- КАЗАН Элиа
Ка́за́н Элиа (Kazan), настоящая фамилия Казанжоглу (Kazanjoglou), (р. 7.9.1909), американский режиссёр, писатель. Родился в Константинополе. По национальности грек. В 1913 с родителями эмигрировал в США. Учился в театральной школе Йельского университета. С 1932 актёр, с 1934 режиссёр «Груптиэтр». В 40-е гг. ставил пьесы Т. Уильямса, А. Миллера, Т. Уайлдера. Был в числе создателей Актёрской студии (1947), обучение в которой велось на основе принципов системы К. С. Станиславского. Среди воспитанников студии, впоследствии снимавшихся в фильмах Казана, были М. Брандо, Р. Стайгер, Дж. Дин, Н. Вуд и др. Интерес к кино возник у Казана ещё в 30-е гг., когда он сыграл в короткометражном фильме Р. Стейнера «Пирог в небе» (1934) и Поставил документальный короткометражный фильм о шахтёрах «Люди Камберленда» (1937). В 1945 Казан с успехом дебютировал в игровом кино фильмом «Дерево растёт в Бруклине» о жизни обитателей нью-йоркских трущоб. Начиная с первого фильма Казана почти все свои работы посвящал острым и сложным проблемам современного американского общества. Тема фильма «Бумеранг» (1947) связь преступности с политической борьбой в США, фильма «Джентльменское соглашение» (1947, премия «Оскар») антисемитизм, фильма «Пинки» (1949) расовые предубеждения, фильма «Паника на улицах» (1950, премия международного кинофестиваля в Венеции) городская преступность. С разгулом маккартизма в стране Казан отходит от актуальной современной проблематики, экранизируя пьесу Уильямса «Трамвай Желание» (1951, премия международного кинофестиваля в Венеции). В 1952 Поставил фильм о предводителе мексиканской революции «Да здравствует Сапата!» (сценарист Дж. Стейнбек).
В 1952 Казан был вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, пошёл на сотрудничество с ней. Это позволило ему избежать тюремного заключения, но привело к глубокому идейному и нравственному кризису. Фильм «В порту» (1954, премия международного кинофестиваля в Венеции, премия «Оскар») о борьбе против гангстеризации профсоюзов фактически имел антипрофсоюзную направленность. Во второй половине 50-х гг. он вновь, как и в первые послевоенные годы, продемонстрировал чуткость к новым веяниям в американском обществе, первым давая им экранное воплощение. В фильме «К востоку от рая» (по Стейнбеку, 1955, премия международного кинофестиваля в Канне) был показан конфликт поколений; в главной роли выступил Дж. Дин, воплотивший бунтарские настроения американской молодёжи. В фильме «Лицо в толпе» (1957) была дана критика средств массовой коммуникации в американском обществе. В 60-е гг. поставил по собственным романам дилогию «Америка, Америка» (1963, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1964) и «Сделка» (1969), полную автобиографических аллюзий. В «Сделке» Казан дал откровенный и самокритичный анализ тех потерь, которые несёт человек из-за компромиссов в жизни и творчестве. В 1972 поставил фильм «Посетители» по сценарию своего сына Криса Казана (на 16-мм плёнке), рассказывавший о моральном растлении американской молодёжи, участвовавшей в войне во Вьетнаме, и в 1976 экранизировал роман Ф. С. Фицджеральда «Последний магнат».
Другие фильмы:
«Море травы» (1946), «Человек на проволоке» (1953, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Куколка» (сценарист Т. Уильяме, 1956), «Дикая река» (1960), «Великолепие в траве» (1961).Сочинения:
America, America, N.Y., 1962;
The arrangement, N.Y., 1967;
The assasins, N.Y., 1972;
The understudy, N.Y., 1975.Литература:
Березницкий Я., Как создать самого себя, М., 1976;
Tailleur R., Elia Kazan, P., 1971;
Ciment M., Kazan on Kazan, L., 1973.А. И. Рейтблат.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.