- ЛАНГ Фриц
- • ЛАНГ (Lang) Фриц(5.12.1890 - 2.8.1976), нем. режиссёр (ФРГ). Учился в Высш. инж. уч-ще, Академии изобразит, иск-в и ун-те в Вене. В 1910 изучал архитектуру и живопись в Брюсселе, Мюнхене и Париже. В 1916 написал сц. детективного ф. "Свадьба в клубе эксцентриков" (реж. Дж. Май). С 1918 сотрудничал как сценарист с реж.: О. Риппсртом - "Чума во Флоренции" (1919), Маем -"Хильда Варрен и смерть" (1917), "Индийская гробница" (1921) и др. В этих сц., а также в первой реж. работе - ф. "Харакири" (1918) наметилась одна из осн. тем творчества Л.- бессилие человека перед неумолимым роком. Во мн. последующих картинах Л., особенно в ф. "Усталая смерть" (1921, в сов. прокате "Четыре жизни") и "Нибслунги" (1924), проявились неоромантич. Тенденции - фатализм, уход от действительности, идеализация далёкого прошлого. Вторая тема творчества Л.- изображение исключит, личности (диктатор, сверхпреступник, убийца-маньяк и т. п.), стремящейся к неограниченной власти. В ф. "Пауки" (1919) рассказывалось о шайке гангстеров, терроризирующей весь мир; герой ф. "Доктор Мабузе - игрок" (1922, в сов. прокате "Позолоченная гниль") - преступник, перевоплощающийся в биржевого дельца, учёного, азартного игрока и т. п.; ф. "Метрополис" (1926) повествовал о фантастич. гигантском городе, где правит диктатор, мечтающий о мировом господстве. Л. лишал своего "сверхчеловека" романтич. ореола, подчёркивая жестокость, бесчеловечность его поступков.Первые звук, ленты Л. - "М" ("Убийца", 1931) и "Завещание доктора Мабузе" (1933) полны предчувствия надвигавшейся на Германию катастрофы фашизма. Ф. "Завещание доктора Мабузе" был запрещён цензурой и в 1933 конфискован. В том же году Л. эмигрировал. В 1934 пост. во Франции мистико-фантастич. драму "Лилиом" (по Ф. Мольна-ру). В 1935-58 работал в США. В ф. "Ярость" (1936) выступил против суда Линча. В 1941 - 44 пост. антифаш. ф. "Охота за человеком", "Министерство страха" (по Г. Грину) и "Палачи тоже умирают" (сц, с Б. Брехтом). Наряду с этими картинами пост, в США ряд коммерч. ф. в традиц. жанре "чёрной" криминальной драмы, вестерна и т. п.: "Женщина в окне" (1944), "Тайна по ту сторону двери" (1948), "Голубая гардения" и "Ранчо, пользующееся дурной славой" (1952), "Мунфлит" (1955). С 1958 работал в ФРГ, где пост, новые версии немых ф. "Эшнапурский тигр" и "Индийская гробница" (1958), а также "Тысяча глаз доктора Мабузе" (1960). В 1963 сыграл режиссёра в ф. франц. реж. Ж. Л. Годара "Презрение".На творческом пути Л. испытал влияние разл. течений и школ: неоромантизма, экспрессионизма, франц. "Авангарда" и др. В своих лучших фильмах Л. выступал как художник, ищущий новые выразит. средства киноиск-ва. Особенностями реж. искусства Л. являются также масштабность постановок, точный подбор исполнителей по типажным данным.Др. ф.: "Полукровка" (1919), "Шпионы" (1928), "Женщина на Луне" (1929), "Улица греха" (1945), "Американская война на Филиппинах" (1950), "Ночная схватка" (1951), "Сильная жара" (1953), "Человеческая страсть" (1954), "По ту сторону разумного сомнения" (1956).◘ Bogdanovich P., Fritz Lang in America, N. Y., 1969; Eisner L., Fritz Lang, L., 1976; Fritz Lang, Munch,- W., 1976.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.