'АВАНГАРД'

'АВАНГАРД'
• 'АВАНГА`РД'
   "АВАНГАРД", направление в зап.-европ. кино 20-х гг., связанное с поисками формальных средств киновыразительности. Наиболее отчётливо "А." проявился во франц. и нем. кино. Во франц. кино разделяется на два этапа, условный рубеж между к-рыми - год смерти Л. Деллюка (1924), чья деятельность критика, сценариста и режиссёра способствовала ориентации франц. кинематографистов на разрыв с коммерч. рутиной и поиски новых путей. Выдвинув понятие фотогении как лозунг борьбы за обновление кино, Деллюк призывал к более непосредств. контакту с совр. реальностью, к расширению и углублению взгляда на мир, к обогащению киноязыка. Среди франц. режиссёров он выделял А. Ганса ("Матерь скорбящая", 1917, "Я обвиняю", 1919, "Колесо", 1923), М. Л'Эрбье ("Эльдорадо", 1920,"Бесчеловечная", 1923) и Ж. Эпштейна ("Верное сердце", 1923) как выразителей новых тенденций. Они вместе с Деллюком ("Лихорадка", 1921, и др.), Ж. Дюлак ("Испанский праздник", 1919, сц. Деллюк, "Улыбающаяся мадам Беде", 1922), Ж. Ренуаром ("Дочь воды", 1924) и нек-рыми др. составили т. н. "Первый Авангард". Для произв. "Первого Авангарда" были характерны установка на поэтич. самовыражение, лиризм, использование зрительных метафор и аллегорий. Для этого применялись разл. технич. приёмы, в т. ч. ускоренная и замедленная съёмка, ассоциативный монтаж, двойная экспозиция и др. Склонность к натурным съёмкам и лирич. восприятие природы закрепили за "Первым Авангардом" также наименование "киноимпрессионизм". Его линия была продолжена в ф. "Прогулка в открытом море" Ж. Гремийона (1926), "Маленькая Лили" (1927) и "На рейде" (1927) - оба А. Кавалканти, "Менильмонтан" Д. Кирсанова (1927), "Зона" Ж. Лакомба (1928), а также в творчестве Ж. Виго, Ренуара, М. Карне и др.
   Во 2-й пол. 20-х гг. во франц. "А." возобладали формалистич. установки: технич. приёмы были превращены в самоцель и противопоставлены задачам реалистич. воспроизведения жизни, построения сюжета, создания конкретных человеческих образов. Авангардистские эксперименты приобретали всё более замкнутый, элитарный характер. Ощутимое воздействие на кино оказывали абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Получили хождение теории "чистого кино", "чистого движения", "зрительной музыки" и др.; их пропагандировала в своих статьях Дюлак. Создавались ф., представлявшие собой либо формальные эксперименты в области пластич. композиции и ритма ("Механический балет", 1924, реж. Ф. Леже; "Игра отблесков и скорости", 1925, реж. А. Шомет; "Пластинка 927", 1929, реж. Дюлак), либо иррациональное чередование образов с фрейдистской подоплёкой ("Эмак Бакиа", 1927, и "Морская звезда", 1928,- оба реж. Мэн Рея, и получивший широкую известность ф. "Андалузский пёс", 1928, реж. Л. Буньюэля по его же сц. с С. Дали). Под влиянием дадаизма был создан ф. "Антракт" (1924, реж. Р. Клер), под влиянием сюрреализма - "Раковина и священник" (1928, реж. Дюлак) и "Золотой век" (1930, реж. Буньюэль), в к-ром отчётливо звучали антибурж. бунтарские мотивы. Влияние эстетики конструктивизма чувствуется в фильме Э. Деслава "Марш машин" (1929). Картины "Второго Авангарда", как правило, создавались вне системы коммерч. кинопроиз-ва, но мн. режиссёры, ставя ф. обычного типа, вводили в них авангардистские мотивы и эпизоды: "Призрак Мулен-Ружа" Клера (1925), "Деньги" Л'Эрбье (1927) и др. К кон. 20-х гг. франц. "А.", исчерпав себя, прекратил существование как худож. течение, однако найденные им приёмы и средства экранной выразительности получили распространение во Франции и за её пределами.
   "А." в нем. кино начался с экспериментов в области абстрактного фильма. X. Рихтер в серии к/м лент "Ритм-21" (1921), "Ритм-22" (1922) и др. сделал попытку придать движение беспредметным живописным композициям, соединяя зрительный ритм с музыкальным. В том же направлении работали В. Эггелинг ("Диагональная симфония", 1922), В. Рутман (серия "Опусы", 1922 - 25), О. Фишингер (серия "Этюды". 1926 - 1928). Эти ф. побудили к аналогичным экспериментам представителей франц. "А.". Между тем нем. авангардисты эволюционировали в сторону документализма, ко всё большей жизненной и социальной конкретности. Важными вехами на этом пути стали "Берлин, симфония большого города" Рутмана (1927), "Инфляция" (1927) и "Гоночная симфония" (1928) Рихтера. На эволюцию нем. "А." оказала влияние теория и практика сов. док. кино.
   В 1947 в США был создан под общим рук. Рихтера эксперим. ф. "Сны, которые можно купить за деньги", где отдельные новеллы принадлежали представителям "А." 20-х гг. Леже, М. Дюшану, Мэн Рею, М. Эрнсту и самому Рихтеру. В 1951 Рихтер выпустил ф. "Тридцать лет экспериментов" - обширную антологию "А.".
   "А." способствовал в 20-е гг. утверждению кино как иск-ва. Он помог расширению возможностей игрового и док. кино. Опыт абстрактных ф. в известной степени был использован в мультипликации.
   Деллюк Л., Фотогения кино, (пер. с франц.), М., 1924; Садуль Ж., История киноиск-ва от его зарождения до наших дней, пер. с франц., М., 1957; Теплиц Е., История киноиск-ва, т. 1 - 1895-1927, пер. с польск., М., 1968.
   В. И. Божович.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "'АВАНГАРД'" в других словарях:

