Суховатая повествоват. манера, наблюдение за поведением человека, вписанного в мир буржуазной праздности и скуки, регистрация малейших движений души, экранное время, приближённое к длительности самих событий,- всё это даёт, по определению А. Моравиа, "новое ощущение реальности". В ф. "Крик" (1957, в сов. прокате "Отчаяние") А. возвращает действие в нар. среду, оставшись верным атмосфере отчуждения и безысходности.
   Произведения А. 50-х гг. при своих существ, первооткрытиях не были достаточно поняты и оценены в их время. Признание и широкая известность пришли к режиссёру в 60-е гг., после ф. "Приключение" (1960, спец. пр. Мкф в Канне) и "Ночь" (1960, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1961), "Затмение" (1961, спец. пр. Мкф в Канне, 1962), "Красная пустыня" (1964, гл. пр. Мкф в Венеции). Эти ф. составили тетраптих, в к-ром режиссёр как бы ставил диагноз прогрессирующих духовных болезней бурж. общества: разрыв связей между людьми, нравств. упадок, социальная анемия, атрофия чувств.
   А. был признан поэтом "отчуждения" и "некоммуникабельности" (термины, к-рые ввела в обиход франц. критика). Менее были замечены тревога художника, тоска по иной жизни (воплощённые в образах, созданных М. Витти, постоянной исполнительницей главных ролей в фильмах А. нач. 60-х гг.). Эта тема особенно явственно звучала в ф. "Красная пустыня".
   В "Фотоувеличении" ("Блоуап", 1967, Великобритания, гл. пр. Мкф в Канне) лондонский фотограф рвётся из модного ателье к неприкрашенной реальности и репортажной правде фактов. Но при всей искренности и активности стремления его фотокамера способна запечатлеть лишь внешний облик явлений, не пробиваясь к их сущности, которая остаётся таинственной и скрытой.
   След. периоду творчества А. свойствен возрастающий интерес к политич., социальным веяниям, к проблемам развивающихся стран. В ф. "Забриски-пойнт" (1970, США) А. показал антибурж. молодёжный бунт против "прослерити". В 1972 снял док. ф. "Китай". События борьбы за независимость в одном из африканских государств стали фоном ф. "Профессия: репортёр" (1975) - истории журналиста, отважившегося начать новую жизнь под именем другого человека, чтобы порвать с ложью и узостью собств. существования и раствориться в тревогах и борьбе мира, вновь сталкиваются в трагич. противоречии порыв к контакту, к постижению истины и обречённость этой попытки, фатальная замкнутость человека в кругу собственной судьбы. А. - автор сц. почти всех своих ф.
   В 1980 снял на ТВ ф. "Тайна Обервальда" (по пьесе Ж. Кокто "Двуглавый орёл", в гл. роли Витти), в 1982 - ф. "Идентификация женщины". Юбилейная пр. Мкф в Канне (1982).
   ◘ Вайсфельд И., Иск-во опустошенной души, в его кн.: Крушение и созидание, М., 1964; Туровская М., Красная пустыня эротизма, в ее кн.: Да и нет, М., 1966; Караганов А., Киноиск-во в борьбе идей, 2 изд., М., 1982; Та i lie ur R., Thirard P. L., Antonioni, P. 1963; Carlo C. di, Michelangelo Antonioni, Roma, 1964; Bernardini A., Michelangelo Antonioni da "Gente del Po" a "Blowup", Mil., 1967; Lyons R. J., Michelangelo Antonioni's neorealism, N. Y., 1976.
   H. M. Зоркая.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Antonioni, Michelangelo" в других словарях:

  • Antonioni, Michelangelo — born Sept. 29, 1912, Ferrara, Italy Italian film director and producer. He wrote film reviews and studied filmmaking before directing his short film The People of the Po Valley (1947). His first major film, The Girl Friends (1955), was followed… …   Universalium

  • Antonioni, Michelangelo — (1912– )    Postwar Italy’s most intellectually challenging film director, Michelangelo Antonioni was born in Ferrara. His career in the cinema began in the 1940s, when he was an editor of Cinema, the film magazine directed by Benito Mussolini’s… …   Historical Dictionary of modern Italy

  • Antonioni, Michelangelo — (1912 2007)    Director, critic, screenwriter. Universally acknowledged as the foremost representative of cinematic modernism in Italy, Antonioni nurtured an early passion for music and drawing but drifted into a degree in economics at the… …   Guide to cinema

  • Antonioni, Michelangelo — (1912 2007)    Director, critic, screenwriter. Universally acknowledged as the foremost representative of cinematic modernism in Italy, Antonioni nurtured an early passion for music and drawing but drifted into a degree in economics at the… …   Historical dictionary of Italian cinema

  • Antonioni, Michelangelo — ► (n. 1912) Director cinematográfico italiano. Supo expresar los sentimientos y angustias contemporáneos. Películas: Las amigas (1955), La aventura (1959). En E.U.A. filmó Zabriskie Point (1970). Realizó un excelente informe sobre la China… …   Enciclopedia Universal

  • Antonioni,Michelangelo — An·to·ni·on·i (ăn tō nē ōʹnē), Michelangelo. Born 1912. Italian filmmaker whose works, notably L Avventura (1959), are rich character studies. * * * …   Universalium

  • Antonioni, Michelangelo —  (1912–2007) Italian film director …   Bryson’s dictionary for writers and editors

  • Antonioni — Antonioni, Michelangelo …   Enciclopedia Universal

  • Michelangelo Antonioni — Born September 29, 1912(1912 09 29) Ferrara, Italy Died …   Wikipedia

  • Antonioni — Michelangelo Antonioni Michelangelo Antonioni (* 29. September 1912 in Ferrara, Italien; † 30. Juli 2007 in Rom[1]) war ein italienischer Filmregisseur, Autor und Maler …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»