- КУБРИК Стэнли
- • КУ`БРИК (Kubrick) Стэнли(р. 26.7.1928)амер. режиссёр, сценарист, продюсер. В кино с 1951 (к/м док. ф. "День боя"). Известность принёс К. антимилитаристский ф. "Тропы славы" (1957) о франц. солдатах 1-й мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В 1960 пост. историч. "суперколосс" "Спартак". В 1962 экранизировал роман В. В. Набокова "Лолита". Его талант сатирика в полной мере проявил себя в антивоен. комедии "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу" (1963), где, используя традиции "чёрного юмора", гротескный сдвиг реальности и точно рассчитанный выбор социальных масок, режиссёр показал, как реваншистская истерия фашиствующих учёных, тупость и воинственность генералитета и попустительство высших кругов амер. администрации приводят мир к атомной катастрофе. В 1968 К. пост, науч.-фантастич. ф. "2001: Космическая одиссея" (но А. Кларку, пр. "Оскар" за спец. эффекты), использовав богатые технические возможности совр. кинематографа. Преклонение перед человеческим разумом, вырвавшимся в космическое пространство, сочеталось в ф. с трагич. идеей непознаваемости Вселенной. С 1971 К. работает в Великобритании. Большую дискуссию вызвала антиутопия "Заводной апельсин" (по А. Борджесу, 1971), исследовавшая проблему всеобщего насилия, охватившего бурж. мир. Показав, что жестокость есть прямое порождение этого мира и является его неотъемлемой частью, режиссёр нарисовал взрывчатые последствия подобной ситуации. Но одновременно в ф. проскальзывала тенденция к эстетизации насилия, созданию на его основе грандиозного спектакля, призванного удовлетворить зрит, любопытство, и эта двойственность замысла и его воплощения привела к исключающим друг друга трактовкам. В 1975 К. экранизировал роман У. М. Тсккерея "Барри Линдон", создав живописное и точное по ритмич. рисунку, но холодное и рассудочное зрелище, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью. В 1980 пост. ф. "Сияние" - притчу о тайнах бытия и человеческой ненависти, сделанную в традициях "готич. романа". В большинстве картин К. есть важные кинематографич. находки в области монтажа, движения камеры, создания атмосферы действия, использования музыки, изобразит, организации пространства. Он -автор или соавтор сценариев почти всех своих картин.Среди др. ф.: "Страх и желание" (1953), "Поцелуй убийцы" (1955), "Убийство" ("Последняя облава", 1956).◘ De Vries D., The films of Stanley Kubrick, Grand Rapids (Mich.), 1973; Коlker R. Ph., A cinema of lonelinnes, N. Y.- Oxf., 1980 (фильмогр.).В. Ю. Дмитриев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.