  • Авангард-1 — Заказчик …   Википедия

  • авангард — а, м. avant garde f. 1. воен. Часть войск, находящаяся впереди главных сил. Смотреть надлежит, чтоб вначале силныи корпус .. наперед все дороги и пасы осмотрели .. которои корпус называетца авангардия. УВ 1716 188. Неприятельская авангард. ЖКФ… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АВАНГАРД —     АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… …   Философская энциклопедия

  • АВАНГАРД —         термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… …   Энциклопедия культурологии

  • АВАНГАРД — (фр. avant garde передняя стража) 1) передовой отряд войска, выставляемый на первом плане против неприятеля и обязанный, кроме того, собирать верные известия о силе неприятеля, исправлять карты, устраивать дороги и проч. 2) передовая эскадра в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АВАНГАРД — (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский киноавангард… …   Энциклопедия кино

  • АВАНГАРД — (Vanguard, van) соединение кораблей, выдвинутое в сторону противника и расположенное от главных сил в расстоянии, определяемом расчетом для развертывания флота при встрече с противником. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… …   Морской словарь

  • авангард — См. передний... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. авангард (передовой, сторожевой) (полк, отряд), войско, передний, форпост, аванпост, фас, фронт, фасад, авангардия,… …   Словарь синонимов

  • АВАНГАРД — направление во французском кино 1920 х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. Авангард непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель Авангарда : Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн; на определенном …   Современная энциклопедия

  • АВАНГАРД — АВАНГАРД, авангарда, муж. (франц. avant garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой нибудь общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия авангард рабочего… …   Толковый словарь Ушакова

  • “Авангард” — “АВАНГАРД”, направление во французском кино 1920 х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. “Авангард” непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель “Авангарда”: Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»