- Kramer, Stanley
- • КРА`МЕР, Креймер (Kramer) Стэнли(р. 29.9.1913)амер. режиссёр, продюсер. В 1933 окончил Нью-Йоркский ун-т. Работал в Голливуде, писал для радио. В 1947 основал независимую фирму. Первая созданная им картина - комедия "Вот это Нью-Йорк" (1948). Субсидировал ряд известных социальных ф.: "Чемпион" (1949), "Смерть коммивояжёра" (по А. Миллеру, 1951), "Ровно в полдень" (1952), "Дикарь" (1953) и др. В первых реж. работах "Не как чужой" (1955) и "Гордость и страсть" (1957) К., ещё не найдя своей темы, опирался на штампы Голливуда, апробированные фабульные конструкции. Первый успех - ф. "Не склонившие головы" (1958, в сов. прокате "Скованные одной цепью"), где режиссёр исследовал отношения двух людей, белого и негра, преодолевающих расовую ненависть и приходящих к выводу о необходимости человеческого взаимопонимания. Далёкий от к.-л. новаций в области формы, избегая острого изобразит. решения, К. тяготел к ясности мысли, выраженной с максимальной публицистич. доступностью, на твёрдой сюжетной основе, с использованием традиц. системы жанров. Следуя этим принципам, К. пост. в 1959 антивоен. картину "На последнем берегу" (по Н. Шюту) и в 1960 ф. "Пожнёшь бурю", воспроизводившую события знаменитого "Обезьяньего процесса" 20-х гг., когда школьный учитель был осуждён за преподавание основ эволюц. теории Ч. Дарвина. В 1961 снял ф. "Нюрнбергский процесс", вскрывавший корни возникновения герм, фашизма и утверждавший идею личной ответственности каждого человека за происходящее в мире. Вышедшая в 1963 комедия "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" высмеивала бурж. страсть к обогащению и реконструировала бурлескную алогичность амер. "комической" 20-х гг. В 1965 экранизировал роман К. Э. Портер "Корабль глупцов", попытавшись в образе заполненного людьми корабля, плывущего в фаш. Германию 30-х гг., дать политич., социальный и психологич. портрет мира того времени. В ф. "Угадай, кто придёт к обеду" (1967) сложная проблема расовых взаимоотношений, пропущенная через призму жанра "рождественской сказки", лишилась остроты и значимости. Сумбурным по замыслу и монотонным по исполнению оказался ф. "Тайна Санта-Виттории" (1968) о жизни итал. деревни в период 2-й мировой войны. Наивно и упрощённо трактовались вопросы молодёжного движения в картине "R. Р. М." ("Революция в минуту", 1970). В 1971 пост. ф. "Благослови зверей н детей" - горькое повествование о романтич. восприятии мира амер. детьми и о жестокой действительности, в к-рой они существуют, в 1973 - социальную драму "Оклахома как она есть". Криминальная драма "Принцип "Домино"" (1977) посв. исследованию проблемы политич. терроризма. В 1979 пост. ф. "И спотыкается бегущий...". Тема борьбы за мир пронизывает всё творчество К. и многие его публицистич. высказывания. В 1973 получил гл. пр. Мкф в Москве за совокупность творчества.◘ Spoto D., Stanley Kramer, film maker, N. Y., 1978; Неделин В., Стенли Креймер, М., 1970В. Ю. Дмитриев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.